Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.03.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.
при участии представителя от заявителя: Корнишовой Е.В. (доверенность от 06.10.2010 N 7-5/6-2010),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 18.09.2012, принятое судьей Сизовым А.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012, принятое судьями Буториной Г.Г., Караваевой А.В., Ольковой Т.М., по делу N А31-7754/2011 по заявлению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области об отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении,
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Гермес", Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Костромской области и установил:
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура (далее - Прокурор) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области (далее - Управление) о признании незаконным и об отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 05.08.2011 N 1896.
Решением суда от 18.09.2012 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 решение оставлено без изменения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Гермес" (далее - ООО "Гермес", Общество), Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Костромской области.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов, а свалка промышленных отходов "Холм" полигоном не является, поэтому указанные СанПиН к деятельности Общества не применимы; не применимы указанные СанПиН также и в случае, если объект для размещения отходов, используемый ООО "Гермес", является полигоном промышленных отходов.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Прокурор в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Управление и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 31.03.2004 ООО "Гермес" (арендатор) и Комитет имущественных и земельных отношений администрации Костромского района Костромской области (арендодатель) заключили договор аренды земельного участка. По условиям данного договора с учетом дополнительного соглашения от 17.03.2008 арендодатель передает, а арендатор принимает и использует на условиях настоящего договора земельный участок с кадастровым номером 44:07:00 00 00:0051, общей площадью 108 223,15 квадратных метров (пункт 1.1). Целевым назначением земельного участка является размещение свалки промышленных отходов (пункт 1.2.3).
ООО "Гермес" 12.03.2008 выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов N ОТ-17-000382 (44). Срок действия указанной лицензии истекает 12.03.2013.
ООО "Гермес" осуществляет эксплуатацию объекта размещения отходов - полигон промышленных отходов "Холм" (регистрационный номер в государственном реестре объектов размещения отходов - 616, инвентарный номер объекта 00135, дата инвентаризации 15.01.2007), расположенного по адресу: Костромская область. Костромской район, Апраксинское сельское поселение, д. Холм.
Костромская межрайонная природоохранная прокуратура 05.07.2011 провела проверку на предмет соблюдения ООО "Гермес", осуществляющего деятельность по сбору, транспортировке и размещению опасных отходов и эксплуатацию полигона промышленных отходов "Холм", природоохранного законодательства. В ходе проверки установлено, что в нарушение пункт 2.3 СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" Общество не осуществляется должный контроль за составом поступающих на свалку отходов. На территории полигона среди мусора обнаружены ртутьсодержащие люминесцентные лампы, которые в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 относятся к первому классу опасности (код 35330100 13 01 1); в нарушение пунктов 5.3, 5.6 СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" переносные сетчатые ограждения на полигоне "Холм" отсутствуют, территория, прилегающая к полигону "Холм" захламлена отходами; в нарушение пункта 5.7 СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" на территории полигона "Холм" выявлены многочисленные очаги горения отходов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 05.07.2011 заместителем Костромского межрайонного природоохранного прокурора в отношении Общества производства по делу об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ.
Материалы административного дела переданы для рассмотрения в Управление Роспотребнадзора.
Управление вынесло постановление от 05.08.2011 о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 1896 от 05.08.2011 в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Из указанного постановления следует, что, по мнению Управления, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что свалка бытовых отходов "Холм" соответствует требованиям, предъявляемым в том числе ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), и СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" к созданию, составу и назначению полигона твердых бытовых отходов.
Костромской межрайонный природоохранный прокурор в порядке, установленном в статье 30.10 КоАП РФ, 15.08.2011 внес Управлению протест на постановление о прекращении производства по делу от 05.08.2011.
Руководитель Управления принял решение от 25.08.2011, в соответствии с которым постановление оставлено без изменения, протест - без удовлетворения. Из указанного решения следует, что СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов, а свалка промышленных отходов "Холм" полигоном не является; к деятельности Общества на свалке промышленных отходов "Холм" нормы СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" не применяются.
Не согласившись с постановлением Управления от 05.08.2011, Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 29, статьей 52, частью 2 статьи 117, частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1.6, 2.1, 8.2, 25.11, 29.9, 30.1, 30.3, 30.10, 31.1 КоАП РФ, статьями 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ГОСТ 30772-2001, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управление не имело оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, поэтому удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В статье 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из пунктов 1, 4.16, 4.17 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 N 607-ст, следует, что настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами: твердыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах их технологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители. Термины, установленные в настоящем стандарте, обязательны для применения в научно-технической, учебной и справочной литературе, в стандартах и других нормативно-технических документах, устанавливающих порядок организации и выполнения работ, являющихся объектами стандартизации при обращении с отходами (пункт 1). Свалка - местонахождение отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается (пункт 4.16); полигон захоронения отходов - ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду (пункт 4.17).
В соответствии с пунктами 2.3, 5.3, 5.6, 5.7 СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов (пункт 2.3). Переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте (пункт 5.3). Один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона (пункт 5.6). На территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО (пункт 5.7).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что 12.03.2008 Обществу выдана лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 - 4-го класса опасности N ОТ-17-000382 (44). Приказом Управления Ростехнадзора по Костромской области от 18.01.2007 N 36а определен срок действия проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО "Гермес", который составил 5 лет. В таблице 1.14 - характеристика объекта размещения отходов, являющейся приложением к проекту, определены основные характеристики объекта размещения отходов. В графе 2 указанной таблицы определен код назначения объекта - 03. Данный код согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 N 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов) соответствует назначению объекта - захоронение. Согласно графе 3 указанной таблицы видом объекта является полигон промышленных отходов.
В графе 5.2 "Тип объекта размещения отходов" характеристики объекта размещения отходов, подписанной руководителем ООО "Гермес" указан код 41. Такой же код является частью регистрационного номера 44/41/00135/00135, под которым 15.01.2007 свалка промышленных отходов "Холм" внесена в государственный реестр объектов размещения отходов (том 1, лист дела 131). При этом код 41, согласно Методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов, соответствует типу размещения отходов - полигон захоронения промышленных отходов (за исключением захоронения в недрах).
Следовательно, объект размещения отходов "Холм" внесен в государственный реестр объектов размещения отходов в качестве полигона промышленных отходов. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в государственный реестр объектов размещения отходов вносились какие-либо изменения относительно полигона "Холм", как и доказательства того, что полигон "Холм" относится к иному типу объектов размещения отходов.
Как установили суды и следует из материалов дела, ранее при проведении проверок ООО "Гермес", связанных с эксплуатацией данным юридическим лицом свалки промышленных отходов в районе деревни Холм, Управление в актах проверок (том 3, лист дела 41 - 47) зафиксировало нарушения требований СанПиН 2.1.7.1038-01.
Довод Управления о том, что СанПиН 2.1.7.1038-01 не применимы к деятельности Общества, так как, по мнению заявителя, объект для размещения отходов, используемый ООО "Гермес", является свалкой, не полигоном и в любом случае данный объект используется для захоронения промышленных отходов, а не твердых бытовых отходов, был предметом исследования судов и обоснованно отклонен ими.
Суды установили, что объект размещения отходов "Холм" является полигоном промышленных отходов; отходы, вывозимые на объект размещения отходов, расположенный в деревне Холм, по своему составу являются бытовыми отходами (от организаций) и древесными отходами; токсичные промышленные отходы на указанном объекте не размещаются, что в том числе подтверждается рабочим регламентом эксплуатации свалки промышленных отходов в районе деревни Холм на 2008 - 2013 годы (том 1, листы дела 50 - 52), программой производственного контроля на свалке промышленных отходов "Холм" (том 1, лист дела 53).
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных в дело доказательств и не противоречат им.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку, и по существу, направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражный суд Костромской области от 18.09.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 по делу N А31-7754/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили и материалами дела подтверждается, что 12.03.2008 Обществу выдана лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 - 4-го класса опасности N ОТ-17-000382 (44). Приказом Управления Ростехнадзора по Костромской области от 18.01.2007 N 36а определен срок действия проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО "Гермес", который составил 5 лет. В таблице 1.14 - характеристика объекта размещения отходов, являющейся приложением к проекту, определены основные характеристики объекта размещения отходов. В графе 2 указанной таблицы определен код назначения объекта - 03. Данный код согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 N 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов) соответствует назначению объекта - захоронение. Согласно графе 3 указанной таблицы видом объекта является полигон промышленных отходов.
...
Как установили суды и следует из материалов дела, ранее при проведении проверок ООО "Гермес", связанных с эксплуатацией данным юридическим лицом свалки промышленных отходов в районе деревни Холм, Управление в актах проверок (том 3, лист дела 41 - 47) зафиксировало нарушения требований СанПиН 2.1.7.1038-01."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 марта 2013 г. N Ф01-7108/13 по делу N А31-7754/2011
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8558/13
21.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8558/13
11.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7108/13
29.11.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7079/12
18.09.2012 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-7754/11
21.06.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2952/12