Нижний Новгород |
|
20 июня 2013 г. |
Дело N А79-9181/2012 |
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Базилевой Т.В., Шемякиной О.А.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.11.2012,
принятое судьей Бойко О.И., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013,
принятое судьями Белышковой М.Б., Гущиной А.М., Кирилловой М.Н.,
по делу N А79-9181/2012
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике
к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальщик"
(ИНН: 2107902870, ОГРН: 1062137018900)
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду
и у с т а н о в и л :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с исковым заявлением, уточненным на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (далее - Общество) о взыскании 125 847 рублей 13 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2011 года, 1 квартал 2012 года.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.11.2012 исковое требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на статью 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), статью 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4, 18 и 24 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 50, заявитель жалобы считает, что субъектом обязательства по внесению платы за размещение отходов является лицо, в результате хозяйственной деятельности которого образуются такие отходы, а не специализированная организация, осуществляющая сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение опасных отходов. Подробно доводы заявителя приведены в жалобе.
Управление в отзыве на жалобу возразило относительно доводов, изложенных в ней, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество на основании лицензии от 20.08.2008 N ОТ-44-000482 осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов и в этих целях арендует у администрации Козловского района Чувашской Республики земельный участок, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Козловский район, примерно в 40 метрах от АБЗ на юго-запад (договор аренды от 28.01.2009 N 3).
На основании договоров от 11.01.2011 N 328, от 01.10.2011 N 1099 и от 10.01.2012 N 91 Общество оказывает ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике услуги по утилизации твердых бытовых отходов.
Управление направило Обществу требование от 25.06.2012 N 41-2012 об уплате 629 239 рублей 05 копеек задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления, принятых у ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения Управления в суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 3 и 16 Закона об охране окружающей среды, статьями 1 и 12 Закона об отходах, Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, суд первой инстанции удовлетворил исковое требование. При этом суд исходил из того, что Общество как специализированная организация, непосредственно осуществляющая размещение отходов, является субъектом обязательства по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
При этом физические и юридические лица обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В силу статьи 1 Закона об отходах под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество на основании лицензии от 20.08.2008 N ОТ-44-000482 осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
В спорный период ответчик на основании договоров от 11.01.2011 N 328, от 01.10.2011 N 1099 и от 10.01.2012 N 91 принимал у ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике твердые бытовые отходы и утилизировал их.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Общество как лицо, непосредственно осуществляющее деятельность по размещению твердых бытовых отходов, обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Расчет размера платы судами проверен и признан правильным.
С учетом изложенного у судов отсутствовали правовые основания для отказа Управлению в удовлетворении иска.
Иные доводы кассационной жалобы суд округа отклонил, как не имеющие значения для правильного рассмотрения дела.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.11.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013 по делу N А79-9181/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" в федеральный бюджет 1000 рублей государственной пошлины.
Арбитражному суду Чувашской Республики - Чувашии выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылаясь на статью 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), статью 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4, 18 и 24 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 50, заявитель жалобы считает, что субъектом обязательства по внесению платы за размещение отходов является лицо, в результате хозяйственной деятельности которого образуются такие отходы, а не специализированная организация, осуществляющая сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение опасных отходов. Подробно доводы заявителя приведены в жалобе.
...
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
При этом физические и юридические лица обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 июня 2013 г. N Ф01-8709/13 по делу N А79-9181/2012