Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2012.
Полный текст постановления изготовлен 26.12.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Апряткиной Г.С., Чернышова Д.В.
при участии представителя от ответчика: Шестакова В.Л. (доверенность от 23.01.2012 N 134),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Департамента лесного хозяйства Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 30.05.2012, принятое судьей Двинских С.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.09.2012, принятое судьями Барминым Д.Ю., Поляшовой Т.М., Щелокаевой Т.А., по делу N А28-11154/2011 по иску Департамента лесного хозяйства Кировской области к закрытому акционерному обществу "Логистик центр" о признании размера арендной платы, предусмотренного договором аренды от 20.08.2008 N 37-5 и приложением N 4, не соответствующим требованиям законодательства и о взыскании неосновательного обогащения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное агентство лесного хозяйства, и установил:
Департамент лесного хозяйства Кировской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Логистик центр" (далее - ЗАО "Логистик центр", Общество) о признании размера арендной платы, указанного в пункте 5 договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 20.08.2008 N 37-5, и в приложении N 4, не соответствующим требованиям законодательства и о взыскании неосновательного обогащения в размере 1 488 858 рублей.
Исковые требования основаны на статьях 421, 424, 452, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 73, 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) и мотивированы тем, что при определении размера арендной платы, стороны не учли, что минимальный размер арендной платы за использование лесного участка является регулируемой ценой и должен определяться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310)". Не приняв во внимание положения названного документа, стороны рассчитали размер арендной платы без учета повышающего коэффициента 3,5, применяемого при приближенности лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования, и коэффициента 1,5, применяемого при использовании защитных лесов. Неправильный расчет арендной платы привел к неосновательному обогащению ответчика за счет истца.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Агентство).
Арбитражный суд Кировской области решением от 30.05.2012, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.09.2012, частично удовлетворил исковые требования. Суд взыскал с ответчика 294 903 рубля 68 копеек арендной платы, в удовлетворении остальных требований отказал. Суд посчитал недоказанным факт того, что расстояние от спорного лесного участка до дороги общего пользования составляет менее одного километра, и указал на необоснованность применения повышающего коэффициента 3,5. Установив, что арендуемый лесной участок относиться к защитным лесам, суд счел правомерным применение коэффициента 1,5.
Не согласившись с данными судебными актами, Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального права.
Заявитель считает, что, применив к расчету арендной платы коэффициент 1,5, суд фактически признал размер арендных платежей, указанный в пункте 5 договора аренды лесного участка, не соответствует требованиям законодательства, однако отказал в удовлетворении такого требования. Кроме того, заявитель считает неправомерным вывод суда о недоказанности того, что расстояние от спорного лесного участка до дороги общего пользования составляет менее одного километра.
Третье лицо отзывом на жалобу поддержало доводы заявителя, просило кассационную жалобу удовлетворить и рассмотреть ее в отсутствие своих представителей.
Ходатайством от 12.12.2012 Департамент просил рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда по данному делу проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав полномочного представителя Общества, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, на основании распоряжения Правительства Кировской области от 06.05.2002 N 157 федеральное государственное учреждение Кировский лесхоз Агентства лесного хозяйства по Кировской области (арендодатель) и закрытое акционерное общество "Межрегиональная коммерческая компания" (арендатор) заключили договор аренды участка лесного фонда от 03.12.2004, согласно которому арендатор принял в пользование участок лесного фонда с кадастровым номером 43:00:000000:0087:001 для культурно-оздоровительных целей, сроком пять лет.
Во исполнение статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" Департамент (арендодатель) и закрытое акционерное общество "Межрегиональная коммерческая компания" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 20.08.2008 N 37-5, согласно которому арендатор принял в пользование лесной участок площадью 22,3 гектара, расположенный по адресу: Кировская область, Кирово-Чепецкий район, Парковое лесничество, Новобыстрицкое участковое лесничество, квартал N 25 выделы 14, 15, 27-32, условный номер 43-43-01/308/2008-507, для осуществления рекреационной деятельности.
Земельный участок передан от арендодателя арендатору по акту приема-передачи лесного участка в аренду от 20.08.2008. Договор заключен на срок 10 лет, зарегистрирован в установленном законом порядке.
В пункте 5 договора стороны согласовали, что арендная плата составляет 58 698 рублей 06 копеек в год, взимается за площадь предоставленного лесного участка и подлежит изменению в порядке пункта 7 договора, согласно которому размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также при изменении объемов изъятия лесных ресурсов. В этом случае арендодатель направляет арендатору заказным письмом с уведомлением либо вручает ему под роспись уведомление об изменении размера арендной платы (с указанием основания изменения, размера и расчета арендной платы), которое является неотъемлемой и обязательной частью настоящего договора для арендатора.
Арендная плата подлежит внесению в следующие сроки: 31 марта - 25 процентов, 30 июня - 25 процентов, 30 сентября - 25 процентов, 31 декабря - 25 процентов. Арендная плата в 2008 году вносится арендатором согласно пункту 6 приложения N 4 к договору.
Письмом от 20.11.2008 N 12 закрытое акционерное общество "Межрегиональная коммерческая компания" уведомило Департамент о реорганизации в форме разделения с передачей всех прав и обязанностей реорганизованного юридического лица ко вновь созданным юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. Права и обязанности по договору от 20.05.2008 N 37-5 переданы ЗАО "Логистик центр".
Департамент направил в адрес Общества уведомление от 27.03.2009 N 1241/01-07-23 об изменении размера арендной платы по договору с приложением расчета арендной платы, согласно которому в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" размер арендной платы с 01.01.2009 составил 61 990 рублей в год.
В результате плановой проверки Агентством выявлен недополученный доход федерального бюджета за 2008 - 2010 годы в сумме 1 488 858 рублей. По результатам проверки был составлен акт от 01.10.2010, в котором Агентство указало, что при расчете арендной платы подлежали применению повышающий коэффициент 3,5 (приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования) и коэффициент 1,5 (учитывающий категории защитных лесов), установленные Постановлением N 310.
В целях устранения нарушений Департамент направил в адрес Общества требование от 22.02.2011 N 650-58-07-20, в котором просит добровольно в срок до 09.03.2011 погасить недополученный доход в размере 1 488 858 рублей.
В письме от 10.03.2011 Общество сообщило Департаменту о своем несогласии производить оплату начисленных сумм арендной платы.
Неудовлетворение требований Департамента послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса).
По договору аренды, арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (пункт 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также имеет место встречное исполнение обязательств, по которому у арендатора возникает обязанность по внесению арендных платежей, порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В части 1 статьи 73 Лесного кодекса предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310. Таким образом, минимальный размер арендной платы за использование лесного участка является регулируемой ценой, поэтому арендная плата за использование лесного участка не может быть меньше установленного законом минимального размера.
В таблице N 11 названного постановления оговорены ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности. Так, для Кировской области ставка платы установлена в размере 4920 рублей в год за гектар используемого участка. В примечании к таблице N 11 Постановления N 310 предусмотрено применение дополнительных коэффициентов: коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов, и коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьями 64, 65, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства (таксационное описание Новобыстрицкого лесничества, кадастровый план территории кадастрового квартала 43:12:330188, заключение кадастрового инженера от 16.05.2012), суд посчитал, что истец не представил безусловных доказательств того, что расстояние от арендуемого лесного участка до дороги общего пользования составляет менее одного километра. При таких обстоятельствах суды правомерно указали на необоснованность применения повышающего коэффициента 3,5, учитываемого при приближенности лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования.
Рассмотрев требования истца о признании размера арендной платы, установленного в договоре, не соответствующим требованиям законодательства, суды пришли к выводу, что при заключении договора аренды лесного участка размер арендных платежей был определен сторонами с учетом известных сведений о лесном участке. Последующие изменения характеристик арендуемого лесного участка, предусматривающих применение иных коэффициентов, не влекут недействительности размера арендных платежей, установленных при заключении сделки. Коэффициент 1,5, учитываемый при использовании защитных лесов, был применен после того, как стали известны новые характеристики лесного участка. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усмотрел наличие противоречия между выводами суда и резолютивной частью решения.
Довод заявителя кассационной жалобы о несогласии с выводом суда относительно расстояния от спорного лесного участка до дороги общего пользования направлен на переоценку доказательств, исследованных судами обеих инстанций, поэтому отклонен окружным судом в связи с отсутствием таких полномочий.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, а потому оснований для их пересмотра в условиях кассации не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 30.05.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.09.2012 по делу N А28-11154/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
Г.С. Апряткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310. Таким образом, минимальный размер арендной платы за использование лесного участка является регулируемой ценой, поэтому арендная плата за использование лесного участка не может быть меньше установленного законом минимального размера.
В таблице N 11 названного постановления оговорены ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности. Так, для Кировской области ставка платы установлена в размере 4920 рублей в год за гектар используемого участка. В примечании к таблице N 11 Постановления N 310 предусмотрено применение дополнительных коэффициентов: коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов, и коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 декабря 2012 г. N Ф01-5563/12 по делу N А28-11154/2011