г. Киров |
|
03 сентября 2012 г. |
Дело N А28-11154/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Поляшовой Т.М.. Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плаксиной Н.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Колчин Д.В., по доверенности от 03.08.2011 N 155
от ответчика - Шестаков В.Л., по доверенности от 23.01.2012 N 134,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 30.05.2012 по делу N А28-11154/2011, принятое судом в составе судьи Двинских С.А.,
по иску Департамента лесного хозяйства Кировской области (ИНН 4345164254, ОГРН 1074345003963, г. Киров, ул. Ст. Халтурина, 32)
к закрытому акционерному обществу "Логистик центр" (ИНН 4345244439, ОГРН 1082904001729, г. Киров, ул. Прудная, 51),
третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19)
о признании размера арендной платы, предусмотренной договором аренды от 20.08.2008 N 37-5 и приложением N 4 не соответствующей требованиям законодательства, о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 488 858 рублей, об обязании ответчика заключить дополнительное соглашение к договору аренды от 20.08.2008 N 37-5 и произвести его государственную регистрацию,
установил:
Департамент лесного хозяйства Кировской области (далее - Департамент, истец, заявитель) обратился с иском в Арбитражный суд Кировской области к закрытому акционерному обществу "Логистик центр" с учетом уточнения, сделанного в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании размера арендной платы, предусмотренной договором аренды от 20.08.2008 N 37-5 и приложением N 4 не соответствующей требованиям законодательства, о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 488 858 рублей за период с 2008 по 2010 год.
Определением Арбитражного суда Кировской области от 24.01.2012 (т.1 л.д. 67-69) в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика с закрытого акционерного общества "Логистик центр" на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Логистик центр" (далее - ответчик, ООО "Логистик центр").
Этим же определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - третье лицо, Рослесхоз).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 30.05.2012 Департаменту отказано в удовлетворении требований о признании размера арендной платы, указанного в пункте 5 договора аренды от 20.08.2008 N 37-5 и приложения N 4 не соответствующим требованиям законодательства, требования о взыскании недополученной арендной платы удовлетворено частично: с ООО "Логистик центр" в доход федерального бюджета взыскано 294 903 рубля 68 копеек арендной платы.
Департамент с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит частично изменить решение Арбитражного суда Кировской области от 30.05.2012 по делу N А28-11154/2011 и вынести новое решение об удовлетворении заявленных Департаментом требований о признании размера арендной платы, указанного в пункте 5 договора аренды и приложении N 4 несоответствующим требованиям законодательства и взыскании с ООО "Логистик центр" в федеральный бюджет 1 488 858 рублей.
По мнению Департамента, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
Заявитель считает, что, применив коэффициент 1,5, и взыскав недополученную арендную плату в сумме 294 903 рубля 68 копеек, суд фактически сам признал несоответствие размера арендной платы, указанного в пункте 5 договора аренды и приложении N 4 к нему требованиям законодательства. Кроме этого, заявитель не согласен с утверждением суда о недоказанности факта того, что расстояние от спорного лесного участка до дороги общего пользования составляет менее одного километра. Заявитель обращает внимание на то, что данные о спорном расстоянии, содержащиеся в картографических материалах лесоустройства отличаются от данных, представленных в заключении кадастрового инженера от 16.05.2012, согласно которому расстояние составляет 1080,62 кв. метра, при этом, судом не были выяснены все необходимые обстоятельства и не исследовался заявленным кадастровым инженером в пояснительной записке способ определения им указанного расстояния.
Также заявитель указывает, что в пункте 4 Постановления N 310 имеется методика определения расстояния, которое измеряется от центра лесного квартала до ближайшего погрузочного пункта, но указанный способ применяется исключительно для выбора разряда такс, с целью определения размера затрат арендатора на транспортировку заготовленной на лесосечной делянке древесины.
ООО "Логистик центр" в отзыве на апелляционную жалобу отклонило доводы заявителя в полном объеме, считает решение Арбитражного суда Кировской области от 30.05.2012 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу поддержало позицию истца, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.12.2004 между федеральным государственным учреждением Кировский лесхоз Агентства лесного хозяйства по Кировской области (арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Межрегиональная коммерческая компания" (арендатор) на основании распоряжения Правительства Кировской области от 06.05.2002 N 157 заключен договор на аренду участка лесного фонда (далее - договор от 03.12.2004) (т.1 л.д. 11-14).
В соответствии с пунктом 1.1 договора от 03.12.2004 арендодатель передает, а арендатор принимает участок лесного фонда с кадастровым номером N 43:00:000000:0087:001 для культурно-оздоровительных целей.
Договор зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Кировской области, запись регистрации N 43-43-01/005/2005-298 от 15.03.2005.
20.08.2008 во исполнение статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 217-ФЗ) и в целях приведения договора от 03.12.2004 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации между Департаментом (арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Межрегиональная коммерческая компания" (арендатор) заключен договор N 37-5 аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - договор аренды) (т.1 л.д. 17-23).
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 договора аренды арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации на основании распоряжения департамента лесного хозяйства Кировской области от 05.08.2008 N 90, обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 22,3 га, местоположение: Кировская область, Кирово-Чепецкий район, Парковое лесничество, Новобыстрицкое участковое лесничество, квартал N 25 выделы 14,15,27-32, условный номер 43-43-01/308/2008-507, учетная запись в государственном лесном реестре N 37.5-2008-06 для осуществления рекреационной деятельности (далее - земельный участок).
Земельный участок передан от арендодателя арендатору по акту приема-передачи лесного участка в аренду от 20.08.2008 (т.1 л.д.22).
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Кировской области 16.09.2008 за регистрационным номером 43-43-01/397/2008-273.
Пунктом 20 договора аренды, срок действия договора установлен 10 лет с даты его государственной регистрации.
Согласно пункту 5 договора аренды, арендная плата по договору на момент его подписания составляет 58 698 рублей 06 копеек в год. Арендная плата взимается за площадь предоставленного лесного участка и подлежит изменению согласно пункту 7 договора.
В силу пункта 6 договора аренды арендатор вносит арендную плату в следующие сроки и размеры от установленного размера арендной платы: 31 марта - 25%, 30 июня - 25%, 30 сентября - 25%, 31 декабря - 25%. Арендная плата в 2008 году вносится арендатором согласно приложению N 4 к настоящему договору.
В соответствии с пунктом 7 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также при изменении объемов изъятия лесных ресурсов. В этом случае арендодатель направляет арендатору заказным письмом с уведомлением либо вручает ему под роспись уведомление об изменении размера арендной платы (с указанием основания изменения, размера и расчета арендной платы), которое является неотъемлемой частью настоящего договора и обязательным для арендатора.
20.11.2008 письмом N 12 арендатор закрытое акционерное общество "Межрегиональная коммерческая компания" уведомило арендодателя о реорганизации в форме разделения с передачей всех прав и обязанностей реорганизованного юридического лица ко вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (т.1 л.д. 24).
Права и обязанности по договору от 20.05.2008 N 37-5 переданы закрытому акционерному обществу "Логистик центр".
27.03.2009 Департамент направил в адрес ответчика уведомление N 1241/01-07-23 об изменении размера арендной платы по договору с приложением расчета арендной платы, согласно которым в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" размер арендной платы с 01.01.2009 составляет 61 990 рублей в год согласно расчету арендной платы (т.1 л.д. 25-26).
В результате плановой проверки Департамента Рослесхозом выявлен недополученный доход федерального бюджета за 2008-2010 годы в сумме 1 488 858 рублей. По мнению Рослесхоза, при расчете арендной платы по договору аренды подлежали применению повышающие коэффициенты 3,5 (приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования), а также коэффициент 1,5 (учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов в отношении защитных лесов (кроме зеленых зон, лесопарков), установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, о чем составлен соответствующий акт проведения проверки исполнения переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органами государственной власти Кировской области, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций от 01.10.2010 (т.1 л.д. 29-33).
31.12.2010 Рослесхоз направил соответствующее предписание N 31 "Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Кировской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" (т.1 л.д. 34-37).
22.02.2011 по результатам проверки Департамент направил в адрес ответчика требование о добровольной уплате в срок до 09.03.2011 арендной платы за 2008-2010 годы год в сумме 1 488 858 рублей (т.1 л.д. 38).
Ответчик письмом от 10.03.2011 сообщил Департаменту о своем несогласии производить оплату начисленных сумм арендной платы (т.1 л.д. 40).
Полагая, что обязательства по внесению арендной платы исполнено ответчиком не в полном объеме, поскольку при расчете арендной платы подлежат применению коэффициенты 3,5 и 1,5, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании пункта 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы, ее размер определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Вместе с тем, в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Подписав спорный договор аренды, истец выразил свое согласие со всеми закрепленными в нем условиями.
Соглашения об изменении условий договора аренды в соответствии со статьями 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны не заключали, доказательств обратного не представлено.
Следовательно, стороны должны исполнять условия договора аренды.
Согласно пункту 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Согласно пункту 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с пунктами 2 и 4 данной статьи. Пунктом 2 статьи 73 указанного Кодекса предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки платы для аренды лесов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, арендная плата по данным договорам определяется на основании регулируемых цен.
Правительством Российской Федерации 22.05.2007 принято Постановление N 310, которым утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).
Из буквального толкования указанных выше норм следует, что размер арендной платы по договору аренды лесных участков не может быть ниже минимального размера, который определяется по ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением N 310, к утвержденной по Кировской области ставке платы 4920 рублей в год за гектар и выделенного для рекреационной деятельности на лесном участке, находящимся в федеральной собственности, применяются коэффициенты, указанные в пунктах "а" и "б" примечаний к таблице N 11, учитывающие категории защитных лесов и целевое назначение лесов, в отношении защитных лесов (кроме зеленых зон, лесопарков) - 1,5 и приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние от 0 до 1 километра включительно - 3,5.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что арендуемые ответчиком площади лесного фонда по целевому назначению и категориям защитных лесов относятся к защитным лесам, в отношении которых в соответствии с "Примечаниями" (к таблице 11 Постановления N 310) применяется значение коэффициента 1,5 (за исключением зеленых зон и лесопарков), апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в указанной части.
На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2008 году, применяются с коэффициентом 1,07. В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2009 - 2011 годах с коэффициентом 1,13.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) предоставление земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Кировской области от 14.11.2006 N 74/255 "Об автомобильных дорогах общего пользования" автомобильная дорога "Подъезд к пионерскому лагерю "Березка" включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Кировской области.
Распоряжением Правительства Кировской области от 16.11.2009 N 380 "О передаче автомобильных дорог общего пользования в муниципальную собственность" автомобильная дорога "Подъезд к пионерскому лагерю "Березка" включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования, предлагаемых к передаче из областной собственности в собственность муниципального образования Кировской области.
Распоряжением Администрации Кирово-Чепецкого района Кировской области от 29.01.2010 N 48 в собственность муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области приняты автомобильные дороги общего пользования протяженностью 208,8 км (пункт 1 распоряжения).
Решением Кирово-Чепецкой Думы третьего созыва от 21.04.2010 N 48/662 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Кирово-Чепецкого района, в котором имеется автомобильная дорога общего пользования "Подъезд к пионерскому лагерю "Березка".
В силу вышеизложенного, апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции, что спорная автомобильная дорога отнесена к дороге общего пользования местного значения.
Проанализировав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленную на обозрение документацию по планировке территории (таксационное описание Новобыстрицкого лесничества, кадастровый план территории кадастрового квартала 43:12:330188, схема расположения земельных участков), заключение кадастрового инженера (т.2 л.д. 92-100), принимая во внимание отсутствие законодательно утвержденного порядка измерения расстояния от лесного участка до автомобильной дороги и пункт 4 Постановления N 310, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно признал недоказанным тот факт, что расстояние от спорного лесного участка до дороги общего пользования составляет менее 1 километра и подлежит применению коэффициент 3,5.
Таким образом, принимая во внимание, что на момент заключения спорного договора аренды, стороны не имели разногласий относительно характеристик участка, определяющих коэффициенты, апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что требование истца о признании размера арендной платы, указанного в пункте 5 договора аренды от 20.08.2008 N 37-5 и приложении N 4 не соответствующим требованиям законодательства, не подлежит удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы о том, что данные о спорном расстоянии, содержащиеся в картографических материалах лесоустройства отличаются от данных, представленных в заключении кадастрового инженера от 16.05.2012, согласно которому расстояние составляет 1080,62 кв. метра, при этом, судом не были выяснены все необходимые обстоятельства и не исследовался заявленным кадастровым инженером в пояснительной записке способ определения им указанного расстояния, отклоняется, как несостоятельный поскольку получил надлежащую оценку в решении суда.
Кроме этого, апелляционный суд считает необходимым отметить тот факт, что как следует из имеющихся в деле материалов, истец не оспаривал данное заключение в суде первой инстанции. Также, с учетом статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу положений пункта 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец имел право заявить ходатайство о проведении экспертизы по определению спорного расстояния.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом фактических обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 30.05.2012 по делу N А28-11154/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
Т.М. Поляшова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-11154/2011
Истец: Департамент лесного хозяйства Кировской области
Ответчик: ЗАО "Логистик центр"
Третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства