Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.01.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
при участии представителей от заявителя: Балахниной А.К. (доверенность от 11.01.2011 N 120), Богданова Д.А. (доверенность от 11.01.2011 N 130),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Владимирская областная теплоэнергетическая компания" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.10.2012, принятое судьями Устиновой О.В., Андриановой Н.В., Шимановской С.Я., по делу N А11-5198/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Владимирская областная теплоэнергетическая компания" о признании недействующим постановления главы города Гусь-Хрустальный и установил:
открытое акционерное общество "Владимирская областная теплоэнергетическая компания" (далее - ОАО "ВОТЭК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействующим постановления главы города Гусь-Хрустальный (далее - Глава города) от 03.09.2007 N 531 "Об утверждении нормативов потребления услуг отопления и горячего водоснабжения для населения муниципального образования город Гусь-Хрустальный", как не соответствующего пункту 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила), и пункту 3 приложения к Правилам.
Решением суда от 08.10.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил пункты 2 и 5 Правил, сделал выводы не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. При установлении норматива на отопление расчетным методом необходимо учитывать этажность многоквартирных домов, норматив должен быть дифференцирован с учетом этого показателя. Суд не учел, что при установлении нормативов отопления на следующий период постановлением главы муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области от 21.06.2010 N 195 нормативы дифференцированы исходя из этажности и года постройки многоквартирного жилого дома. Вывод суда о том, что Общество не подтвердило факт несения убытков и их взаимосвязь с оспариваемым постановлением, ошибочен. Произведенный Обществом расчет не опровергнут.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Заинтересованное лицо в отзыве отклонило доводы жалобы, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 28.12.2012, 10.01.2013.
Законность принятого Арбитражным судом Владимирской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Глава города принял постановление от 03.09.2007 N 531, которым утвердил нормативы потребления услуг отопления и горячего водоснабжения для населения муниципального образования город Гусь-Хрустальный.
Данный нормативный акт опубликован в газете "Гусевские вести" от 07.09.2007 N 66.
Постановление от 03.09.2007 N 531 утратило силу в связи с принятием постановления от 21.06.2010 N 195.
Общество, посчитав, что установленные постановлением нормативы не соответствуют пункту 5 Правил и пункту 3 приложения к Правилам, нарушают права Общества и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления недействующим.
Руководствуясь частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 5 Правил, суд первой инстанции пришел к выводам, что оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определяют Правила.
Согласно пункту 4 Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы местного самоуправления.
Организация теплоснабжения, регулирование тарифов на товары и услуги коммунального комплекса в границах города Гусь-Хрустальный относится к компетенции органов местного самоуправления (пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав муниципального образования город Гусь-Хрустальный).
Следовательно, оспариваемое решение принято Главой города в пределах предоставленных полномочий.
Норматив потребления коммунальных услуг - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета, предназначенный для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 2 и 3 Правил).
В силу пунктов 9 и 10 Правил нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6 Правил).
В соответствии с пунктом 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод (пункт 20 Правил).
В пункте 23 Правил установлено, что расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами (пункт 24 Правил).
Суд установил, что при установлении нормативов потребления тепловой энергии в соответствии с Правилами был применен расчетный метод.
В силу пункта 44 Правил нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к правилам (формула 6).
Для расчета норматива отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) по формуле используются значения: количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год); общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.
Количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется по формуле с учетом часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирного или жилого дома (ккал/час). Для многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, она определяется исходя из проектных данных домов; в случае отсутствия проектных данных - по паспортам домов.
В случае отсутствия проектных и паспортных данных часовая тепловая нагрузка рассчитывается по формуле, в которой используется показатель - нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), предусмотренный в таблице 7, где значение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома дифференцировано в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха, количества этажей, года постройки многоквартирного дома.
Таким образом, при установлении норматива на отопление расчетным методом учитываются конструктивные и технические параметры домов, в том числе общая площадь жилых помещений, этажность домов, год постройки.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемое постановление утратило силу в связи с принятием Главой города постановления от 21.06.2010 N 195 "Об утверждении нормативов отопления для населения МО г. Гусь-Хрустальный".
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 12.07.2006 N 182-О указал, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа признан утратившим силу, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.01.2010 N 12939/09.
Общество указывает, что в результате установления норматива отопления без учета этажности домов у него возникли убытки от реализации тепловой энергии в дома, не оборудованные приборами учета (разница между стоимостью тепловой энергии, определенной по нормативу, и стоимостью объема поставленной тепловой энергии).
Исследовав и оценив материалы дела, суд пришел к выводу о недоказанности Обществом факта несения убытков. Представленный им расчет не подтверждает, что объем тепловой энергии, определенный по нормативу, не соответствует фактическому объему поставленной тепловой энергии.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы Общества, поэтому суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Владимирской области не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на Общество.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.10.2012 по делу N А11-5198/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Владимирская областная теплоэнергетическая компания" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Владимирская областная теплоэнергетическая компания" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 31.10.2012 N 1819.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 44 Правил нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к правилам (формула 6).
...
Из материалов дела усматривается, что оспариваемое постановление утратило силу в связи с принятием Главой города постановления от 21.06.2010 N 195 "Об утверждении нормативов отопления для населения МО г. Гусь-Хрустальный".
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 12.07.2006 N 182-О указал, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа признан утратившим силу, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.01.2010 N 12939/09."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 января 2013 г. N Ф01-6037/12 по делу N А11-5198/2012
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4875/13
09.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4875/13
17.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6037/12
08.10.2012 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-5198/12