Резолютивная часть постановления объявлена 06.12.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.12.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителя от заявителя: Ладанова А.И., председателя (выписка от 10.06.2012),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу потребительского союза садоводов "Нефтяник-8" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.05.2012, принятое судьей Коробовой Н.Н., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012, принятое судьями Хоровой Т.В., Кононовым П.И., Немчаниновой М.В., по делу N А82-13199/2011 по заявлению потребительского союза садоводов "Нефтяник-8" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области от 14.06.2011 N 113 и установил:
потребительский союз садоводов "Нефтяник-8" (далее - потребительский союз) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 14.06.2011 N 113.
Решением суда от 14.05.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 06.08.2012 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, потребительский союз обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка и налоговой базы по земельному налогу неправомерно исходили из постановления Правительства Ярославской области от 09.12.2009 N 1189-п (далее - постановление N 1189-п), поскольку в указанном постановлении не утверждена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего потребительскому союзу. По мнению налогоплательщика, постановления органов исполнительной власти относятся к актам земельного, а не налогового законодательства, следовательно, на их основании неправомерно осуществлять исчисление и уплату земельного налога. Потребительский союз обращает внимание суда на то, что земельный налог за 2010 год исчислен им на основании кадастровой выписки от 22.01.2010; по состоянию на 01.01.2010 в государственном кадастре недвижимости отсутствовала информация о стоимости земельного участка в размере 22 772 690 рублей. Потребительский союз полагает, что решение Инспекции фактически возлагает на него дополнительные налоговые обязательства, не предусмотренные действующим законодательством о налогах и сборах.
Подробно доводы заявителя изложены в жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу указала на отсутствие оснований для отмены принятых судебных актов; надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направила представителя в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленной потребительским союзом налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год, согласно которой налогоплательщик исчислил земельный налог в сумме 1673 рублей, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 557 798 рублей и ставки налога 0,3 процента. С учетом уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей сумма налога к доплате на основании декларации за 2010 год составила 418 рублей.
По результатам проверки составлен акт от 10.05.2011 N 550 (сумма подлежащего к уплате за 2010 год налога составила 68 318 рублей, исходя из кадастровой стоимости земельного участка 22 772 690 рублей) и принято решение от 14.06.2011 N 113 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности, в соответствии с которым потребительскому союзу предложено уплатить 67 900 рублей земельного налога (68 318 - 418 рублей) и 2267 рублей 14 копеек пеней, начисленных по состоянию на 14.06.2011.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Ярославской области от 01.08.2011 N 286 решение Инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), постановлением N 1189-п, Методическими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.07.2005 N 145, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, утвержденными приказом Минэкономразвития от 20.09.2010 N 445, приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307, приняв во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.01.2012 по делу N А82-11897/2011, суд первой инстанции отказал потребительскому союзу в удовлетворении его требования. Суд пришел к выводу о правомерном доначислении Инспекцией земельного налога исходя из действительных обязательств налогоплательщика.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса по состоянию на первое января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации
В пункте 3 статьи 391 Кодекса установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В пункте 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ, действовавшей в период проведения кадастровой оценки) определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В данном случае постановлением N 1189-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ярославской области (вступило в силу через 10 дней с момента его официального опубликования в газете "Документ-Регион" от 18.12.2009 N 35 (28.12.2009)), которые подлежат применению в целях налогообложения и иных установленных законодательством целях с 01.01.2010.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что потребительскому союзу на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 352 573 квадратных метра.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.01.2012 по делу N А82-11897/2011 (которым признаны правомерными действия Росреестра по изменению кадастровой стоимости земельного участка потребительского союза на ту, которая соответствует фактическому виду его разрешенного (функционального) использования), а также то обстоятельство, что на дату возникновения обязанности по уплате первого авансового платежа по земельному налогу за 2010 год (30.04.2010) и на дату возникновения обязанности по уплате земельного налога за 2010 год (01.02.2011) кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена действующим и подлежащим применению постановлением N 1189-п, суды признали правомерными действия Инспекции по доначислению потребительскому союзу земельного налога исходя из кадастровой стоимости спорного участка в размере 22 772 690 рублей.
В соответствии с пунктом 7 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618, орган государственной власти, утвердивший в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении результатов кадастровой оценки (с приложением результатов кадастровой оценки).
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия не в связи с заявлением о кадастровом учете, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов.
В связи с изложенным судом округа отклоняется довод налогоплательщика о том, что по состоянию на 01.01.2010 в государственном кадастре недвижимости отсутствовала информация о стоимости земельного участка в размере 22 772 690 рублей.
Ссылка потребительского союза на то, что в постановлении N 1189-п не утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка, несостоятельна, поскольку налогоплательщик не лишен возможности на основании данного постановления произвести расчет налоговой базы по земельному налогу, определив кадастровую стоимость путем умножения площади принадлежащего ему земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости.
На правомерность такого подхода для определения кадастровой стоимости земельных участков неоднократно указывал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлениях от 21.09.2010 N 7309/10 и от 19.04.2011 N 15932/10.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно отказали потребительскому союзу в удовлетворении его требования.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.05.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 по делу N А82-13199/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу потребительского союза садоводов "Нефтяник-8" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на потребительский союз садоводов "Нефтяник-8".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 7 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618, орган государственной власти, утвердивший в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении результатов кадастровой оценки (с приложением результатов кадастровой оценки).
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия не в связи с заявлением о кадастровом учете, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов.
...
На правомерность такого подхода для определения кадастровой стоимости земельных участков неоднократно указывал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлениях от 21.09.2010 N 7309/10 и от 19.04.2011 N 15932/10."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 декабря 2012 г. N Ф01-5610/12 по делу N А82-13199/2011
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4428/13
03.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4428/13
13.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5610/12
06.08.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4321/12
14.05.2012 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-13199/11