Резолютивная часть постановления объявлена 25.04.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.04.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.09.2012, принятое судьей Артамоновой Л.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2013, принятое судьями Смирновой И.А., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н., по делу N А39-2508/2012 по заявлению закрытого акционерного общества "Мордовский бекон" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия о признании незаконными действий и установил:
закрытое акционерное общество "Мордовский бекон" (далее - ЗАО "Мордовский бекон", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее - Территориальное управление, ТУ Росимущества в Республике Мордовия) по отказу, оформленному письмом от 18.07.2012 N 2307, в предоставлении в собственность Общества земельного участка с кадастровым номером 13:22:0114003:68, площадью 61 535 квадратных метров, с адресным ориентиром: Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п. Чамзинка, ул. Лесная, д. 3, и об обязании Территориального управления в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность Общества указанного земельного участка.
Решением суда от 11.09.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2013 решение оставлено без изменения.
Территориальное управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, комплект документов, представленный ЗАО "Мордовский бекон", не соответствует приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, так как Общество не представило правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на объект недвижимого имущества, расположенный на испрашиваемом земельном участке; данный объект был выявлен ТУ Росимущества в Республике Мордовия в ходе проверки фактического использования земельного участка. Ссылаясь на технический отчет от 01.08.2012, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Архтехстрой", в совокупности с тем обстоятельством, что у последнего имеется свидетельство от 29.10.2010 о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, Территориальное управление указывает, что данный объект является объектом капитального строительства.
Подробно позиция Территориального управления изложена в кассационной жалобе.
ОАО "Калориферный завод" в отзыве отклонило доводы жалобы; просило рассмотреть жалобу без участия представителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- здание зерносклада N 1 площадью 922,7 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-032, инвентарный N 14173;
- здание зерносклада N 2 площадью 1215,70 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/033/2006-051, инвентарный N 14175;
- здание зерносклада N 3 площадью 1303,90 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/033/2006-049, инвентарный N 14171;
- здание зерносклада N 4 площадью 1303,9 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-033, инвентарный N 14176;
- здание зерносклада N 5 площадью 1179,80 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/033/2006-050 инвентарный N 14174;
- здание зерносклада N 6 площадью 913,50 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/033/2006-052, инвентарный N 14172;
- здание зерносклада N 8 площадью 1237,3 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-034, инвентарный N 14166;
- здание зерносклада N 9 площадью 1218,0 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-035, инвентарный N 14167;
- здание зерносклада N 10 площадью 1278,9 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-036, инвентарный N 14191;
- здание зерносклада N 11 площадью 1210,9 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-037, инвентарный N 14192;
- здание зерносклада N 12 площадью 1223,9 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-038 инвентарный N 14193;
- здание зерносклада N 13 площадью 1254 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-039, инвентарный N 2642;
- здание трансформаторной подстанции площадью 31,2 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-046, инвентарный N 14185;
- здание трансформаторной подстанции площадью 50,1 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-045, инвентарный N 14168;
- здание крытой асфальтированной площадки площадью 157,4 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-044, инвентарный N 14190;
- здание пожарного депо площадью 82 квадратных метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-043, инвентарный N 14188;
- здание проходной и будки автовесов площадью 307,5 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-042, инвентарный N 2643;
- здание конторы и лаборатории площадью 157,4 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-040, инвентарный N 14184;
- здание механической мастерской площадью 105,3 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-041, инвентарный N 14189;
- незавершенное строительство со степенью готовности 58 процентов, площадью 293 квадратных метра, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-06/031/2008-048.
Право собственности на указанные объекты подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 19.08.2008 соответственно серии 13 ГА N 274556, серии 13 ГА N 274537, серии 13 ГА N 274538, серии 13 ГА N 274541, серии 13 ГА N 274539, серии 13 ГА N 274540, серии 13 ГА N 274542, серии 13 ГА N 274543, серии 13 ГА N 274544, серии 13 ГА N 274545, серии 13 ГА N 274546, серии 13 ГА N 274547, серии 13 ГА N 274549, серии 13 ГА N 274550, серии 13 ГА N 274551, серии 13 ГА N 274552, серии 13 ГА N 274553, серии 13 ГА N 274554, серии 13 ГА N 274555, серии 13 ГА N 274536.
Данные объекты расположены на земельном участке площадью 61 535 квадратных метров с кадастровым номером 13:22:0114003:68, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения и эксплуатации производственной базы, расположенном по адресу: Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п. Чамзинка, ул. Лесная, д. 3, и находящемся в собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 10.11.2006 серии 13 ГА N 067668).
Общество 30.01.2012 обратилось в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
Представленный Обществом пакет документов Территориальное управление направило в Росимущество для согласования вопроса о предоставлении в собственность земельного участка.
Письмом от 19.03.2012 N ПП-10/7978 Росимущество сообщило о невозможности предоставления в собственность Общества испрашиваемого земельного участка, поскольку в представленном кадастровом паспорте участка не имеется сведений о расположенных на нем зданиях, строениях, сооружениях; отсутствуют документ, подтверждающий балансовую стоимость активов Общества и обоснование площади участка.
В целях устранения замечаний, указанных Росимуществом, Территориальное управление письмом от 22.03.2012 N 889 возвратило Обществу представленный пакет документов на доработку.
Общество 02.04.2012 вновь направило в Территориальное управление пакет документов, в том числе с приложением дополнительных документов, указанных в письме Росимущества от 19.03.2012 N ПП-10/7978.
На основании поручения Росимущества от 18.05.2012 N ПП-10/15384 и приказа Территориального управления от 23.05.2012 N 42 комиссия Территориального управления 06.06.2012 провела проверку фактического использования земельного участка с кадастровым номером 13:22:0114003:68 и установила, что помимо имеющихся 20 объектов недвижимости, находящихся на праве собственности у Общества, на указанном земельном участке возле зерносклада N 5 расположен еще один объект - отдельно стоящее нежилое здание, назначение - нежилое, 1-этажное, на которое не представлены правоустанавливающие документы (акт от 08.06.2012).
Письмом от 18.07.2012 N 2307 Территориальное управление со ссылкой на позицию Росимущества, изложенную в письме от 10.07.2012 N ПП-10/25854, возвратило комплект документов заявителю.
Поскольку решение о приватизации испрашиваемого земельного участка Территориальное управление не приняло, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 15, 28, 29, 36, 37 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 475, пунктами 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Территориального управления правовых оснований для отказа в предоставлении Обществу земельного участка и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что документы, предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 475, Общество представило в Территориальное управление в полном объеме, и у Территориального управления не имелось оснований для непринятия положительного решения о приватизации земельного участка и ненаправления в адрес ЗАО "Мордовский бекон" проекта договора купли-продажи.
Земельный участок площадью 61 535 квадратных метров с кадастровым номером 13:22:0114003:68 был сформирован непосредственно для размещения и эксплуатации производственной базы, что следует из кадастрового паспорта (выписка из государственного кадастра недвижимости от 28.03.2012) и необходим Обществу для использования расположенных на нем объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности.
Относительно довода ТУ Росимущества в Республике Мордовия о том, что Общество не представило правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на объект недвижимого имущества (отдельно стоящее нежилое здание, назначение - нежилое, 1-этажное), расположенный на испрашиваемом земельном участке, суды обоснованно указали, что, как следует из представленного Обществом в дело технического отчета от 01.08.2012, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Архтехстрой", акта техника от 21.08.2012 N 63 и справки Чамзинского отделения Филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 21.08.2012, на земельном участке с кадастровым номером 13:22:0114003:68 находится объект - "сушильная колонна", которая не является объектом капитального строительства, а является оборудованием и представляет собой сборно-разборную металлическую конструкцию, предназначенную для сушки и транспортировки зерна, данный объект на государственный технический учет не ставится.
Более того, доказательства того, что названный объект принадлежит на праве собственности другому лицу, Территориальное управление не представило.
Доказательств невозможности предоставления Обществу спорного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным в законе, Территориальное управление также не представило.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и не противоречат им, оснований для их переоценки суд округа не имеет в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба ТУ Росимущества в Республике Мордовия не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.09.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2013 по делу N А39-2508/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
...
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 апреля 2013 г. N Ф01-8369/13 по делу N А39-2508/2012
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2013 Определение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-2508/12
30.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8369/13
18.01.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6057/12
11.09.2012 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-2508/12