Нижний Новгород |
|
29 августа 2013 г. |
Дело N А79-11291/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.08.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Тютина Д.В., Чижова И.В.
при участии представителя
от заявителя: Анисимовой Н.М. (доверенность от 06.10.2011 N 82)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
по Чувашской Республике
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013,
принятое судьями Белышковой М.Б., Кирилловой М.Н., Гущиной А.М.,
по делу N А79-11291/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Научно-производственный комплекс "Элара" имени Г.А. Ильенко" (ИНН: 2129017646, ОГРН: 1022101269123)
о признании недействительным решения от 30.07.2012 N 02-15/2-26493 Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской
Федерации по Чувашской Республике
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Научно-производственный комплекс "Элара" имени Г.А. Ильенко" (далее - ОАО "Элара", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике (далее - Фонд, Региональное отделение) от 30.07.2012 N 02-15/2-26493 об отказе в финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, об обязании Фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и принять решение о финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в сумме 1 251 920 рублей 07 копеек.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.02.2013 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
Фонд не согласился с постановлением апелляционного суда и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Ссылаясь на статью 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 7 Правил финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.02.2012 N 113н (далее - Правила N 113н), заявитель жалобы считает, что спорное решение было принято без истребования необходимых документов и без согласования с Фондом социального страхования Российской Федерации только по причине отсутствия соответствующих ассигнований в бюджете. Несоблюдение Региональным отделением процедуры согласования с Фондом социального страхования Российской Федерации вопроса финансирования в отношении Общества не могло нарушить его права, так как ввиду отсутствия в бюджете достаточных ассигнований положительное решение о финансовом обеспечении предупредительных мер не могло быть принято. Процедура согласования с Фондом социального страхования Российской Федерации не предусматривает решения вопроса о выделении дополнительных ассигнований в связи с обращением страхователей.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Регионального отделения, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.07.2012 в Региональное отделение поступило заявление Общества о разрешении направления в счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке в текущем календарном году, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников согласно представленному плану финансового обеспечения в сумме 1 251 920 рублей 07 копеек.
К заявлению страхователь приложил план финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; план мероприятий по улучшению условий и охраны труда и промышленной безопасности в Обществе; поименные списки работников Общества, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, согласно приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н, на 2012-2013 годы; копии договора на оказание платных медицинских услуг N 261-п/12, заключенного с бюджетным учреждением "Городская клиническая больница N 1" Минздравсоцразвития Чувашии от 16.07.2012; копию лицензии от 28.03.2012 N ЛО-21-01-000692 бюджетного учреждения "Городская клиническая больница N 1" Минздравсоцразвития Чувашии на осуществление медицинской деятельности с приложениями.
Письмом от 30.07.2012 N 02-15/2-26493 Фонд отказал Обществу в финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет страховых взносов со ссылкой на подпункт "в" пункта 9 Правил N 113н. При этом Фонд указал, что ассигнования на финансовое обеспечение предупредительных мер полностью распределены.
Не согласившись с решением Фонда об отказе в финансировании предупредительных мер, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", частью 1 статьи 6 Федерального закона от 30.11.2011 N 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", пунктами 2, 3, 4, 7, 8, 9 Правил N 113н, Арбитражный суд Чувашской Республики отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд исходил из того, что на момент обращения Общества в Фонд все ассигнования на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий календарный год были распределены страхователям, которые обратились с соответствующими заявлениями ранее, чем Общество; ОАО "Элара" не доказало, что оспариваемым решением Фонда были нарушены его права.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о том, что спорное решение не соответствует закону и нарушает права Общества.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В пункте 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 30.11.2011 N 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусмотрено, что Фонд социального страхования Российской Федерации в 2012 году вправе принимать решения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 3 к настоящему Федеральному закону по целевой статье расходов "Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний" подраздела "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов, о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем году, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение названной нормы приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.02.2012 N 113н утверждены Правила N 113н.
Согласно пункту 4 Правил N 113н страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 4 Правил N 113н.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Правил N 113н решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер принимается в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 6 000 000 рублей территориальным органом Фонда после согласования с Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ). В этом случае территориальный орган Фонда в течение трех рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, направляет их на согласование в ФСС РФ. ФСС РФ согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
Согласно пункту 8 Правил N 113н решение территориального органа Фонда оформляется приказом и в 3-дневный срок с даты его принятия или получения согласования из ФСС РФ направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении или при отказе ФСС РФ в согласовании - с обоснованием причин отказа).
Перечень расходов страхователя, на финансирование которых направляются средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установлен пунктом 3 Правил N 113н.
В пункте 2 Правил N 113н предусмотрено, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС РФ на текущий финансовый год. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем календарном году. Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
В силу пункта 9 Правил N 113н территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в том числе в случае, если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.
Апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается, что представленный Обществом в установленный законодательством срок комплект документов Региональное отделение не направляло в порядке, предусмотренном пунктом 7 Правил N 113н, на согласование в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Решение об отказе Обществу в финансовом обеспечении предупредительных мер было принято учреждением самостоятельно, без согласования с Фондом социального страхования Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что Фонд не доказал, что на момент обращения Общества с заявлением бюджетные ассигнования, в том числе и дополнительно выделенные Фондом социального страхования Российской Федерации по запросу Регионального отделения, были полностью распределены страхователям, ранее подавшим заявления.
Таким образом, обжалуемое Обществом решение Регионального отделения не соответствует пунктам 7, 8, 9 Правил N 113н и нарушает права и законные интересы Общества.
Установленные апелляционным судом фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассаци-онной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от её уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 по делу N А79-11291/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Д.В. Тютин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 9 Правил N 113н территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в том числе в случае, если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.
Апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается, что представленный Обществом в установленный законодательством срок комплект документов Региональное отделение не направляло в порядке, предусмотренном пунктом 7 Правил N 113н, на согласование в Фонд социального страхования Российской Федерации.
...
Исследовав и оценив представленные в дело документы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что Фонд не доказал, что на момент обращения Общества с заявлением бюджетные ассигнования, в том числе и дополнительно выделенные Фондом социального страхования Российской Федерации по запросу Регионального отделения, были полностью распределены страхователям, ранее подавшим заявления.
Таким образом, обжалуемое Обществом решение Регионального отделения не соответствует пунктам 7, 8, 9 Правил N 113н и нарушает права и законные интересы Общества."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 августа 2013 г. N Ф01-10574/13 по делу N А79-11291/2012