Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Базилевой Т.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.
при участии представителей от заявителя: Кочкомазовой О.С., доверенность от 09.01.2013 N 05/16-20, от заинтересованного лица: Мшецяна А.С., доверенность от 13.06.2012 N 480/13, Мясникова С.А., доверенность от 09.01.2013 N 61/13, Парутова М.С., доверенность от 25.06.2012 N 555/12,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" в лице филиала Чебоксарского линейного производственного управления магистральных газопроводов на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.10.2012, принятое судьей Павловой О.Л., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2013, принятое судьями Вечкановым А.И., Богуновой Е.А., Соловьевой М.В., по делу N А79-13159/2011 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" в лице филиала Чебоксарского линейного производственного управления магистральных газопроводов о взыскании 2 787 533 рублей 28 копеек и установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике (далее - Росприроднадзор, управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" в лице филиала Чебоксарского линейного производственного управления магистральных газопроводов (далее - ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород", общество) о взыскании 2 787 533 рублей 28 копеек задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за третий, четвертый кварталы 2010 года и первый - третий кварталы 2011 года.
Решением от 02.10.2012 суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 01.02.2013 оставил решение суда без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и отказать в удовлетворении заявленного Росприроднадзором требования.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным в материалы дела доказательствам и сделаны при неправильном применении Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), постановлений Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"; а также при применении не подлежащего применению постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" и без учета позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.03.2009 N 14561/08. По мнению общества, выбросы, производимые в результате эксплуатации газораспределительной станции, не оказывают существенного влияния на качество атмосферы, поскольку в них отсутствуют твердые или взвешенные вещества, способные осаждаться. Территория газораспределительной станции не является промышленной площадкой, с территории которой загрязняющие вещества производственного или хозяйственно-бытового происхождения могут поступать в дождевые и талые воды. Управление не доказало содержание загрязняющих веществ в природных водах (осадках), стекающих с территории заявителя. Кроме того, порядок определения платы и ее предельных размеров за сброс загрязняющих веществ на водосборные площади, а также нормативы платы, в том числе за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности поверхностными стоками, законодательно не установлен. Общество также обращает внимание на отказ на выдачу разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности, отраженный в письме Росприроднадзора от 11.02.2011 N 009/354.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителями в судебном заседании.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании указали на законность судебных актов и просили оставить их без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" представило в Росприроднадзор расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за третий и четвертый кварталы 2010 года, первый - третий кварталы 2011 года, согласно которым плата составила в общей сумме 765 645 рублей 54 копейки.
По результатам проверки данных расчетов управление доначислило обществу плату по разделу 3 "Сбросы вредных веществ в водные объекты" (по производственной территории (при неорганизованном сбросе)) за третий и четвертый кварталы 2010 года, первый - третий кварталы 2011 года в общей сумме 3 533 301 рубль 45 копеек.
ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" уплатило 765 768 рублей 17 копеек.
Управление выставило обществу требование от 03.11.2011 N 195-2011 с предложением погасить задолженность в сумме 2 787 533 рублей 28 копеек до 17.11.2011.
Отсутствие оплаты в установленный в требовании срок послужило основанием для обращения Росприроднадзора с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 1, 3, 16 Закона об охране окружающей среды, Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды N 632), Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденными Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 29.12.1998 (далее - Методические указания), Арбитражный суд Чувашской Республики пришел к выводу об обоснованности произведенного управлением доначисления обществу платы за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами права и согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды N 632 предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
На основании пункта 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды N 632 в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды N 632).
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Методические указания содержат порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователей.
Согласно пункту 1.1 Методических указаний под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).
Неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России. При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем или территориальным органом Госкомэкологии России как для условий сверхлимитного сброса (пункт 1.3 Методических указаний).
Принадлежность предприятия или организации к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных или стационарных источников (включая эродированные поверхности) поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно - бытового происхождения по предъявлении технологического регламента, материального баланса или иных документов, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия, либо по представлении инспектором территориального органа Госкомэкологии перечня загрязняющих веществ, попадание которых не исключено в поверхностный сток (пункт 1.4 Методических указаний).
Суды установили, что ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" осуществляет деятельность по транспортировке газа, эксплуатации, строительству и ремонту магистральных газопроводов, газопроводов-отводов, компрессорных и газораспределительных станций и других видов специального оборудования.
Общество имеет и эксплуатирует передвижные и стационарные источники негативного воздействия на окружающую среду, транспортные средства.
В результате деятельности газораспределительных станций происходит выброс вредных веществ, в числе которых значится твердое вещество бензапирен, имеющее свойство накапливаться в почве.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, проверив правильность расчета предъявленной ко взысканию суммы, учитывая, что доказательства ее оплаты общество в материалы дела не представило, суды согласились с выводом Росприроднадзора, и признал, что ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" является субъектом, в результате деятельности которого происходит негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, оно обязано вносить соответствующую плату за это негативное воздействие.
Данный вывод основан на материалах дела, соответствует им и является правомерным.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод общества о том, что природные воды действующим законодательством не отнесены к категории загрязняющих веществ и что порядок определения платы и ее предельных размеров за сброс загрязняющих веществ на водосборные площади не установлен. Понятия неорганизованного поверхностного стока и неорганизованного сброса загрязняющих веществ, содержащиеся в Методических указаниях, не противоречат статье 16 Закона об охране окружающей среды, в которой установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду в виде сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади. Методика расчета платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды с дождевыми водами при отсутствии ливневой канализации, приведенная в Методических указаниях, не противоречит постановлениям Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 и от 28.08.1992 N 632.
Довод ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" о недоказанности управлением факта негативного воздействия на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в поверхностный водный объект подлежит отклонению как направленный на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных в дело доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 19.02.2013 N 225, подлежит отнесению на ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород", а излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей - возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.10.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2013 по делу N А79-13159/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, в размере 1000 рублей отнести на общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород".
Возвратить обществу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 19.02.2013 N 225.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Базилева |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции отклоняет довод общества о том, что природные воды действующим законодательством не отнесены к категории загрязняющих веществ и что порядок определения платы и ее предельных размеров за сброс загрязняющих веществ на водосборные площади не установлен. Понятия неорганизованного поверхностного стока и неорганизованного сброса загрязняющих веществ, содержащиеся в Методических указаниях, не противоречат статье 16 Закона об охране окружающей среды, в которой установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду в виде сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади. Методика расчета платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды с дождевыми водами при отсутствии ливневой канализации, приведенная в Методических указаниях, не противоречит постановлениям Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 и от 28.08.1992 N 632."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 мая 2013 г. N Ф01-8707/13 по делу N А79-13159/2011
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8707/13
01.02.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6491/12
25.01.2013 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-13159/11
02.10.2012 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-13159/11
02.10.2012 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-13159/2011