Нижний Новгород |
|
09 сентября 2013 г. |
Дело N А43-27969/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.09.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.09.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.03.2013,
принятое судьей Беляниной Е.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2013,
принятое судьями Кирилловой М.Н., Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
по делу N А43-27969/2012
по заявлению муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа VIII вида" (ИНН: 5244006126, ОГРН: 1025201419627)
о признании недействительным решения Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.10.2012 N 24
и установил:
муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице филиала N 14) от 17.10.2012 N 24 (далее - Фонд) о привлечении Учреждения к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Решением суда от 13.03.2013 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 31.05.2013 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Фонд обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работникам для ухода за детьми-инвалидами, производится в силу наличия трудовых отношений между работниками и работодателем, поэтому независимо от источника финансирования такие выплаты являются объектом обложения страховыми взносами. Фонд считает, что ссылка судов на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10 является необоснованной, поскольку в указанном деле рассматривались налоговые правоотношения.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами Фонда, указав на законность принятых судебных актов.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел выездную проверку Учреждения по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, в ходе которой пришел к выводам о занижении Учреждением базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховые взносы) в результате невключения в нее оплаты дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами в общей сумме 23 277 рублей 73 копейки и о неверном исчислении страховых взносов в сентябре 2011 года (в сумме 32 072 рублей 39 копеек вместо 32 072 рублей 40 копеек).
По результатам проверки составлен акт от 24.09.2012 N 74 и принято решение от 17.10.2012 N 24, в соответствии с которым Учреждению доначислены 675 рублей 06 копеек страховых взносов и 18 рублей 02 копейки пеней. Кроме того, Учреждение привлечено к ответственности на основания пункта 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 135 рублей 01 копейки.
Решением от 11.03.2013 N 1 решение от 17.10.2012 N 24 изменено: исключено доначисление страховых взносов за сентябрь 2011 года.
Не согласившись с решением Фонда, Учреждение обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 7, пунктом 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, статьями 15, 129, 262 Трудового кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу, что спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами, и удовлетворил заявленное Учреждением требование.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Законом N 212-ФЗ.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, а также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В статье 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются, в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Таким образом, спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10).
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что Учреждение правомерно не включило в объект обложения страховыми взносами спорные средства на оплату дополнительных выходных дней работникам по уходу за детьми-инвалидами.
Доводы Фонда, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку при правильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.03.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2013 по делу N А43-27969/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
По мнению ФСС, оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работникам для ухода за детьми-инвалидами, производится в силу наличия трудовых отношений между работниками и работодателем, поэтому независимо от источника финансирования такие выплаты являются объектом обложения страховыми взносами. Поэтому учреждение неправомерно занизило базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Суд, исследовав материалы дела, не согласился с позицией ФСС.
ФСС провёл выездную проверку учреждения по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, в ходе которой пришел к выводам о занижении учреждением базы для начисления страховых взносов в результате невключения в нее оплаты дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами.
В соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 1798/10 оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами носит характер государственной поддержки, поскольку направлена на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеет целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде, следовательно, не подлежит обложению страховыми взносами.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 сентября 2013 г. N Ф01-10616/13 по делу N А43-27969/2012