Резолютивная часть постановления объявлена 23.04.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.04.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу,
администрации городского округа Саранск на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.09.2012, принятое судьей Артамоновой Л.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2012, принятое судьями Смирновой И.А., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н., по делу N А39-2142/2012 по заявлению Территориального агентства Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия о признании незаконными действий администрации городского округа Саранск,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное государственное унитарное предприятие "1 Мая" Российской академии сельскохозяйственных наук, и установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий администрации городского округа Саранск (далее - Администрация), оформленных письмом от 23.07.2012 N 4239-исх и выразившихся в отказе принять в муниципальную собственность городского округа Саранск канализационную сеть протяженностью 1090 погонных метров, расположенную по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, Октябрьский район, с. Горяйновка, и об обязании Администрации принять в муниципальную собственность городского округа Саранск указанный объект.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "1 Мая" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - Предприятие).
Решением суда от 19.09.2012, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2012, заявленные требования удовлетворены.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), не учли позиции, сформированные Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, определениях от 02.11.2006 N 540-О, от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Администрация указывает, что передача спорного имущества в муниципальную собственность возможна при выполнении определенных условий, в том числе при получении согласия муниципального образования, с учетом решений, принятых заинтересованными сторонами при проведении совещаний и обсуждении вопросов передачи спорных объектов коммунальной инфраструктуры в собственность муниципального образования, принимая во внимание особенности их расположения и техническое состояние. В рассматриваемом случае решение о передаче в муниципальную собственность канализационной сети, которая находится в ненадлежащем состоянии, принято без учета волеизъявления органа местного самоуправления.
Управление и Предприятие в отзывах отклонили доводы жалобы
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Мордовия и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находится имущество - канализационная сеть, назначение объекта - водоотведение, площадь объекта - протяженность 1090 погонных метров, расположенное по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, Октябрьский район, село Горяйновка, кадастровый (условный) номер 13-13-01/462/2010-141 (выписка из реестра федерального имущества от 14.12.2010 N 186/1, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.02.2011 N 01/078/2011-464).
На основании приказа Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Мордовия (правопредшественник Управления) от 01.07.2004 N 33-У указанное имущество закреплено за Предприятием на праве хозяйственного ведения и передано ему по акту приема-передачи от 01.07.2004 N 04/21.
Предприятие в письме от 20.07.2010 N 64 представило в Администрацию уточненный перечень объектов, предназначенных для передачи в муниципальную собственность, содержащий в том числе канализационную сеть. Данный перечень согласован с Российской академий сельскохозяйственных наук (письмо от 28.02.2008 N 29-07/176).
Администрация письмом от 04.08.2010 N 5634-исх подтвердила согласие на прием в муниципальную собственность предлагаемых к передаче объектов.
Предприятие 14.03.2011 обратилось в Управление с заявлением о передаче в муниципальную собственность городского округа Саранск канализационной сети.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в письме от 06.12.2011 N аи-18/37709 поручило Управлению рассмотреть представленный пакет документов в отношении предлагаемого к передаче имущества и, при наличии оснований, принять решение о передаче канализационной сети в муниципальную собственность городского округа Саранск.
Согласно распоряжению Управления от 12.12.2011 N 228-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности Российской Федерации и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП "1 Мая", в муниципальную собственность городского округа Саранск" право хозяйственного ведения Предприятия на относящуюся к федеральной собственности канализационную сеть протяженностью 1090 погонных метров прекращается. Указанное имущество подлежит передаче в собственность городского округа Саранск.
Администрации предписано представить на утверждение в Управление подписанный акт приема-передачи в течение трех недель с момента издания распоряжения (пункт 4 распоряжения).
Согласно пункту 5 распоряжение является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество. Право муниципальной собственности городского округа Саранск возникает с момента утверждения акта приема-передачи.
Управление письмом от 15.12.2011 N 3920 направило акт приема-передачи канализационной сети от 12.12.2011 для подписания в Администрацию (получено 19.12.2011).
Управление неоднократно обращалось в Администрацию по вопросу подписания акта приема-передачи.
В письме от 25.01.2012 N 178 Управление предложило Администрации направить в адрес Управления подписанный акт приема-передачи либо сообщить о причинах отказа в его подписании.
Администрация сообщила Управлению, что подписание актов приема-передачи имущества, находящегося в собственности Российской Федерации и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Предприятием, в муниципальную собственность городского округа Саранск приостановлено в связи с необходимостью произвести расчет затрат на проведение ремонтно-восстановительных работ (письмо от 31.01.2012 N 493-исх).
В письме от 23.07.2012 N 4239-исх Администрация сообщила, что она приостановила действия по оформлению акта приема-передачи, поскольку при обследовании муниципальным предприятием городского округа Саранск "Саранскгорводоканал" технического состояния передаваемой канализационной сети выяснилось, что сеть не достроена и на завершение строительства необходимо более 32 000 000 рублей. Средства на указанные цели в необходимом объеме в бюджете городского округа Саранск отсутствуют.
Управление посчитало, что действия Администрации по отказу принять в муниципальную собственность городского округа Саранск спорное имущество не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 16 и 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1), определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые действия не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Управления и Предприятия, и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вопросы передачи объектов инженерной инфраструктуры города в муниципальную собственность регулируются Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 и приложением N 3 к нему.
В пункте 2 названного постановления предусмотрено, что объекты государственной собственности, приведенные в приложении N 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
Согласно пункту 1 приложения N 3 к постановлению к муниципальной собственности отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся вопросы организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2 - 4 данной статьи имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения.
В собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения (пункт 1 части 2 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 данной статьи.
Суды установили, что канализационная сеть расположена на территории села Горяйновка Октябрьского района городского округа Саранск, непосредственно подсоединена к жилым домам населенного пункта и используется для организации водоотведения населения села Горяйновка.
Следовательно, в силу части 2 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ канализационная сеть должна находиться в собственности муниципального образования.
Основания и порядок передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность установлены в части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ.
В соответствии с данной нормой, находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в названной части решений в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, спорный объект должен быть передан в муниципальную собственность городского округа Саранск, а Администрация как орган муниципальной власти обязана принять его в муниципальную собственность в силу закона.
В определении от 04.12.2007 N 828-О-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования положения части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Необходимость выявления в этом случае позиции органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования, а при наличии объективной необходимости - и за счет финансовой поддержки, оказываемой в рамках межбюджетных отношений Российской Федерации и ее субъектов. Безоговорочное принятие имущественных объектов, наименее эффективных в социально-экономическом плане и не являющихся объективно необходимыми для решения вопросов местного значения, могло бы повлечь для муниципальных образований дополнительные расходы на их содержание и существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления.
Таким образом, по смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации, процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника федерального имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункты 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Согласно подпункту "и" пункта 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, Управление по поручению агентства осуществляет действия по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность.
Как установили суды, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом письмом от 06.12.2011 N ОИ-18/37709 поручило Управлению принять решение о передаче канализационной сети в муниципальную собственность городского округа Саранск.
Соответствующее распоряжение Управления от 12.12.2011 N 228-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности Российской Федерации и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП "1 Мая" Россельхозакадемии, в муниципальную собственность городского округа Саранск", послужившее основанием для передачи в собственность городского округа Саранск канализационной сети, Администрация не оспорила.
Согласно письму от 04.08.2010 N 5634-исх Администрация согласилась принять в муниципальную собственность канализационную сеть.
Исследовав и оценив представленные в дело документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что в рассматриваемом случае имелись волеизъявления всех лиц, заинтересованных в передаче спорного имущества из федеральной собственности в муниципальную, в том числе органа местного самоуправления.
Отсутствие в бюджете городского округа финансовых средств на проведение мероприятий, связанных с принятием передаваемого объекта в муниципальную собственность, на его содержание и ремонт не освобождает Администрацию от исполнения возложенных на нее обязанностей, включая организацию в границах городского округа водоотведения.
Как установили суды, о передаче канализационной сети в муниципальную собственность Администрация была поставлена в известность в 2010 году, в связи с чем имела возможность предусмотреть в бюджете расходы на ремонт и содержание передаваемого имущества.
Доказательства того, что Администрация обращалась в соответствующие органы по вопросу финансовой поддержки бюджета городского округа Саранск в случае недостаточности в нем средств на ремонтно-восстановительные работы передаваемого имущества, а также доказательства, подтверждающие доводы Администрации о ненадлежащем состоянии канализационной сети и стоимости необходимых ремонтных работ, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые действия Администрации противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, и обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.09.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2012 по делу N А39-2142/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий администрации городского округа Саранск (далее - Администрация), оформленных письмом от 23.07.2012 N 4239-исх и выразившихся в отказе принять в муниципальную собственность городского округа Саранск канализационную сеть протяженностью 1090 погонных метров, расположенную по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, Октябрьский район, с. Горяйновка, и об обязании Администрации принять в муниципальную собственность городского округа Саранск указанный объект."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 апреля 2013 г. N Ф01-8317/13 по делу N А39-2142/2012