Нижний Новгород |
|
07 октября 2013 г. |
Дело N А39-5113/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Базилевой Т.В., Чижова И.В.
при участии представителя
от истца: Комарова Р.В. (доверенность от 09.01.2013 N 1)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Республики Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.04.2013,
принятое судьей Горностаевой Т.М., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013,
принятое судьями Насоновой Н.А., Назаровой Н.А., Тарасовой Т.И.,
по делу N А39-5113/2012
по иску открытого акционерного общества "Содружество"
(ОГРН: 1091690049791, ИНН: 1655182480)
к Государственному комитету Республики Мордовия по транспорту и
Министерству финансов Республики Мордовия
о возмещении 9 001 200 рублей убытков
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Содружество" (далее - ОАО "Содружество", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к Государственному комитету Республики Мордовия по транспорту (далее - Комитет) и Министерству финансов Республики Мордовия (далее - Министерство) о возмещении 9 001 200 рублей убытков за 2011 год, возникших в результате оказания услуг по перевозке пассажиров по регулируемым тарифам.
Решением суда от 12.04.2013 заявленное требование удовлетворено: с Министерства в пользу Общества за счет казны Республики Мордовия взыскано 9 001 200 рублей убытков.
Постановлением апелляционного суда от 08.07.2013 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела. Ссылаясь на статьи 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Министерство полагает, что Общество не доказало наличие вреда. Министерство обращает внимание суда на то, что в отношении ОАО "Содружество" не проводилась процедура государственного регулирования тарифов, поэтому у последнего отсутствует право требования заявленных убытков с Республики Мордовия.
Подробно доводы Министерства приведены в жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Министерства, указав на законность принятых судебных актов.
Комитет отзыв на кассационную жалобу не представил.
Министерство и Комитет, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.03.2011 Комитет и ОАО "Содружество" заключили договор N 04-03 об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Республики Мордовия и о предоставлении субсидий на возмещение части недополученных доходов в связи с оказанием данных услуг.
Согласно пунктам 1.2 и 1.3 договора ОАО "Содружество" обеспечивает транспортное обслуживание пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Мордовия, а Комитет - предоставление Обществу субсидий на возмещение недополученных доходов в результате оказания услуг по перевозке пассажиров по регулируемым тарифам.
Неисполнение Республикой Мордовия обязательств по возмещению перевозчику убытков, возникших при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2011 году, послужило основанием для обращения ОАО "Содружество" в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлением Правительства Республики Мордовия от 27.06.2011 N 231, суд первой инстанции удовлетворил заявленный иск. Суд пришел к выводу о документальном подтверждении истцом наличия убытков от оказания услуг по перевозке пассажиров в железнодорожном пригородном сообщении в заявленном размере.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта, относится и реализация субъектом Российской Федерации права на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. При реализации субъектом Российской Федерации права на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении у него возникает обязанность по возмещению перевозчику убытков за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Право транспортной организации на возмещение расходов за счет средств соответствующего бюджета в связи с предоставлением льгот по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа гарантировано частью 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанная правовая норма корреспондирует с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", в соответствии с которым потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлен Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В названный Перечень включены перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами), при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 27.06.2011 N 231 установлен тариф на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемую истцом на территории Республики Мордовия, в размере 9 рублей за одну десятикилометровую зону.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным после 01.01.2005 предоставлением потребителям по льготным ценам услуг, судам необходимо иметь в виду, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничивают полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливают принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что сумма убытков истца в связи с осуществлением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2011 году составила 9 847 200 рублей, что подтверждено аудиторским заключением от 28.05.2012, составленным ООО "Научно-консалтинговый центр "Аудитор-Ч", а также ежемесячно направляемыми в адрес ответчика отчетами о количестве отправленных пассажиров, неполученных доходах и расходах по пригородным перевозкам.
Расчет суммы убытков проверен судом первой и апелляционной инстанций и признан правильным. Данный расчет ответчик не оспорил.
С учетом фактического возмещения из республиканского бюджета Республики Мордовия 846 000 рублей суды правомерно взыскали с ответчика 9 001 200 рублей убытков.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.04.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по делу N А39-5113/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 октября 2013 г. N Ф01-11180/13 по делу N А39-5113/2012