Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.05.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителей от заявителя: Овсянникова В.Н. (доверенность от 10.05.2012), от заинтересованных лиц: Богоявленской Е.Г. (доверенность от 25.04.2013 N 19Д), Малышенко В.В. (доверенность от 07.02.2013),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сплав" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.10.2012, принятое судьей Князевой А.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013, принятое судьями Караваевой А.В., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., по делу N А29-3976/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сплав" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми о признании не соответствующей рыночной стоимости кадастровой стоимости земельного участка и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сплав" (далее - Общество, ООО "Сплав") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее - Росреестр, Управление), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми (далее - ФГБУ "ФКП" по РК, Учреждение), в котором просило:
- признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 11:05:0105001665, площадью 14 744 квадратных метра, расположенного по адресу: город Сыктывкар, улица 28 Невельской дивизии, 6, внесенную Управлением в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН);
- признать не соответствующей рыночной стоимости одного квадратного метра удельный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра названного земельного участка в размере 1312 рублей 10 копеек по состоянию на 25.07.2010, внесенный Управлением в ГКН;
- обязать ФГБУ "ЗКП" по РК исключить из ГКН сведения об экономических характеристиках кадастровой стоимости в размере 1312 рублей 10 копеек за один квадратный метр и рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости земельного участка, установить кадастровую оценку земельного участка с кадастровым номером 11:05:0105001665, площадью 14 744 квадратных метра, расположенного по адресу: город Сыктывкар, улица 28 Невельской дивизии, дом 6, с кадастровым номером 86:22:0004002:196 по состоянию на 25.07.2010;
- обязать Учреждение указать в качестве нового удельного показателя рыночную стоимость одного квадратного метра в размере 554 рублей 41 копейки; в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка в размере 8 174 200 рублей с момента их внесения в ГКН.
Решением суда первой инстанции от 24.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 18.02.2013 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды неправильно применили пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). По его мнению, в данном случае оспаривается кадастровая оценка земли, утвержденная до введения в действие статьи 24.19 названного закона, в связи с чем эта норма к рассматриваемым правоотношениям не применима; до вступления в силу Закона N 167-ФЗ действующее законодательство не содержало норм о том, что при оспаривании кадастровой стоимости земельного участка рыночная стоимость должна быть определена по состоянию на дату утверждения кадастровой стоимости этого участка. ООО "Сплав" указывает, что по состоянию на 25.07.2010 рыночная стоимость спорного участка существенно отличалась от его кадастровой стоимости, что повлекло нарушение прав Общества, так как оно вынуждено уплачивать арендную плату, рассчитанную на основании кадастровой стоимости, то есть в завышенном размере.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и изложена его представителем в судебном заседании.
Заинтересованные лица в отзывах на кассационную жалобу и их представители в судебном заседании возразили против доводов заявителя.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 24.05.2010 администрация МОГО "Сыктывкар" (арендодатель) и ЗАО "Сплав" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка с кадастровым номером 1160560105001665 общей площадью 14 744 квадратных метра, расположенного по адресу: город Сыктывкар, улица 28 Невельской дивизии, дом 6.
ЗАО "Сплав" было преобразовано в ООО "Сплав", что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 11 N 001878284.
В соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Коми, утвержденными приказом Минприроды Республики Коми от 29.12.2007 N 705, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 11605660105001665, расположенного по адресу: город Сыктывкар, улица 28 Невельской дивизии, дом 6, установлена в размере 19 345 602 рублей 40 копеек исходя из 9 группы видов разрешенного использования и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка - 1 312 рублей 10 копеек за квадратный метр.
На основании данного приказа сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в ГКН.
Согласно отчету ООО "Калимера" (далее - оценщик) N 25/1788/07, составленному на 25.07.2010, рыночная стоимость спорного земельного участка составила 8 174 233 рубля 90 копеек.
Посчитав, что кадастровая стоимость названного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что является основанием для внесения изменений в ГКН, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 65, пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд исходил из того, что уполномоченный орган не имел предусмотренные действующим законодательством основания для изменения кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел принятые судебные акты подлежащими отмене в силу следующего.
На основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно материалам дела кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных приказом Министерства от 29.12.2007 N 705 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Коми".
В постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, согласно данной статье установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При принятии судебных актов по настоящему делу суды обеих инстанций не дали оценки отчету независимого оценщика N 25/1788/07, содержащего сведения о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 25.07.2010, посчитав, что при оспаривании кадастровой стоимости земельного участка рыночная стоимость должна быть определена по состоянию на дату утверждения кадастровой стоимости этого участка (01.01.2007) со ссылкой статью 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
Вместе с тем данный вывод судов является неверным, противоречащим позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11, и имеющимся в деле документам.
Из материалов дела видно, что договор аренды N 01/10-178 спорного земельного участка заключен Обществом и Администрацией 27.04.2010. До этой даты Общество не имело никаких прав на данный участок.
На 25.07.2010 рыночная стоимость названного участка существенно отличалась от его кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2007, поэтому Общество вынуждено уплачивать арендную плату, рассчитанную на основании кадастровой стоимости, то есть в завышенном размере.
При этом отчету независимого оценщика N 25/1788/07, содержащему сведения о рыночной стоимости спорного участка по состоянию на 25.07.2010, суды оценку не дали.
Принимая во внимание, что обжалуемые судебные акты приняты на основании иного толкования норм права, чем то, которое дано в постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11, и что спор по существу заявленных Обществом требований судами не разрешен, решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.10.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11; ввиду существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете N 25/1788/07, подготовленном независимым оценщиком, дать оценку названному отчету с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и определения в нем действительной рыночной стоимости земельного участка, определить законность заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.10.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 по делу N А29-3976/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи
|
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При принятии судебных актов по настоящему делу суды обеих инстанций не дали оценки отчету независимого оценщика N 25/1788/07, содержащего сведения о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 25.07.2010, посчитав, что при оспаривании кадастровой стоимости земельного участка рыночная стоимость должна быть определена по состоянию на дату утверждения кадастровой стоимости этого участка (01.01.2007) со ссылкой статью 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
Вместе с тем данный вывод судов является неверным, противоречащим позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11, и имеющимся в деле документам.
...
При новом рассмотрении суду надлежит учесть правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11; ввиду существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете N 25/1788/07, подготовленном независимым оценщиком, дать оценку названному отчету с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и определения в нем действительной рыночной стоимости земельного участка, определить законность заявленных требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 мая 2013 г. N Ф01-8453/13 по делу N А29-3976/2012
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2014 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-3976/12
13.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8453/13
07.05.2013 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-3976/12
18.02.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8535/12
24.10.2012 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-3976/12