Нижний Новгород |
|
18 июня 2013 г. |
Дело N А39-3662/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.06.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.06.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным
имуществом в Республике Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.12.2012,
принятое судьей Савочкиным В.Н., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А39-3662/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КПД-групп"
(ИНН: 5249112583, ОГРН: 111524901603)
о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия,
третье лицо - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "КПД-групп" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее - Территориальное управление) по отказу предоставить в собственность Обществу земельный участок площадью 42 494 квадратных метра, с кадастровым номером 13:22:0115004:112, находящийся в собственности Российской Федерации, местоположение: Республика Мордовия, Чамзинский район, рабочий поселок Комсомольский, а также об обязании Территориального управления подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка по цене в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости за единицу площади земельного участка и направить его Обществу в течение 20 дней с даты вступления решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением суда от 17.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 решение оставлено без изменения.
Территориальное управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что энергетический производственно-технологический комплекс Алексеевская ТЭЦ-3 - брызгальный бассейн обладает признаками гидротехнического сооружения, в связи с этим земельный участок, на котором расположено такое сооружение, в силу пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации является ограниченным в обороте и не подлежит отчуждению из федеральной собственности.
Территориальное управление указывает, что на основании подпункта "ж" пункта 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, оно осуществляет продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: Республика Мордовия, Чамзинский район, рабочий поселок Комсомольский: энергетический производственно-технологический комплекс Алексеевская ТЭЦ-3 - здание главного корпуса, назначение - нежилое, общей площадью 8062,6 квадратного метра, инвентарный N 10645, литера А; энергетический производственно-технологический комплекс Алексеевская ТЭЦ-3 - здание химводоочистки, назначение - нежилое, 1-этажное, общей площадью 933,5 квадратного метра, инвентарный N 10645, литера Б; энергетический производственно-технологический комплекс Алексеевская ТЭЦ-3 - здание мазутонасосной, назначение - нежилое, 1-этажное, общей площадью 88,8 квадратного метра, инвентарный N 10645, литера В; энергетический производственно-технологический комплекс Алексеевская ТЭЦ-3 - дымовая труба, назначение - нежилое, протяженность - 60 метров, инвентарный N 10645, литера Д; энергетический производственно-технологический комплекс Алексеевская ТЭЦ-3 - брызгальный бассейн, назначение - нежилое, общей площадью 314 квадратных метров, инвентарный N 10645, литера Ж; энергетический производственно-технологический комплекс Алексеевская ТЭЦ-3 - баки дренажные, назначение - нежилое, общей площадью 12,8 квадратного метра, инвентарный N 10645, литера З; энергетический производственно-технологический комплекс Алексеевская ТЭЦ-3 - резервуар, назначение - нежилое, общей площадью 3059 квадратных метров, инвентарный N 10645, литера И; энергетический производственно-технологический комплекс Алексеевская ТЭЦ-3 - циркуляционный водопровод, назначение - нежилое, протяженность 116,1 метра, инвентарный N 10645, литера К (свидетельства о государственной регистрации права от 10.03.2012 серии 13 ГА N 605271, серии 13 ГА N 605268, 605272, 605267, 605269, 605270, 605274, 605273 соответственно).
Указанные объекты расположены на земельном участке площадью 42 494 квадратных метра, с кадастровым номером 13:22:0115004:112, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - для размещения энергетического производственно-технологического комплекса Алексеевская ТЭЦ-3, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, Чамзинский район, рабочий поселок Комсомольский. Земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации (запись от 18.11.2010 N 13-13-06/096/2010, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.05.2012 N 01/185/2012-290).
Ранее данный земельный участок использовался открытым акционерным обществом "ТГК-6" на основании договора аренды от 01.02.2005 N 10-15, заключенного с администрацией поселка Комсомольский.
Общество обратилось в Территориальное управление с заявлением от 08.06.2012 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 42 494 квадратных метра, с кадастровым номером 13:22:0115004:112.
Для решения вопроса о приватизации спорного земельного участка Территориальное управление письмом от 14.06.2012 N 4/343 обратилось в Росимущество.
Письмом от 19.06.2012 N 1939 Территориальное управление уведомило Общество о проведении в срок до 06.07.2012 проверки фактического использования испрашиваемого Обществом земельного участка.
По результатам проверки Территориальное управление пришло к выводу о том, что на данном земельном участке расположен объект недвижимого имущества - энергетический производственно-технологический комплекс Алексеевская ТЭЦ-3 - брызгальный бассейн, который является гидротехническим сооружением для испарительного охлаждения воды, включает в себя водораспределительные трубопроводы с разбрызгивающими устройствами (соплами), расположенными над поверхностью воды в водосборном бассейне, в связи с этим спорный земельный участок в силу подпункта 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен в обороте и не подлежит приватизации (акт проверки от 09.07.2012).
Письмом от 11.09.2012 N ПП-10/38003 Росимущество поручило Территориальному управлению проинформировать Общество о невозможности осуществления приватизации указанного земельного участка в связи с тем, что на нем расположено гидротехническое сооружение.
Территориальное управление, в свою очередь, письмом от 24.09.2012 N 2993 возвратило заявителю представленный им комплект документов, необходимых для приватизации земельного участка, с кадастровым номером 13:22:0115004:112, со ссылкой на указанное письмо Росимущества.
Общество посчитало, что указанные действия являются незаконными, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 9, пунктом 1 статьи 25, пунктами 1, 2 статьи 28, статьями 29, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.1998 N 490 "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений", Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень), Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Федеральном агентстве), суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, при этом исходил из того, что оспариваемые действия Территориального управления не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 статьи 36 Кодекса).
Из материалов дела следует и суды установили, что Общество как собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке площадью 42 494 квадратных метра, с кадастровым номером 13:22:0115004:112, обладает исключительным правом на приобретение в собственность этого земельного участка; испрашиваемый земельный участок был сформирован непосредственно для размещения энергетического производственно-технологического комплекса "Алексеевская ТЭЦ-3", что следует из кадастрового паспорта (выписка из государственного кадастра недвижимости от 24.05.2012), и необходим для использования расположенных на нем объектов; документы, предусмотренные Перечнем, Общество представило в полном объеме.
Основанием для отказа Обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка послужило то, что на данном участке расположено гидротехническое сооружение (акт проверки от 09.07.2012).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.1998 N 490 "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" формирование и ведение Российского регистра гидротехнических сооружений возложено на Федеральное агентство водных ресурсов.
Суды установили, что согласно размещенному на сайте Федерального агентства водных ресурсов (www.waterinfo.ru) перечню гидротехнических сооружений, расположенных на территории Республики Мордовия, объект недвижимости - энергетический производственно-технологический комплекс "Алексеевская ТЭЦ-3 - брызгальный бассейн" не включен в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Кроме того, оборудование Алексеевской ТЭЦ-3 в настоящее время находится на консервации, а демонтаж котло- и турбоагрегатов станции согласован с открытым акционерным обществом "СО-ЕЭС".
Территориальное управление не представило безусловных доказательств того, что расположенный на земельном участке с кадастровым номером 13:22:0115004:112 принадлежащий заявителю объект недвижимости - брызгальный бассейн относится к гидротехническому сооружению.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что у Территориального управления не имелось оснований для непринятия положительного решения о приватизации земельного участка и ненаправления Обществу проекта договора купли-продажи.
Ссылка Территориального управления на подпункт "ж" пункта 4.8 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, признается судом округа несостоятельной. Как обоснованно указали суды, вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны препятствовать реализации права лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.12.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 по делу N А39-3662/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 статьи 36 Кодекса).
...
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.1998 N 490 "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" формирование и ведение Российского регистра гидротехнических сооружений возложено на Федеральное агентство водных ресурсов."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 июня 2013 г. N Ф01-9247/13 по делу N А39-3662/2012