Нижний Новгород |
|
31 мая 2013 г. |
Дело N А38-3843/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.05.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.
при участии представителей
от заинтересованного лица: Шикаевой М.Г. по доверенности от 28.05.2013,
Кузнецова А.В., директора,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.11.2012,
принятое судьей Фроловой Л.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
по делу N А38-3843/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление механизации
и транспорта" (ИНН: 1213002406, ОГРН: 1021201249772)
о признании незаконным решения Министерства обороны Российской Федерации,
третьи лица - Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение
"40 эксплуатационно-техническая комендатура" (войсковая часть 61676), Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Управление механизации и транспорта" (далее - Общество, ООО "Управление механизации и транспорта") обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным изложенного в письме от 29.05.2012 N 141/17102 решения Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство) об отказе в согласовании местоположения границ земельного участка площадью 7 гектаров, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Советский район, поселок Солнечный, улица Солнечная, примерно в 1000 метрах по направлению на север от дома 8. Одновременно заявитель просил суд обязать Министерство согласовать местоположение границ обозначенного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение "40 эксплуатационно-техническая комендатура" (войсковая часть 61676) (далее - Войсковая часть 61676), Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Приволжско-Уральское территориальное управление).
Решением суда от 02.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 решение оставлено без изменений.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды применили не подлежащие применению пункт 2.2 статьи 30 и пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации. По его мнению, предоставление земельного участка в аренду не является предметом настоящего спора, предметом спора является отказ органа государственной власти в согласовании местоположения границ вновь образуемого земельного участка; спорный земельный участок не поставлен на кадастровый учет, в связи с этим он не может быть предоставлен юридическому лицу.
Кроме того, Общество не доказало, что обозначенный земельный участок входит в границы горного отвода, а суды данный факт не установили.
Министерство и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Общество, в отзыве и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Министерства, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Управление механизации и транспорта" 21.03.2008 получило лицензию на право пользования недрами Абаснурского месторождения с целью добычи строительных песков на площади 43,43 гектара и горноотводный акт.
Земельный участок, в составе которого находятся указанные недра, является частью земельного участка общей площадью 179 723 189 квадратных метров, отнесенного к федеральной собственности, категория земель - земли обороны.
Указанный земельный участок 16.09.2008 предоставлен Войсковой части 61676 на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Приказом от 21.06.2012 N 1584 Министерство прекратило право постоянного (бессрочного) пользования Войсковой части 61676 указанным земельным участком, одновременно предоставив такое право Приволжско-Уральскому территориальному управлению.
ООО "Управление механизации и транспорта" в письме от 28.04.2011 N 8 обратилось в Войсковую часть 61676 с просьбой оформить и согласовать договор аренды земельного участка площадью 7 гектаров, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Советский район, поселок Солнечный, улица Солнечная, примерно в 1000 метрах по направлению на север от дома 8, для проведения работ по добыче песка в рамках выданной лицензии.
Войсковая часть 61676, приложив к письму от 02.06.2011 N 369 обращение ООО "Управление механизации и транспорта" и пакет необходимых документов, обратилась в Министерств с заявлением об оформлении и согласовании договора аренды и о разделе обозначенного земельного участка.
В январе 2012 года Министерство утвердило схему расположения земельного участка площадью 7 гектаров на кадастровом плане территории.
На основании согласованной схемы Войсковая часть 61676 подготовила межевой план земельного участка, направив его письмом от 25.03.2012 N 178 в Министерство для согласования границ и дальнейшей постановки на кадастровый учет.
Письмом от 29.05.2012 N 141/17102 Министерство уведомило ООО "Управление механизации и транспорта" об отказе в согласовании местоположения границ испрашиваемого земельного участка в связи с отсутствием у Общества лицензии на право пользования недрами, выданной в установленном порядке, и горноотводного акта.
Посчитав, что такое решение государственного органа не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частями 4 и 5 статьи 200 и статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 4 и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 3, пунктом 2.2 статьи 30 и пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2.1, пунктами 1 и 7 статьи 10.1, статьей 25.1 Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ "О недрах", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Министерство не доказало законность и обоснованность оспариваемого решения, и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
На основании части 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах, специальные федеральные законы; к земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Федеральный закон от 29.04.2008 N 58-ФЗ "О недрах" (далее - Закон о недрах) регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.
В статье 25.1 Закона о недрах предусмотрено, что земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и указанным Законом.
Земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Образование земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется на основе документов, предусмотренных законодательством о государственном кадастре недвижимости и законодательством Российской Федерации о недрах. Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Необходимым условием предоставления земельного участка для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является наличие у пользователя недр лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "Управление механизации и транспорта" имеет лицензию на право пользования недрами серии ЙШК N 50055, вид лицензии ТЭ, сроком действия до 01.04.2028, в которой указано, что участок недр имеет статус горного отвода.
Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан 02.09.2008 Обществу выдан горноотводный акт за N 246/981, удостоверяющий уточненные границы горного отвода площадью 43,43 гектара.
В соответствии с частью 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно части 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении такого земельного участка.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что поскольку у Общества имеется лицензия на право пользования недрами, оно вправе получить в аренду соответствующий земельный участок, предварительно согласовав его границы с собственником земли.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10.1 Закона о недрах в редакции, действовавшей на момент выдачи Обществу лицензии - 21.03.2008, основанием возникновения права пользования участками недр являлось решение уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21.01.2005 N 17 утверждено Положение о регулировании отношений недропользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения на территории Республики Марий Эл, на основании которого Министерство сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл и администрация муниципального образования "Советский муниципальный район" 18.03.2008 приняли совместное решение о предоставлении Обществу права пользования недрами Абаснурского месторождения, расположенного в Советском муниципальном районе, с целью добычи строительных песков.
Таким образом, Общество является законным пользователем участка недр на основании выданной лицензии от 21.03.2008 и горноотводного акта за N 246/981.
При этом участок недр, предоставленный Обществу для разработки, на момент выдачи лицензии относился к участкам недр местного значения.
Согласно статье 2.1 Закона о недрах (в редакции Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения. В том числе, к участкам недр федерального значения относятся участки недр, при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны и безопасности.
Суды установили, что испрашиваемый заявителем земельный участок является частью земельного участка, отнесенного к землям обороны и безопасности.
Участки недр федерального значения, перечень которых официально опубликован в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Закона о недрах, сохраняют статус участков недр федерального значения независимо от изменения требований, установленных настоящей статьей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2008 N 823 определен Порядок официального опубликования перечня участков недр федерального значения в официальном издании Российской Федерации, согласно которому Перечень участков недр федерального значения подлежит официальному опубликованию Федеральным агентством по недропользованию в "Российской газете". При этом официальное опубликование Перечня участков недр федерального значения включает сведения о местоположении и наименовании участка недр, а также о виде полезного ископаемого, содержащегося в соответствующем участке недр.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о включения рассматриваемого земельного участка в официально опубликованный Перечень участков недр федерального значения.
Кроме того, как правильно отметили суды, изменения, внесенные Федеральным законом от 29.04.2008 N 58-ФЗ в пункт 1 статьи 10.1 Закона о недрах, в соответствии с которыми одним из оснований возникновения права пользования участками недр федерального значения является решение Правительства Российской Федерации, принятое по результатам конкурса или аукциона, для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, вступили в действие 16.05.2008, то есть после получения Обществом лицензии (21.03.2008).
Федеральный закон от 29.04.2008 N 58-ФЗ не содержит указаний на то, что его положения применяются к отношениям, возникшим до вступления его в действие.
Из материалов дела следует, что Министерство утвердило в январе 2012 года схемы расположения земельного участка площадью 7 гектаров, из кадастрового плана территории которого следует, что обозначенный земельный участок входит в состав Абаснурского месторождения строительных песков площадью 43,43 гектара, на разработку недр, у Общества имеются лицензия и горноотводный акт.
На основании изложенного суды сделали обоснованный вывод, что у Министерства отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе Обществу в согласовании границ испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, при рассмотрении кассационной жалобы Министерства Общество в судебное заседание представило акт согласования местоположения границ земельного участка площадью 7 гектаров, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Советский район, поселок Солнечный, улица Солнечная, примерно в 1000 метрах по направлению на север от дома 8.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.11.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 по делу N А38-3843/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2008 N 823 определен Порядок официального опубликования перечня участков недр федерального значения в официальном издании Российской Федерации, согласно которому Перечень участков недр федерального значения подлежит официальному опубликованию Федеральным агентством по недропользованию в "Российской газете". При этом официальное опубликование Перечня участков недр федерального значения включает сведения о местоположении и наименовании участка недр, а также о виде полезного ископаемого, содержащегося в соответствующем участке недр.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о включения рассматриваемого земельного участка в официально опубликованный Перечень участков недр федерального значения.
Кроме того, как правильно отметили суды, изменения, внесенные Федеральным законом от 29.04.2008 N 58-ФЗ в пункт 1 статьи 10.1 Закона о недрах, в соответствии с которыми одним из оснований возникновения права пользования участками недр федерального значения является решение Правительства Российской Федерации, принятое по результатам конкурса или аукциона, для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, вступили в действие 16.05.2008, то есть после получения Обществом лицензии (21.03.2008).
Федеральный закон от 29.04.2008 N 58-ФЗ не содержит указаний на то, что его положения применяются к отношениям, возникшим до вступления его в действие."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 мая 2013 г. N Ф01-8976/13 по делу N А38-3843/2012