Резолютивная часть постановления объявлена 08.04.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.04.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя от заявителя: Огородникова И.С. (доверенность от 06.06.2011),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
закрытого акционерного общества "Сибирь-Лес" на решение Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2012, принятое судьей Серегиным Р.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013, принятое судьями Караваевой А.В., Буториной Г.Г., Кононовым П.И., по делу N А28-7394/2012 по заявлению закрытого акционерного общества "Сибирь-Лес" о признании незаконными действий Департамента лесного хозяйства Кировской области и установил:
закрытое акционерное общество "Сибирь-лес" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента лесного хозяйства Кировской области (далее - Департамент) принять уточненную лесную декларацию за 2012 год на неосвоенный объем 2009 года и об обязании Департамента принять данную декларацию.
Решением суда от 31.10.2012, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 26, 29 Лесного кодекса Российской Федерации, пункты 5, 10, 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 (далее - Правила), пункты 2 и 12 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17.01.2012 N 18 (далее - Порядок). По мнению Общества, Департамент необоснованно отказал в принятии уточненной лесной декларации за 2012 год. Правилами (пункт 10) допускается заготовка древесины в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку, в случае если суммарный объем древесины, заготовленной за последние три года, не превышает установленной расчетной лесосеки по лесничеству. При этом из Правил не следует, что условием выделения дополнительного объема древесины за счет недоиспользованного в предшествующий период является полное использование установленного на текущий год отпуска древесины по договору. В данном случае Общество имеет право на предоставление дополнительного объема древесины в 2012 году за счет недоиспользованного объема в 2009 году.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Департамент в отзыве отклонил доводы жалобы и заявил ходатайство о ее рассмотрении без участия представителя.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по договору аренды лесного участка от 22.07.2008 N 27-22 Обществу (арендатору) предоставлен в аренду лесной участок площадью 60 546 гектаров для заготовки древесины, имеющий местоположение: Кировская область, Нагорский район, Синегорское лесничество, с поименованными кварталами в Кобринском, Орлецовском, Краснореческом участковых лесничествах.
Распоряжением Департамента от 14.01.2009 N 173 утверждено заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Согласно справкам по использованию лесов арендатором лесного участка за 2009 год Общество по договору N 27-22 заготовило 55 908 кубических метров при допустимом объеме изъятия древесины по указанному участку 85 800 кубических метров, в 2010 году - 52 497 кубических метров, в 2011 году - 76 859 кубических метров.
Для рубки лесных насаждений в 2012 году Обществом 09.12.2011 подана лесная декларация с указанием объема заготовки древесины по договору N 27-22 с 01.01 по 31.12.2012 в размере 82 111 кубических метров.
Общество 12.04.2012 обратилось в Синегорское лесничество за разрешением на выполнение отводов делянок и внесение в лесную декларацию за 2012 год данных об объеме древесины, не использованном в 2009 году в связи с тем, что расчетная лесосека на арендном участке N 27-22 была освоена не полностью.
Департамент со ссылкой на разъяснения Россельхоза от 02.04.2012 N НК-10-27/3352 отказал Обществу в выделении дополнительных объемов древесины, указав, что вопрос о выделении дополнительных объемов древесины может быть рассмотрен только после полного использования Обществом установленного на текущий год отпуска древесины по договору аренды лесного участка (письмо от 04.06.2012 N 2247-58-04-16).
Общество 01.08.2012 представило в Синегорское лесничество лесную декларацию арендатора по договору аренды N 27-22 о заготовке с 01.08.2012 по 31.07.2013 дополнительного объема древесины в размере 26 319 кубических метров.
Синегорское лесничество отказалось принять предоставленную лесную декларацию (письмо от 01.08.2012 N 58).
Общество сочло отказ незаконным и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 26 и 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пунктами 5 и 10 Правил, пунктами 2, 11, 12 Порядка, суды пришли к выводу, что оспариваемый отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы Общества.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 1, 8 статьи 29 Кодекса заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
В части 4 статьи 29 Кодекса определено, что заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок запрещается.
В силу части 9 статьи 29 Кодекса правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337, устанавливают требования к заготовке древесины.
В силу пункта 5 Правил заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1, 3 статьи 26 Кодекса).
Порядок заполнения и подачи лесной декларации утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17.01.2012 N 18.
Согласно пункту 2 Порядка лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены, в том числе, на праве аренды, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок, не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка.
Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа (пункт 11 Порядка).
В силу пункта 12 Порядка подготовка и внесение изменений в лесную декларацию осуществляются в соответствии с данным порядком.
Общество в обоснование внесения изменения в лесную декларацию 2012 года по договору от 22.07.2008 N 27-22 и выделения дополнительного объема заготовки древесины за счет недоиспользованного объема древесины в 2009 году сослалось на пункт 10 Правил.
В соответствии с пунктом 10 Правил заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.
На лесных участках, предоставленных в аренду, разрешается заготовка древесины в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку, при условии, если суммарный объем древесины, заготовленной за последние 3 года, не превышает установленной расчетной лесосеки по лесничеству.
В пункте 12 Правил заготовки установлено, что рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Увеличение сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований. Срок рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса. Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений и вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосек (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер делянки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений и (или) хранения, вывозки древесины.
Как правильно указали суды, из анализа приведенных норм, а также статьи 26 Кодекса, пунктов 2, 3, 4, 11 Порядка следует, что условием выделения дополнительного объема древесины является полное использование установленного на текущий год отпуска древесины по договору аренды.
В рассматриваемом случае допустимый объем изъятия в 2012 году древесины по лесному участку, предоставленному Обществу в аренду по договору N 27-22, составил 85 800 кубических метров.
Общество не представило доказательств полного использования до истечения срока рубки предусмотренного декларацией на 2012 год объема заготовки древесины, что позволило бы в соответствии с пунктом 10 Правил освоить дополнительный объем древесины, превышающий допустимый объем изъятия по лесному участку.
Сроки рубки по поданной на 2012 год декларации (с 01.01.2012 по 31.12.2012) не изменялись, не были увеличены либо уменьшены.
В поданной 09.12.2011 декларации Общество указало декларируемый период - с 01.01 по 31.12.2012. Изменения в указанную декларацию в части декларируемого периода (пункт 12 Правил) Общество в установленном порядке не вносило. Из декларации от 01.08.2012 не следует, что она является документом, вносящим изменения либо уточнения в ранее поданную декларацию.
При подаче декларации от 01.08.2012 Общество указало в ней часть декларируемого периода (с 01.08 по 31.12.2012), указанного в декларации от 09.12.2011 и принятой Департаментом. Однако Порядок не допускает подачу более одной лесной декларации за один и тот же декларируемый период.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что в декларации от 01.08.2012 Общество указало недостоверные сведения о декларируемом периоде, что в соответствии с пунктом 11 Порядка является основанием для отказа в ее принятии.
С учетом изложенного суды обоснованно признали отказ Департамента принять лесную декларацию за 2012 год на неосвоенный объем 2009 года соответствующим действующему законодательству и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на Общество. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 по делу N А28-7394/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Сибирь-Лес" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Сибирь-Лес" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 01.02.2013 N 11.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как правильно указали суды, из анализа приведенных норм, а также статьи 26 Кодекса, пунктов 2, 3, 4, 11 Порядка следует, что условием выделения дополнительного объема древесины является полное использование установленного на текущий год отпуска древесины по договору аренды.
...
Общество не представило доказательств полного использования до истечения срока рубки предусмотренного декларацией на 2012 год объема заготовки древесины, что позволило бы в соответствии с пунктом 10 Правил освоить дополнительный объем древесины, превышающий допустимый объем изъятия по лесному участку.
...
При подаче декларации от 01.08.2012 Общество указало в ней часть декларируемого периода (с 01.08 по 31.12.2012), указанного в декларации от 09.12.2011 и принятой Департаментом. Однако Порядок не допускает подачу более одной лесной декларации за один и тот же декларируемый период.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что в декларации от 01.08.2012 Общество указало недостоверные сведения о декларируемом периоде, что в соответствии с пунктом 11 Порядка является основанием для отказа в ее принятии."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 апреля 2013 г. N Ф01-7840/13 по делу N А28-7394/2012