Нижний Новгород |
|
26 июля 2013 г. |
Дело N А11-3580/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.07.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителя
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная контора N 1": Морозовой Е.В. (доверенность от 01.09.2012)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная контора N 1"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.10.2013,
принятое судьей Батраковой Е.Н., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А11-3580/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная контора N 1" (ОГРН: 1063338008458)
о признании недействительным постановления главы администрации муниципального образования "Город Вязники" от 12.04.2012 N 58 "О полномочиях"
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная контора N 1" (далее - ООО "ЖЭК N 1", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным постановления главы администрации муниципального образования "Город Вязники" (далее - Администрация, орган местного самоуправления) от 12.04.2012 N 58 "О полномочиях", об обязании Администрации возвратить Обществу учетные документы по регистрации и снятию с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства собственников жилых помещений, расположенных в жилом фонде на территории города Вязники и Вязниковского района.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная контора N 2" (далее - ООО "ЖЭК N 2"), общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная контора N 3" (далее - ООО "ЖЭК N 3"), общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная контора N 4" (далее - ООО "ЖЭК N 4"), муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Город Вязники" "Жилсервис" (далее - МУП "Жилсервис"), Управление Федеральной миграционной службы по Владимирской области (далее - УФМС по Владимирской области).
Решением суда первой инстанции от 09.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 20.03.2013 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой прсоит отменить их.
Ссылаясь на Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила N 713), Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288, заявитель считает, что суды не исследовали все представленные в материалы дела доказательства. По его мнению, Администрация имела право осуществлять первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов только в отношении граждан Российской Федерации, проживающих в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Администрация и ООО "ЖЭК N 2" в отзывах на кассационную жалобу свои позиции поддержали.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с июля 2006 года по 12.04.2012 ООО "ЖЭК N 1" осуществляло первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов на территории муниципального образования "Город Вязники" и муниципального образования Вязниковский район.
Данный вид деятельности осуществлялся Обществом на основании договоров на оказание услуг паспортного стола, заключенных между ним и управляющими организациями, товариществами собственников жилья.
ООО "ЖЭК N 1" (исполнитель) заключило договоры возмездного оказания услуг паспортного стола с управляющими организациями ООО "ЖЭК N 2", ООО "ЖЭК N 3", ООО "ЖЭК N 4", товариществами собственников жилья "Юбилейная 4", "Ефимьево 9", "Ленина 5", "Юность", "Дечинский 4", "Калинина 6 и 8", "Дечинский 14", "Дечинский 8", "Ленина-13", "Березка", согласно которым исполнитель обязуется по заданию заказчиков оказать услуги, а заказчик - оплатить эти услуги.
Глава Администрации принял постановление от 12.04.2012 N 58 "О полномочиях", согласно которому полномочия по первичному приему от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов на территории муниципального образования "Город Вязники" были возложены на работника органа местного самоуправления.
Во исполнение данного постановления 12.04.2012 ООО "ЖЭК N 1" передало документы в Администрацию.
Посчитав, что названное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Административным регламентом представления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 N 208, Правилами N 713, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление соответствовало действующему законодательству и не нарушало прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 20.09.2007 N 208 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент), которым урегулирован порядок регистрационного учета граждан, определяющий осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации как государственную услугу.
Согласно пунктам 56, 58 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в том числе, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, карточки регистрации по форме N 9 (карточка регистрации) и по форме N 10 (поквартирная карточка). На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по их хранению.
Таким образом, должностные лица, ответственные за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации.
При таких обстоятельствах выбор гражданами способа управления многоквартирным жилым домом путем заключения договора с управляющей компанией, в силу приведенных норм Административного регламента, возлагает на управляющую компанию публично-правовое обязательство по оформлению и хранению карточек регистрации по форме N 9 и поквартирных карточек по форме N 10, при этом указанные карточки хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию, и являются элементом административно-правового порядка регистрации граждан.
Реализация указанного административно-правового порядка установлена государством в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
На основании пункта 6 Административного регламента должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.
В силу пункта 3 Правил N 713 местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами указанных Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (пункт 4 Правил регистрации).
В соответствии с пунктом 2 Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, к таким лицам отнесятся, в том числе, уполномоченные лица управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Поскольку Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, расширительному толкованию не подлежит, а судами установлено и подтверждено материалами дела, что ООО "ЖЭК N 1" не являлось управляющей компанией (не имело в управлении ни одного жилого дома), суды обоснованно посчитали, что Общество было не вправе выполнять функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по спорным домам.
Кроме того, согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется бесплатно.
Аналогичное положение содержится в пункте 8 Административного регламента.
Вместе с тем, вопреки указанным нормам, управляющие компании и товарищества собственников жилья перечисляли часть средств, полученных от населения, ООО "ЖЭК N 1" на основании заключенных с ним договоров возмездного оказания услуг паспортного стола.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое постановление соответствовало действующему законодательству и не нарушало права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обоснованно отказали ООО "ЖЭК N 1" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оспариваемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.10.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 по делу N А11-3580/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная контора N 1" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная контора N 1".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 Правил N 713 местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
...
Поскольку Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, расширительному толкованию не подлежит, а судами установлено и подтверждено материалами дела, что ООО "ЖЭК N 1" не являлось управляющей компанией (не имело в управлении ни одного жилого дома), суды обоснованно посчитали, что Общество было не вправе выполнять функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по спорным домам.
Кроме того, согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется бесплатно."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 июля 2013 г. N Ф01-9975/13 по делу N А11-3580/2012
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9975/13
20.03.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6435/12
20.12.2012 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6435/12
15.11.2012 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6435/12
09.10.2012 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-3580/12