Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Елисеевой Е.В.,
судей Каширской Н.А., Самуйлова С.В.
без участия представителей сторон и третьего лица,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы ответчиков - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области, Департамента финансов Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 28.09.2012, принятое судьей Прозоровой Е.Ю., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012, принятое судьями Тетерваком А.В., Поляковой С.Г., Савельевым А.Б., по делу N А28-6333/2012 по иску общества с ограниченной ответственностью "Эскорт-авто М" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управления Федерального казначейства по Кировской области, к субъекту Российской Федерации "Кировская область" в лице Департамента финансов Кировской области о взыскании убытков,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора,- Департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области, и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эскорт-авто М" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин) - Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее - Управление) и к субъекту Российской Федерации "Кировская область" в лице Департамента финансов Кировской области (далее - Департамент финансов). Предметом иска явилось требование о взыскании убытков, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан в первом квартале 2012 года льгот по оплате проезда в автомобильном транспорте общего пользования на городских маршрутах. Истец просил взыскать 1 191 351 рубль с Российской Федерации в лице Минфина и 392 060 рублей с Кировской области в лице Департамента финансов. Из искового заявления следует, что истец в первом квартале 2012 года оказывал услуги по перевозке населения общественным транспортом; предоставлял льготы по оплате проезда гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки; Общество недополучило часть выручки и понесло убытки, которые подлежат взысканию за счет средств федерального и областного бюджетов.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 15, 790 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции решением от 28.09.2012 удовлетворил иск, так как пришел к выводу о доказанности истцом фактов перевозки граждан и предоставления им льгот в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также размера убытков. Право истца на компенсацию недополученных доходов предусмотрено законодательством.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 29.11.2012 оставил решение от 28.09.2012 без изменения по тем же мотивам.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 72 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 15 (пунктом 1), 16, 309, 310, 790, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), пунктами 18 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Минфин в лице Управления и Департамент финансов обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение 28.09.2012 и постановление от 29.11.2012 и принять новый судебный акт об отказе истцу в удовлетворении иска.
Управление считает, что Российская Федерация не принимала на себя расходных обязательств по установлению льгот по оплате проезда в общественном транспорте, поэтому предъявление иска к Российской Федерации является неправомерным. Нормативные акты федерального уровня не содержат норм, устанавливающих меры социальной защиты и социальной поддержки в виде предоставления льгот по оплате проезда в общественном транспорте, в том числе обязывающих субъекты Российской Федерации, муниципальные образования предоставить льготы при осуществлении пассажирских перевозок, а также предусматривающих предоставление из федерального бюджета субвенций на исполнение подобных расходных обязательств субъектов Российской Федерации. Право предоставления таких льгот отнесено исключительно к компетенции субъектов Российской Федерации, которые сами должны финансировать соответствующие законы субъектов Российской Федерации и предоставлять субвенции муниципальным образованиям для возмещения расходов. Общество неправомерно предъявило иск о взыскании убытков к Российской Федерации, поскольку отношения по выделению субвенций из федерального бюджета бюджету Кировской области, по своей сути, являются межбюджетным трансфертом, а истец, как коммерческая организация, не является участником межбюджетного трансферта.
Законодательное закрепление ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не влечет разделение источников финансирования социальной помощи, оказываемой лицам, учтенным в данном регистре, и прочим лицам, имеющим право на получение социальной помощи.
Департамент финансов в кассационной жалобе указывает, что истец неправильно осуществил расчет размера убытков, а суды необоснованно отказали в применении коэффициента 0,5 для городских перевозок, предусмотренного Порядком, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 23.10.2008 N 150/430 (далее - Порядок от 23.10.2008 N 150/430).
Общество в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы и просило оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
Стороны и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом N АСС-43-349694 сроком действия до 23.04.2014.
В течение первого квартала 2012 года истец на основании договора от 07.12.2009 N 04-1236, заключенного с муниципальным образованием "Город Киров", оказывал услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории муниципального образования "город Киров" по городским маршрутам N 17, 50, 54, 70, 84, 88, 90, в том числе перевозки пассажиров, имеющих право на льготы.
Решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 04.04.2011 N 11 "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, ручной клади и багажа в автомобильном и электрифицированным транспорте городского, пригородного и международного сообщения на территории Кировской области" установлены тарифы на проезд на городском и пригородном автомобильном транспорте для граждан, имеющих право на льготный проезд по перечню, утвержденному постановлением Правительства Кировской области от 21.07.2008 N 140/286.
Утвержденный перечень содержит категории граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится как к ведению Российской Федерации (федеральный регистр), так и к ведению Кировской области (областной регистр).
Факт перевозки истцом в спорный период граждан, имеющих право на льготы, ответчики не оспаривают.
Согласно представленным суду расчетам истца общая сумма выпадающих доходов по перевозкам льготных категорий граждан за первый квартал 2012 года, которые не были возмещены истцу, составила 1 583 411 рублей, из них 1 191 351 рубль - по федеральному регистру и 392 060 рублей - по областному регистру.
В связи с неисполнением обязанностей по финансированию Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по проезду на городском пассажирском транспорте, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, суд кассационной инстанции принял постановление, исходя из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Конституция Российской Федерации (подпункт "ж" пункта 1 статьи 72) относит вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законом N 122-ФЗ с 01.01.2005 отменены льготы по проезду, предоставленные отдельным категориям граждан. Вместе с тем закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Согласно статьям 44 и 63 названного закона меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 постановления Правительства Кировской области от 21.07.2008 N 140/286 "О льготном проезде отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области" Департамент финансов Кировской области ежегодно при формировании областного бюджета должен предусматривать ассигнования на предоставление льгот по провозной плате отдельным категориям граждан, указанным в перечне.
Постановлением Правительства Кировской области от 24.09.2008 N 147/400 утвержден Порядок возмещения разницы в стоимости проездных билетов в связи с установлением льгот по провозной плате отдельным категориям граждан и полной стоимости проезда.
Постановлением Правительства Кировской области от 23.10.2008 N 150/430 утвержден Порядок предоставления из областного бюджета денежных средств предприятиям транспорта и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным и электрифицированным транспортом городского и пригородного сообщения, на возмещение им выпадающих доходов, полученных в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области.
Постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2005 N 30/57 утвержден Порядок распределения средств, полученных из федерального бюджета на осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности транспортных услуг на территории Кировской области для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На основании пункт 2 данного постановления финансирование расходов, связанных с проездом указанных категорий граждан, осуществляется в виде субсидий бюджетам муниципальных образований и Департаменту промышленного развития Кировской области
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункты 18 и 19 Постановления N 23).
В рассмотренном деле объем переданных из федерального и областного бюджетов средств не полностью покрыл расходы Общества по предоставлению льгот, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, поэтому суды на основании статей 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно удовлетворили иск.
Довод Управления о том, что Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению. Обязанность Российской Федерации по возмещению Обществу расходов обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу суды установили недофинансирование со стороны Российской Федерации, с которой правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Утверждение Департамента финансов о том, что истец произвел расчет без применения понижающего коэффициента для городских маршрутов (0,5), предусмотренного постановлением Правительства Кировской области от 23.10.2008 N 150/430, было предметом рассмотрения судами и отклонены, как несостоятельные. В данном случае подлежат применению правила, предусмотренные статьями 16, 790, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые устанавливают обязанность полного возмещения расходов. Следовательно, указанное ограничение, установленное субъектом Российской Федерации, влечет нарушение права истца на полное возмещение расходов.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, однако не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных в обжалуемых судебных актах обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационные жалобы ответчиков не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 28.09.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 по делу N А28-6333/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области и Департамента финансов Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Елисеева |
Судьи |
Н.А. Каширская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Управления о том, что Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению. Обязанность Российской Федерации по возмещению Обществу расходов обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу суды установили недофинансирование со стороны Российской Федерации, с которой правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Утверждение Департамента финансов о том, что истец произвел расчет без применения понижающего коэффициента для городских маршрутов (0,5), предусмотренного постановлением Правительства Кировской области от 23.10.2008 N 150/430, было предметом рассмотрения судами и отклонены, как несостоятельные. В данном случае подлежат применению правила, предусмотренные статьями 16, 790, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые устанавливают обязанность полного возмещения расходов. Следовательно, указанное ограничение, установленное субъектом Российской Федерации, влечет нарушение права истца на полное возмещение расходов."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 февраля 2013 г. N Ф01-6981/13 по делу N А28-6333/2012
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6751/13
21.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6751/13
21.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6981/13
29.11.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7126/12
28.09.2012 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-6333/12