Нижний Новгород |
|
15 мая 2013 г. |
Дело N А28-2896/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.05.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей
от заинтересованного лица: Вычегжанина А.В. (доверенность от 22.06.2012
N 2393-66-01-03),
от третьего лица: Федорова С.Е. (доверенность от 25.12.2012)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной
ответственностью "Региональная сетевая компания", Региональной службы по
тарифам Кировской области и открытого акционерного общества "Межрегиональная
распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (филиал "Кировэнерго")
на решение Арбитражного суда Кировской области от 05.09.2012,
принятое судьей Серегиным Р.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
по делу N А28-2896/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая
компания" (ИНН: 4345278727, ОГРН: 1104345009053)
о признании недействительным решения Правления Региональной службы по тарифам
Кировской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (ИНН: 5260200603, ОГРН: 1075260020043) (филиал "Кировэнерго"),
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" (далее - ООО "РСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Правления Региональной службы по тарифам Кировской области (далее - Региональная служба) от 27.12.2011 N 57/5 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2012 - 2014 годы" (далее - Решение N 57/5) в части пункта 30 приложений N 1, 2 и 3 и об обязании Региональной службы включить в расчет необходимой валовой выручки Общества на 2012 год сумму расходов по подпункту 6 пункта 19 постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "Затраты на оплату труда" в размере 10 085,9 тысячи рублей, по подпункту 6 пункта 19 "Отчисления на социальные нужды" в размере 3 257,75 тысячи рублей, по подпункту 5 пункта 19 "Ремонт основных средств" в размере 8 001,301 тысячи рублей, по подпункту 1 пункта 20 "Капитальные вложения (инвестиции) на расширенное производство" в размере 4 109,68 тысячи рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (филиал "Кировэнерго") (далее - ОАО "МРСК Центра и Приволжья").
Решением суда от 05.09.2012 Решение N 57/5 признано недействительным в части пункта 30 приложения N 1 "Ставка за содержание электрических сетей" и "Одноставочный тариф" с 01.07 по 31.12.2012 и в части пункта 30 приложения N 3 "Необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь" на 2012 год. На Региональную службу возложена обязанность в срок не позднее одного месяца с момента вступления в силу решения арбитражного суда рассмотреть вопросы об установлении в отношении Общества ставки за содержание электрических сетей и одноставочного тарифа на период с 01.07 по 31.12.2012, а также необходимой валовой выручки сетевой организации на 2012 год с учетом оценки экономической обоснованности расходов Общества на финансирование капитальных вложений (инвестиций) на расширенное воспроизводство. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 решение суда оставлено без изменения.
ООО "РСК", Региональная службы и ОАО "МРСК Центра и Приволжья" не согласились с принятыми судебными актам и обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
ООО "РСК" считает, что суды неправильно применили пункт 7 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. При определении тарифа Региональная служба неправомерно исключила из необходимой валовой выручки Общества экономически обоснованные расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды и ремонт основных средств. Правовых оснований для невключения указанных расходов в необходимую валовую выручку, напрямую влияющую на размер тарифа, судами не установлено, поэтому заявление Общества подлежало удовлетворению.
По мнению Региональной службы, ОАО "МРСК Центра и Приволжья", суды неправильно применили статью 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), пункты 36, 55, 64 и 65 Основ ценообразования, пункт 4 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, утвержденных Федеральной службой по тарифам от 29.07.2010 N 174-э/8 (далее - Методические указания N 174-э/8), пункт 5.3.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2). Регулирующий орган, принимая решение об установлении тарифа, действовал правомерно. Реализация принятого судом решения нарушит законодательно установленный порядок принятия тарифа. Суды не учли, что тарифы различного рода (на электрическую энергию и на услуги по ее передаче, индивидуальные и котловые) находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Величина котлового тарифа зависит от величин необходимой валовой выручки всех сетевых организаций, в том числе Общества. При этом котловой тариф ограничен предельным уровнем. Основания для включения спорных расходов в необходимую валовую выручку Общества отсутствовали.
Подробно позиции заявителей изложены в кассационных жалобах и поддержаны представителями Службы по тарифам и ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в судебном заседании.
ООО "РСК" в отзывах отклонило доводы жалобы Службы по тарифам и ОАО"МРСК Центра и Приволжья", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Служба по тарифам в отзывах и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы ООО "РСК" и поддержало позицию ОАО "МРСК Центра и Приволжья".
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 06.05.2013.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела, ООО "РСК" является территориальной сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии (мощности) по объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим на праве собственности или ином законном праве.
ООО "РСК" 01.11.2011 обратилось в Региональную службу с заявлением для установления тарифа на передаче электрической энергии на 2012 год, представив соответствующие документы.
По результатам рассмотрения представленных материалов Региональная служба приняла решение от 27.12.2011 N 57/5.
Данным решением регулирующий орган установил: индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям организаций, осуществляющих услуги по передаче электрической энергии на территории Кировской области (сетевые организации), для взаиморасчетов с ОАО "МРСК Центра и Приволжья" на 2012 - 2014 годы (приложение N 1); долгосрочные параметры регулирования для организаций, осуществляющих услуги по передаче электрической энергии на территории Кировской области при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на указанный период (приложение N 2); необходимую валовую выручку на долгосрочный период регулирования 2012 - 2014 годов (приложение N 3).
В пункте 30 приложения N 1 к решению установлен тариф для Общества: ставка за содержание электрических сетей с 01.07 по 31.12.2012 - 156 616,41 рубля/МВт.мес; ставка на оплату технологического расхода (потерь) 01.07 по 31.12.2012 - 330,88 рубля/МВт.ч, а также одноставочный тариф - 956,07 рубля/МВт.ч.
В пункте 30 приложения N 2 для ООО "РСК" установлен базовый уровень подконтрольных расходов на 2012 год - 11891,7 тысячи рублей, в пункте 30 приложения N 3 - на 2012 год установлена необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (без оплаты потерь) - 15937,3 тысячи рублей.
Решение N 57/5 опубликовано газете "Вятский край" N 29(5117) 14.02.2012.
ООО "РСК", полагая, что тарифы являются экономически необоснованными вследствие неправомерного исключения регулирующим органом из расчета необходимой валовой выручки отдельных расходов, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции и апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), частично удовлетворили заявленные требования. При этом суды руководствовались Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основами ценообразования и пришли к выводу о недоказанности Региональной службой обоснованности установления тарифа в части ставки за содержание электрических сетей и одноставочного тарифа с 01.07 по 31.12.2012 (пункт 30 приложения N 1 к решению); правильности определения необходимой валовой выручки Общества на долгосрочный период регулирования (пункт 30 приложения N 3 к решению).
Между тем суды не учли следующее.
Из положений статьи 192 Кодекса следует, что оспариваемый акт отвечает признакам нормативного акта, если он принят компетентным государственным органом в пределах предоставленных ему полномочий, опубликован в установленном порядке, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
В соответствии с Федеральным законом N 35-ФЗ тарифы на услуги по передаче электрической энергии подлежат государственному регулированию.
Споры, связанные с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат рассмотрению в арбитражном суде (пункт 10 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) розничном рынке подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Региональная служба является органом исполнительной власти Кировской области, осуществляющим регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям (пункт 1.1 Положения о Региональной службе, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 01.09.2008 N 144/365).
Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 Федерального закона N 35-ФЗ).
Срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее чем двенадцать месяцев, если иное не установлено решением Правительства Российской Федерации (пункт 5 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ государственное регулирование тарифов осуществляется на основе принципов, закрепленных в данном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
При осуществлении государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии для Общества Региональная служба выбрала метод в форме долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, принимаемой при расчете единых (котловых) тарифов.
Согласно пункту 64 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, в том числе с привлечением других организаций, определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, и дифференцируются по уровням напряжения.
Методические указания N 174-э/8, 20-э/2 определяют порядок расчета регулируемых единых (котловых) и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Расчет единых тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (единые (котловые) тарифы), производится на основе необходимой валовой выручки, рассчитанной для каждой сетевой организации.
Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются необходимые валовые выручки всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения (пункт 49 Методических указаний N 20-э/2).
Из изложенного следует, что величина единого (котлового) тарифа напрямую зависит от величины необходимой валовой выручки сетевых организаций, для которых установлены индивидуальные тарифы.
Оспариваемым Решением N 57/5 установлены и введены в действие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций на 2012 - 2014 годы, в том числе и для Общества. Тарифы устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством.
Данное решение принято компетентным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Региональной службой) в области государственного регулирования тарифов в пределах его полномочий, опубликовано в установленном порядке. В решении содержатся правовые нормы, рассчитанные на неоднократное применение, обязательные для ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и ООО "РСК", необходимая валовая выручка которого, как и других сетевых организаций, учтена при расчете общего (котлового) тарифа, применяемого в отношении неопределенного круга лиц (решение Региональной службы от 27.12.2011 N 57/1). Утверждение котлового и индивидуального тарифов является взаимосвязанным процессом, изменение одного тарифа влияет на размер другого.
Таким образом, Решение N 57/5 отвечает признакам, характерным для нормативного правового акта.
Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей; решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативных правовых актов не обжалуется в апелляционном порядке (часть 1 статьи 194, часть 7 статьи 195 Кодекса).
Рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе в силу пункта 1 части 4 статьи 288 Кодекса является безусловным основанием для отмены принятых судебных актов.
Суды исходили из того, что Решение N 57/5 является ненормативным правовым актом. Между тем ошибочное определение судами природы оспариваемого акта повлекло за собой несоблюдение порядка рассмотрения дела (дело рассмотрено судьей единолично; решение обжаловано в апелляционном суде) и привело к принятию неправильных судебных актов.
С учетом изложенного судебные акты подлежат отмене, дело - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения в порядке, предусмотренном главой 23 Кодекса.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 4 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 05.09.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 по делу N А28-2896/2012 отменить.
Дело направить в Арбитражный суд Кировской области на новое рассмотрение.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" (далее - ООО "РСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Правления Региональной службы по тарифам Кировской области (далее - Региональная служба) от 27.12.2011 N 57/5 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2012 - 2014 годы" (далее - Решение N 57/5) в части пункта 30 приложений N 1, 2 и 3 и об обязании Региональной службы включить в расчет необходимой валовой выручки Общества на 2012 год сумму расходов по подпункту 6 пункта 19 постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "Затраты на оплату труда" в размере 10 085,9 тысячи рублей, по подпункту 6 пункта 19 "Отчисления на социальные нужды" в размере 3 257,75 тысячи рублей, по подпункту 5 пункта 19 "Ремонт основных средств" в размере 8 001,301 тысячи рублей, по подпункту 1 пункта 20 "Капитальные вложения (инвестиции) на расширенное производство" в размере 4 109,68 тысячи рублей."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 мая 2013 г. N Ф01-8301/13 по делу N А28-2896/2012