Нижний Новгород |
|
17 мая 2013 г. |
Дело N А17-1757/2012 |
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Самуйлова С.В.,
судей Синякиной Т.В., Чиха А.Н.
при участии представителя истца: Буралкова П.Л. по доверенности от 17.11.2011,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
открытого акционерного общества "Ивгорэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.10.2012,
принятое судьей Пичевой Д.К., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013,
принятое судьями Барминым Д.Ю., Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
по делу N А17-1757/2012
по иску открытого акционерного общества "Ивановская городская электрическая сеть"
(ИНН: 3702607899, ОГРН: 1103702002030)
к открытому акционерному обществу "Ивгорэнергосбыт"
(ИНН: 3728012631, ОГРН: 1093702020411)
о взыскании задолженности
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Ивановская городская электрическая сеть" (далее - ОАО "Ивгорэлектросеть", сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к открытому акционерному обществу "Ивгорэнергосбыт" (далее - ОАО "Ивгорэнергосбыт", сбытовая организация). Предметом иска (с учетом его уточнения) явилось требование о взыскании с ответчика 28 147 754 рублей 84 копеек задолженности за оказанные в январе 2012 года услуги по передаче электроэнергии. Исковые требования мотивированы ненадлежащим выполнением ОАО "Ивгорэнергосбыт" обязательств по оплате оказанных услуг. Стоимость услуг по передаче электроэнергии истец рассчитал по одноставочному тарифу, утвержденному постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 28.12.2011 N 451-э/2 (далее - Постановление N 451-э/2).
Ответчик полагал, что он правомерно рассчитался с истцом по двухставочному тарифу, так как своевременно воспользовался своим правом на выбор варианта тарифа, о чем известил сетевую организацию письмами от 27.01.2012. Расчет объема услуг произведен ответчиком исходя из величины заявленной мощности, указанной им в уведомлении о плановых объемах электроэнергии и мощности от 01.04.2011 N 13/0053.
Суд первой инстанции установил факты оказания истцом услуг по передаче электроэнергии ответчику и ее неоплаты последним во взыскиваемом размере; признал правомерным произведенный истцом расчет стоимости услуг по одноставочному тарифу и решением от 05.10.2012 удовлетворил иск. Суд отклонил довод ответчика о применении при расчетах сторон в спорный период двухставочного тарифа и указанной им величины заявленной мощности.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 21.01.2013 оставил решение без изменения по тем же мотивам.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 8, 12, 159, 161, 307, 421, 422, 432, 434, 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 6, 12, 13 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), пунктами 2, 4, 12, 13, 24, 26, 27, 42, 47 и 48 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), и пунктами 2, 58 и 75 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ОАО "Ивгорэнергосбыт" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 05.10.2012 и постановление от 21.01.2013 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Доводы заявителя сводятся к оспариванию выводов судов о правомерности произведенного сетевой организацией расчета услуг по передаче электроэнергии по одноставочному тарифу. По мнению заявителя, суды не учли, что право выбора варианта тарифа принадлежит ответчику как потребителю услуг. Письмом от 27.01.2012 сбытовая организация уведомила сетевую организацию о выборе на 2012 год при расчетах сторон двухставочного тарифа. Истец, ссылаясь на невозможность применения при расчетах сторон данного варианта тарифа, указывает на несогласование сторонами заявленной мощности по спорным точкам поставки. Ответчик полагает, что величину заявленной мощности он указал в уведомлении о плановых объемах электроэнергии и мощности от 01.04.2011 N 13/0053. Письмо было направлено в сроки, указанные в пункте 47 Правил N 861. В соответствии с пунктами 2, 12, 24 и 26 Правил N 861 выбор величины мощности зависит исключительно от воли потребителя и его потребности. Сетевая организация не вправе ограничивать потребителя в выборе необходимой ему мощности. Таким образом, при расчетах сторон сетевая организация обязана была применить мощность, указанную в письме ответчика, и произвести расчет по двухставочному тарифу. При этом тот факт, что необходимая валовая выручка сетевой организации, учтенная в Сводном прогнозном балансе, сформирована исходя из одноставочного тарифа, не является препятствием для расчета за услуги исходя из двухставочного тарифа. Кроме того, по данным Региональной службы по тарифам Ивановской области, при расчете и установлении котлового тарифа для ОАО "Ивэнергосбыт" (гарантирующего поставщика, у которого приобретает электроэнергию ответчик для своих потребителей) была учтена мощность в размере 51,076 МВт, отражающая в том числе и потребность мощности спорных потребителей ответчика.
ОАО "Ивгорэлектросеть" в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы и просило оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель ОАО "Ивгорэлектросеть" поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды двух инстанций, стороны находились в правоотношениях по поводу возмездного оказания услуг по передаче электроэнергии с целью снабжения потребителей ответчика электроэнергией.
В отношении потребителей, которым сбытовая организация поставляла электроэнергию, услуги по передаче электроэнергии оказывались по договорам, заключенным сторонами.
В отношении потребителей, которым сбытовая организация поставляла электроэнергию, договор об оказании услуг по передаче электроэнергии сторонами не заключался.
Письмом от 28.04.2011 N 13/0053 ответчик направил истцу плановые объемы электрической энергии и мощности потребителей на 2012 год, указав величины плановой мощности по каждому потребителю, в отношении которых были заключены договоры об оказании услуг по передаче электроэнергии.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 28.12.2011 N 451-э/2 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области" утверждены и введены в действие с 01.01.2012 единые котловые (одно- и двухставочные) тарифы на услуги по передаче электроэнергии для сетевых организаций на территории Ивановской области, включая ОАО "Ивгорэлектросеть".
Ответчик письмом от 27.01.2012 уведомил истца о выборе двухставочного тарифа.
В январе 2012 года истец оказывал ответчику услуги по передаче электроэнергии потребителям ответчика. Факт оказания услуг и их объем подтверждены материалами дела.
На оплату оказанных услуг ОАО "Ивгорэлектросеть" направило ОАО "Ивгорэнергосбыт" акты об оказании услуг и выставило счета-фактуры.
Размер услуг по передаче электроэнергии в отношении потребителей, по которым не заключен договор оказания услуг по передаче электроэнергии, истец определил, исходя из одноставочного тарифа.
Расчет по объему и стоимости услуг, оказанных в отношении потребителей, по которым стороны заключили договор, произведен истцом по двухставочному тарифу, выбранному сбытовой организацией, и по величине мощности, заявленной сбытовой организацией.
Ответчик не согласился с применением одноставочного варианта тарифа и письмом от 11.03.2012 N 15/0160 отказался от рассмотрения и принятия направленных актов и счетов-фактур и оплаты стоимости услуг по передаче электроэнергии в предъявленном объеме. По мнению сбытовой организации, двухставочный тариф и величина заявленной мощности подлежит применению при расчете объема и стоимости услуг, оказанных сетевой организацией в отношении всех потребителей ответчика.
Поводом для обращения ОАО "Ивгорэлектросеть" в арбитражный суд с иском послужило неисполнение в полном объеме ОАО "Ивгорэнергосбыт" обязательства по оплате оказанных в январе 2012 года услуг по передаче электроэнергии.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд кассационной инстанции принял постановление, исходя из следующего.
Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что, помимо прочего, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, договоров, а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике). Согласно статье 4 этого закона нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти. В соответствии со статьей 21, пунктом 7 статьи 38 закона Правительство Российской Федерации утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и правила оказания этих услуг.
Согласно статье 3, пунктам 2 и 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
Порядок заключения и исполнения таких договоров устанавливается в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861. В договоре в качестве существенного условия помимо прочего устанавливалась величина заявленной мощности, в пределах которой сетевая организация принимала на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения (подпункт "б" пункта 13, и пункт 15 Правил N 861).
При исполнении договора передачи электрической энергии потребитель услуг обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договором, что следует из пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации и подпункта "б" пункта 14 Правил N 861.
Оплата услуг по передаче электроэнергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии (пункт 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530).
Из статьи 23.1 Закона об электроэнергетике (в редакции, действовавшей в спорный период) следует, что цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям подлежат государственному регулированию.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с учетом использования потребителями указанных услуг мощности электрической сети, к которой они технологически присоединены. Потребитель услуг не менее чем за восемь месяцев до наступления очередного периода регулирования тарифов должен уведомить сетевую организацию о величине заявленной мощности на предстоящий календарный год. Тарифы устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (пункты 42, 46-48 Правил N 861).
По общему правилу тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года (пункт 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109).
В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей в спорный период) тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении иных категорий потребителей, а также гарантирующих поставщиков (энергосбытовых, энергоснабжающих организаций) устанавливаются одновременно в двух вариантах:
- двухставочный тариф в виде ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях, и ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей;
- одноставочный тариф в расчете на один киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
Из раздела VIII Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), следует, что расчет тарифа на услуги по передаче электроэнергии определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии. В основу расчета тарифа положен суммарный расчетный объем необходимой валовой выручки, обеспечивающей компенсацию экономически обоснованных расходов на осуществление деятельности по передаче электроэнергии. Размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, дифференцируемой по уровням напряжения. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в двухставочном и одноставочном вариантах.
Расчет двухставочных тарифов предусматривает определение ставки на содержание электросетей соответствующего уровня напряжения и ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения. При этом ставка на содержание сетей определялась в расчете за МВт заявленной мощности потребителя.
Заявленная мощность - это предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах (пункт 2 Правил N 861).
Таким образом, применение в расчетах на услуги по передаче электрической энергии значения присоединенной (заявленной) мощности обусловлено обязанностью сетевой компании исходя из предъявляемых к ее деятельности требований обеспечить потребителю потенциальную возможность использования всей величины заявленной мощности в любой момент в течение срока действия договора. Сетевая организация получает плату за обеспечение потребителя постоянной возможностью использования сетей на всю величину заявленной мощности. Тарифное регулирование построено таким образом, что потребитель обязан оплачивать за каждый расчетный период величину заявленной мощности, даже если величина фактически потребленной мощности оказывается ниже заявленной, поскольку затраты сетевой организации на содержание сетей определяются исходя из необходимости обеспечить максимально возможную нагрузку на сети с учетом предельных величин заявленной потребителем электрической энергии мощности.
В случае применения в расчетах двухставочного тарифа получение сетевой организацией необходимой валовой выручки, учтенной при установлении тарифа, обеспечивается путем умножения ставки на содержание сетей на величину заявленной мощности.
Для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей), гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) самостоятельно выбирают вариант тарифа на очередной календарный год путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение одного месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации. Выбранный вариант тарифа применяется для расчетов за услуги по передаче электрической энергии с даты введения в действие указанных тарифов (пункт 64 Основ ценообразования).
При отсутствии этого уведомления расчеты за услуги по передаче электрической энергии, если иное не установлено по соглашению сторон, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не установлено по соглашению сторон.
Из данных правовых норм буквально следует, что потребитель услуг по передаче электроэнергии вправе выбирать вариант тарифа на очередной календарный год. Для реализации этого права потребитель должен письменно уведомить сетевую организацию о своем решении в течение одного месяца с даты принятия тарифного решения. В этом случае достаточно одностороннего волеизъявления потребителя услуг.
Тарифное решение принято 28.12.2011. Письмо в сетевую организацию датировано ответчиком 27.01.2012 и сдано для отправки в почтовое отделение в этот же день. Таким образом, сбытовая организация реализовала свое право на выбор двухставочного тарифа в одностороннем порядке в установленный законом месячный срок с даты принятия тарифного решения.
Из системного токования положений пункта 64 Основ ценообразования, пунктов 2, 13, 15 и 24 Правил N 861 следует, что при выборе потребителем услуг двухставочного варианта тарифа величина заявленной мощности участвует в расчетах сторон по оплате услуг по ставке на содержание электрических сетей. Заявленная мощность является величиной, которая согласовывается сторонами.
Процедура согласования величины заявленной мощности императивно не урегулирована, в связи с чем допустимы различные варианты, позволяющие однозначно считать волю сторон согласованной. К таким вариантам относятся - заключение договора, переписка сторон и иные случаи.
Как следует из материалов дела, сбытовая организация за восемь месяцев до наступления очередного периода регулирования тарифов направила сетевой организации письмо N 13/0053, где указала, помимо прочего, плановые объемы мощности потребителей на 2012 год.
Таким образом, сбытовая организация в полной мере реализовала свои права по выбору варианта тарифа и величины заявленной мощности в отношении точек поставки, по которым она согласовала с сетевой организацией условия договоров об оказании услуг по передаче электроэнергии.
Инициатива заключения договора должна исходить от сбытовой организации. Ей же законодательство гарантирует заключение договора со стороны сетевой организацией как лица, обязанного заключить договор и оказывать услуги. Сбытовая организация имела возможность и обязанность своевременно урегулировать с сетевой организацией вопросы оказания услуг по передаче электроэнергии в отношении спорных точек поставки.
Окружной суд полагает, что, вопреки доводам заявителя, не имеется законных оснований утверждать о том, что сбытовая организация вправе распространять условия договоров на точки поставки, по которым вопросы оказания услуг не урегулированы с сетевой организацией.
В пункте 82 Правил N 530 урегулированы последствия исполнения гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения без заключения договора с сетевой организацией. Сетевой организации предоставлено право взыскать с гарантирующего поставщика стоимость услуг по передаче электрической энергии покупателю, обслуживаемому на основании указанного договора. При этом объем потребленных таким образом услуг определяется в соответствии с порядком осуществления коммерческого учета.
Мощность объектов электросетевого хозяйства, необходимая для передачи электроэнергии потребителям, в отношении которых не заключены договоры, ответчиком как потребителем услуг не согласовывалась с сетевой организацией (и не могла быть согласована без заключения соответствующего договора). В то же время объем полезного отпуска электроэнергии в отношении спорных потребителей определен по приборам учета. При таких обстоятельствах суды правомерно признали обоснованной позицию истца, рассчитавшего стоимость услуг единственно возможным и достоверным способом - по одноставочному тарифу. Расчет объема и стоимости проверен судебными инстанциями, признан правильным и не оспорен ответчиком. Доказательств оплаты имеющейся задолженности по оплате услуг ответчик в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил, на основании чего суды правомерно взыскали со сбытовой организации задолженность в размере 28 147 754 рублей 84 копеек.
Принятые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не выявлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 2000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.10.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 по делу N А17-1757/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ивгорэнергосбыт"
- без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Самуйлов |
Судьи |
Т.В. Синякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При исполнении договора передачи электрической энергии потребитель услуг обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договором, что следует из пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации и подпункта "б" пункта 14 Правил N 861.
Оплата услуг по передаче электроэнергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии (пункт 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530).
Из статьи 23.1 Закона об электроэнергетике (в редакции, действовавшей в спорный период) следует, что цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям подлежат государственному регулированию.
...
По общему правилу тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года (пункт 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 мая 2013 г. N Ф01-8799/13 по делу N А17-1757/2012