Нижний Новгород |
|
25 июля 2013 г. |
Дело N А39-4456/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.07.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.03.2013,
принятое судьей Артамоновой Л.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013,
принятое судьями Захаровой Т.А., Рубис Е.А., Смирновой И.А.,
по делу N А39-4456/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью предприятия
межфермерской кооперации "Кадошкинское" (ИНН: 1311087648, ОГРН: 1021300887960)
о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью предприятие межфермерской кооперации "Кадошкинское" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Мордовия (далее - Управление) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 23.11.2012 N 3847, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 48893,49 квадратного метра, с кадастровым номером 13:11:0101016:70, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Кадошкинский район, р. п. Кадошкино, улица Коммунистическая, и об обязании Управления принять распорядительный акт о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи и направить его в адрес Общества с предложением о заключении (с учетом уточнения в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Агентство).
Решением суда от 05.03.2013, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013, заявленные требования удовлетворены.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на подпункты "б" и "ж" пункта 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63 (далее - Положение), заявитель жалобы указывает, что он не наделен полномочиями принимать решение в отношении земельных участков, площадь которых превышает один гектар, и действует только по поручению Агентства. Управление направило сформированный комплект документов в Агентство, однако на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции и апелляционном суде ответ на обращение не был получен.
Общество и Агентство отзывы на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Мордовия и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: здание склада N 11 площадью 1053 квадратных метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-03/029/2007-061, инвентарный номер 1093 (свидетельство о государственной регистрации права от 02.05.2008 серии 13 ГА N 234718); здание - контора лабораторная площадью 302,3 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-03/029/2007-062, инвентарный номер 1409 (свидетельство о государственной регистрации права от 02.05.2008 серии 13 ГА N 234725); здание склада N 12 площадью 682,5 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-03/029/2007-063, инвентарный номер 1082 (свидетельство о государственной регистрации права от 02.05.2008 серии 13 ГА N 234724); здание пекарни площадью 155,7 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-03/029/2007-064, инвентарный номер 4540 (свидетельство о государственной регистрации права от 02.05.2008 серии 13 ГА N 234719); здание склада N 2 площадью 1250,5 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-03/029/2007-065, инвентарный номер 1085 (свидетельство о государственной регистрации права от 02.05.2008 серии 13 ГА N 234722); здание склада N 4 площадью 861,7 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-03/029/2007-066, инвентарный номер 1081 (свидетельство о государственной регистрации права от 02.05.2008 серии 13 ГА N 234720); здание склада N 3 площадью 1250,5 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-03/029/2007-067, инвентарный номер 1089 (свидетельство о государственной регистрации права от 02.05.2008 серии 13 ГА N 234717); здание зерносушилки ДСП-30 площадью 159,1 квадратного метра, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-03/029/2007-068, инвентарный номер 4539 (свидетельство о государственной регистрации права от 02.05.2008 серии 13 ГА N 234723); здание трансформаторной подстанции площадью 65 квадратных метров, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта 13-13-03/029/2007-069, инвентарный номер 4544 (свидетельство о государственной регистрации права от 02.05.2008 серии 13 ГА N 234721).
Указанные объекты расположены на земельном участке площадью 48 893,49 квадратного метра, с кадастровым номером 13:11:0101016:70, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации административных и складских помещений, имеющим адресные ориентиры: Республика Мордовия, Кадошкинский район, р. п. Кадошкино, улица Коммунистическая, находящимся в федеральной собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 26.03.2011 серии 13 ГА N 500162).
Общество 06.06.2012 обратилось в Управление с заявлением о предоставлении данного участка в собственность.
Управление уведомило Общество о невозможности принятия решения по обращению в связи с отсутствием поручения Агентства (письмо от 23.11.2012 N 3847).
Общество посчитало, что решение Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 15, 28, 29, 34, 36, 37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), пунктом 4.1 Положения, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования. Суд исходил из того, что у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении Обществу в собственность спорного земельного участка.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Кодекса предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Кодекса юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Кодекса орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статье 29 Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что Общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, и обладает исключительным правом на предоставление данного земельного участка в собственность. При обращении в Управление Общество представило полный пакет документов, необходимый для принятия решения о продаже земельного участка.
Следовательно, Управление по заявлению Общества в месячный срок должно было принять решение о предоставлении земельного участка в собственность.
Довод Управления об отсутствии у него полномочий по принятию соответствующего решения суды правомерно отклонили.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения N 432 Агентство от имени государства наделено правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации. Агентство осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 4.1 Положения Управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Мордовия, в том числе по его передаче юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению).
В силу пункта 4.6 Положения Управление заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, обеспечивает передачу прав собственности на это имущество
Управление по поручению Агентства осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества, осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности (подпункты "б" и "ж" пункта 4.8 Положения).
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что вопрос о предоставлении в собственность спорного земельного участка находится в компетенции Управления, у которого не имелось оснований для отказа в предоставлении этого участка в собственность. Необходимость соблюдения внутриведомственной процедуры согласования указанной сделки не может ограничивать возможность реализации Обществом исключительного права на приватизацию земельного участка, предусмотренного статьей 36 Кодекса.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали оспариваемое решение Управления не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы Общества и удовлетворили заявленные требования.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.03.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 по делу N А39-4456/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Кодекса орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статье 29 Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
...
Управление по поручению Агентства осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества, осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности (подпункты "б" и "ж" пункта 4.8 Положения).
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что вопрос о предоставлении в собственность спорного земельного участка находится в компетенции Управления, у которого не имелось оснований для отказа в предоставлении этого участка в собственность. Необходимость соблюдения внутриведомственной процедуры согласования указанной сделки не может ограничивать возможность реализации Обществом исключительного права на приватизацию земельного участка, предусмотренного статьей 36 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 июля 2013 г. N Ф01-9972/13 по делу N А39-4456/2012