(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 27.12.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей от заявителя: Денисова В.Н. (удостоверение от 22.10.2012 N 2), Ермаковой Е.П. (доверенность от 01.12.2012), Ондриной Е.М. (доверенность от 20.12.2012), от заинтересованного лица: Жукова С.Н. (доверенность от 10.01.2012 N 32-14-14-04/2), Левиной Т.К. (доверенность от 10.01.2012 N 32-141-14-04/4), от администрации городского округа город Бор Нижегородской области: Гельфановой Ю.И. (доверенность от 30.12.2011 N 107-Д),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.06.2012, принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2012, принятое судьями Смирновой И.А., Гущиной А.М., Захаровой Т.А., по делу N А43-16104/2011 по заявлению муниципального учреждения "Борстройзаказчик" о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация городского округа город Бор Нижегородской области и Министерство финансов Нижегородской области, и установил:
муниципальное учреждение "Борстройзаказчик" (в настоящее время - муниципальное казенное учреждение городского округа города Бор Нижегородской области "Борстройзаказчик", далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области (далее - Управление) о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 30.05.2011 N 32-05-01-04/3821.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа город Бор Нижегородской области (далее - Администрация) и Министерство финансов Нижегородской области (далее - Министерство).
Решением суда от 05.06.2012, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2012, заявленное требование удовлетворено.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, средства федерального бюджета, выделенные на строительство объектов инфраструктуры к жилым домам, строящимся в целях последующей их передачи гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших в 2010 году, Учреждение израсходовало не по целевому назначению, а именно на строительство инфраструктуры к иным объектам. Факт нецелевого использования спорной суммы денежных средств подтвержден имеющимися в деле доказательствами.
Подробно позиция заявителя приведена в жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Общество, Администрация в отзыве и представители в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Министерство не согласилось с жалобой, заявило ходатайство о ее рассмотрении без участия представителя.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 27.12.2012.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, летом 2010 года на территории Нижегородской области возникли обстоятельства чрезвычайной ситуации природного характера, когда в результате лесных пожаров значительно пострадала часть населенных пунктов Нижегородской области, погибли люди, а часть жителей таких населенных пунктов безвозвратно лишились своего имущества.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 N 1286-р бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе Нижегородской области, оказана финансовая помощь из федерального бюджета в виде дотаций в общей сумме 2 533 000 000 рублей на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для ликвидации последствий природных пожаров.
Дотации подлежали использованию для восстановления, строительства и приобретения жилья взамен утраченного в целях предоставления его гражданам, лишившимся жилого помещения, либо для осуществления компенсационных выплат гражданам, лишившимся жилого помещения, оказания материальной помощи гражданам в связи с утратой ими имущества из расчета до 100 тысяч рублей каждому гражданину, для восстановления и строительства инфраструктуры, осуществления выплат единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате природных пожаров, из расчета 1 миллион рублей на каждого погибшего (умершего), а также для решения иных вопросов, связанных с ликвидацией последствий природных пожаров.
Согласно пунктам 2, 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 11.08.2010 N 487, обеспечение жильем граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайных ситуаций, осуществляется путем строительства жилых помещений на территории Нижегородской области; финансирование проектирования, строительства, реконструкции, ремонта объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры осуществляется за счет средств граждан и организаций и (или) за счет средств, поступивших в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 N 1286-р и от 20.08.2010 N 1400-р, на основании распоряжений Правительства Нижегородской области.
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 30.09.2010 N 2024-р утвержден список граждан, лишившихся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших в 2010 году, для которых должны быть построены жилые дома в Борском районе Нижегородской области.
Одним из мест строительства жилых домов для граждан, лишившихся жилых помещений в результате природных пожаров на территории Борского района Нижегородской области, определен микрорайон "Боталово-4" в городе Бор Нижегородской области.
Заказчиком при строительстве объектов социальной и инженерной инфраструктуры на территории Борского района Нижегородской области являлось Учреждение.
Учреждение (заказчик) и закрытое акционерное общество БСМП "Волгогаз" (подрядчик) заключили муниципальный контракт от 27.08.2010 N 1227, предметом которого явилось строительство инфраструктурного объекта - газопровода высокого давления для жилого района "Боталово-4".
Расходование средств федерального бюджета осуществлялось на основании Областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2010 год", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 03.02.2010 N 49.
Управление провело проверку целевого использования Учреждением дотаций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для ликвидации последствий природных пожаров за 2010 год.
В ходе проверки установлено, что за счет дотаций Учреждение осуществило расходы на строительство инженерной инфраструктуры для объектов, не относящихся к жилым домам, построенным в целях предоставления их гражданам, лишившимся жилых помещений в результате природных пожаров. В частности, Учреждение оплатило работы на сумму 1 927 446 рублей по укладке трассы газопровода для газификации объектов проектируемого жилого микрорайона "Баталово-4" Борского района Нижегородской области, не относящихся к построенным жилым домам для граждан, лишившихся жилых помещений в результате природных пожаров.
Кроме того, проверяющие установили, что при размещении заказов на выполнение работ, оказание услуг Учреждением не соблюдены требования статей 10, 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (заключены контракты путем размещения заказа у единственного поставщика).
Результаты проверки Управление отразило в акте от 27.04.2011 и выдало Учреждению представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 30.05.2011 N 32-05-01-04/3821. Учреждению предложено принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений бюджетного законодательства и недопущению в дальнейшем выявленных в ходе проверки нарушений; представить в Управление информацию о принятых мерах в срок до 20.07.2011.
Учреждение не согласилось с принятым представлением и обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 6, 41, 268, 281, 283, 284 и 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 17, 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), Указом Президента Российской Федерации от 02.08.2010 N 966 "Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности", распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 N 1286-р, Положением об обеспечении граждан, пострадавших в результате природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010 году, жилыми помещениями, построенными за счет средств благотворителей, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 11.08.2010 N 487, постановлением Правительства Нижегородской области от 03.02.2010 N 49, утвердившим Областную целевую программу "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2010 год", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для вынесения представления и удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств является одним из оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта или решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт или решение.
Таким образом, Управление должно доказать законность и обоснованность принятого ненормативного акта, в том числе доказать факт и размер нецелевого использования бюджетных средств. Документальное подтверждение суммы нецелевого использования бюджетных средств является обязательным для установления факта нарушения и применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства.
Суды установили, что в целях реализации мероприятий по ликвидации последствий природных пожаров на основании муниципального контракта от 27.08.2010 N 1227 были выполнены работы по строительству инфраструктурного объекта - газопровода высокого давления для жилого района "Боталово-4". Общая протяженность газопровода, в целом рассчитанного на 788 домов, составила 4534,50 метра; общая сумма оплаченных работ по названному муниципальному контракту по строительству газопровода - 5 010 596 рублей 20 копеек.
Управление, признав установленным факт нарушения Учреждением бюджетного законодательства, исходило из того, что часть газопровода, от ШРП-2 до ШРП-5, протяженностью 2383,5 метра, не относится к домам, построенным для последующей передачи гражданам, пострадавшим от природных пожаров. В связи с этим оплата работ по укладке данного участка газопровода в сумме 1 927 446 рублей за счет средств субсидий повлекла нецелевое использование бюджетных средств.
Суды, оценив представленные в дело документы, в том числе и те, на которые ссылалось Управление (акты о приемке выполненных работ от 08.09.2010 N 4, от 14.09.2010 N 5, акт контрольного обмера от 08.04.2011 N 2, заключение общества с ограниченной ответственностью "Мастерстрой"), пришли к выводу о недоказанности размера нецелевого использования Учреждением бюджетных средств.
Вывод судов основан на имеющихся в деле документах, не противоречит им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежит.
Установив отсутствие документального подтверждения суммы нарушения, суды обоснованно указали, что у Управления не имелось достаточных оснований для принятия оспариваемого представления.
Доводы заявителя о неправильном применении судами статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 10, 55 Федерального закона N 94-ФЗ (относительно пункта 2 представления) не могут быть признаны обоснованными, исходя из следующего.
Из пункта 2 представления следует, что Учреждение в нарушение Федерального закона N 94-ФЗ за счет средств федерального бюджета для ликвидации последствий природных пожаров заключило 8 муниципальных контрактов на общую сумму 37 514 287 рублей на восстановление и строительство инженерной инфраструктуры, выполнение проектно-изыскательских и кадастровых работ путем размещения заказа у единственного поставщика.
В статье 17 Федерального закона N 94-ФЗ установлен принцип специальной подведомственности вопросов квалификации действий заказчиков и иных лиц, участвующих в размещении заказов, на их соответствие закону. Данный принцип предполагает, что окончательное решение, содержащее квалификацию соответствующего деяния как нарушение требований Федерального закона N 94-ФЗ, принимается органом специальной подведомственности (в частности, антимонопольными органами).
Управление к таким органам не относится и не наделено полномочиями на применение мер государственного принуждения за нарушение требований Федерального закона N 94-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемое представление недействительным.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и апелляционного суда и получили соответствующую оценку.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.06.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2012 по делу N А43-16104/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 2 представления следует, что Учреждение в нарушение Федерального закона N 94-ФЗ за счет средств федерального бюджета для ликвидации последствий природных пожаров заключило 8 муниципальных контрактов на общую сумму 37 514 287 рублей на восстановление и строительство инженерной инфраструктуры, выполнение проектно-изыскательских и кадастровых работ путем размещения заказа у единственного поставщика.
В статье 17 Федерального закона N 94-ФЗ установлен принцип специальной подведомственности вопросов квалификации действий заказчиков и иных лиц, участвующих в размещении заказов, на их соответствие закону. Данный принцип предполагает, что окончательное решение, содержащее квалификацию соответствующего деяния как нарушение требований Федерального закона N 94-ФЗ, принимается органом специальной подведомственности (в частности, антимонопольными органами).
Управление к таким органам не относится и не наделено полномочиями на применение мер государственного принуждения за нарушение требований Федерального закона N 94-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 января 2013 г. N Ф01-5861/12 по делу N А43-16104/2011
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5107/13
16.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5107/13
11.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5861/12
01.08.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3332/12
05.06.2012 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-16104/11