Нижний Новгород |
|
18 сентября 2013 г. |
Дело N А79-5697/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.09.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.09.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы
по Чувашской Республике - Чувашии
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09.06.2012,
принятое судьей Щетинкиным А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2013,
принятое судьями Захаровой Т.А., Урлековым В.Н., Рубис Е.А.,
по делу N А79-5697/2012
по заявлению администрации города Чебоксары
(ИНН: 2126003194, ОГРН: 1022101150037)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы
по Чувашской Республике - Чувашии
(ИНН: 2128017971, ОГРН: 1022101286657)
о признании недействительными решения и предписания,
третье лицо - государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики,
и у с т а н о в и л :
администрация города Чебоксары (далее - Администрация, орган местного самоуправления) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) от 15.12.2011 по делу N 193-АМЗ-2011.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (в настоящее время - государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, далее - ГУП "Чувашавтотранс").
Решением суда от 09.06.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 решение суда первой инстанции отменено в части признания недействительным решения Управления; в удовлетворении требования о признании недействительным данного решения отказано, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 31.01.2013 по делу N А79-5697/2012 отменил постановление суда апелляционной инстанции в части отказа органу местного самоуправления в удовлетворении требований о признании незаконным решения антимонопольного органа и направил дело в этой части на новое рассмотрение в Первый арбитражный апелляционный суд.
Постановлением апелляционного суда от 15.05.2013 решение суда первой инстанции от 09.06.2012 по настоящему делу в обжалуемой части оставлено без изменения.
Управление не согласилось с решением суда первой инстанции от 09.06.2012 и с постановлением апелляционного суда от 15.05.2013 и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статью 75 Конституции Российской Федерации, статьи 3, 8, 38, 45, 46, 72, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель считает, что налоговое законодательство не предусматривает возможность возложения на налогоплательщика, не исполняющего обязательств по уплате налогов, обязанности претерпевать такие неблагоприятные последствия, как отказ в допуске к конкурсу. По его мнению, требование к конкурсантам об отсутствии задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней ограничивает доступ перевозчиков к участию в конкурсе.
Антимонопольный орган полагает, что при установлении спорного требования к конкурсной документации необходимо указывать не любую задолженность по налогам, а только просроченную.
ГУП "Чувашавтотранс" в отзыве на кассационную жалобу поддержало доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ГУП "Чувашавтотранс" обратилось в антимонопольный орган с заявлением на неправомерные действия Администрации, выразившиеся в утверждении Положения о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок города Чебоксары, в котором установлены необоснованные требования к участникам конкурса.
В целях проверки поступившей информации Управление возбудило в отношении органа местного самоуправления дело N 193-АМЗ-2011 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе проверки Управление установило, что постановлением Администрации от 16.01.2008 N 10 утверждена конкурсная документация на право осуществления пассажирских перевозок на автобусных маршрутах в режиме маршрутного такси в городе Чебоксары.
Пунктом 2.2 конкурсной документации предусмотрено, что к участию в конкурсе допускаются лица, не имеющие задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней.
По результатам проверки комиссия Управления 15.12.2011 вынесла решение N 193-АМЗ-2011, в соответствии с которым признала действия Администрации по утверждению положения, содержащего условия, ограничивающие права и законные интересы хозяйствующего субъекта, имеющего намерения участвовать в открытом конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок на автомобильных маршрутах в режиме маршрутного такси в городе Чебоксары, нарушающими пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Одновременно Управление выдало органу местного самоуправления предписание об устранении нарушений путем внесения изменений в конкурсную документацию, утвержденную постановлением от 16.01.2008 N 10, в части исключения из пункта 2.2 требования "не имеющие задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней".
Не согласившись с решением и предписанием Управления, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 57 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 15 Закона о защите конкуренции, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Администрации, поэтому удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В статье 4 Закона о защите конкуренции определено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 16.01.2008 N 10 утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары.
В пункте 2.2 конкурсной документации указано, что к участию в конкурсе допускаются лица, в частности, не имеющие задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней.
Подпунктом 7 пункта 11 информационной карты к числу оцениваемых показателей отнесено требование к конкурсантам об отсутствии задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии принял решение от 01.07.2011 по делу N А79-925/2011, в соответствии с которым постановление администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 13.01.2011 N 4 "О внесении изменений в постановление администрации города Чебоксары от 16.01.2008 N 10" признано соответствующим Федеральному закону от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральному закону от 25.06.2007 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Закону Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике", постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.04.2005 N 96 "О совершенствовании управления пассажирскими перевозками автомобильным транспортом в Чувашской Республике".
Суд, в частности, установил, что требование об отсутствии задолженности по налогам и сборам, предъявляемое к участникам конкурса, не нарушает права и законные интересы участников конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В данном случае указанный судебный акт вступил в законную силу до вынесения оспариваемого в настоящем деле решения антимонопольного органа, который должен был принять во внимание это обстоятельство при рассмотрении дела N 193-АМЗ-2011.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемые решение и предписание не соответствуют Закону о защите конкуренции и нарушают права и законные интересы Администрации, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба антимонопольного органа не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09.06.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2013 по делу N А79-5697/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 сентября 2013 г. N Ф01-10871/13 по делу N А79-5697/2012
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10871/13
15.05.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4036/12
31.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6252/12
17.09.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4036/12
09.06.2012 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-5697/12