Нижний Новгород |
|
09 октября 2013 г. |
Дело N А39-4610/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.
при участии представителя от заявителя: Тыщенко В.А. (доверенность от 30.05.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.02.2013,
принятое судьей Цыгановой Г.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013,
принятое судьями Кирилловой М.Н., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
по делу N А39-4610/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"
(ИНН: 7728170427, ОГРН: 1027739008440)
о признании недействительными акта проверки от 29.06.2012 и решения от 09.11.2012 N 1594
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительными пунктов 1 - 4 акта проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 29.06.2012, решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия (далее - Фонд), изложенного в письме от 09.11.2012 N 1594, о признании незаконными действий по уменьшению средств на ведение дел Общества на сумму выявленных нарушений по акту проверки от 29.06.2012.
Решением суда от 12.02.2013 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 решение суда изменено. Производство по делу в части заявления Общества о признании недействительным акта проверки от 29.06.2012 прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе отсутствием на расчетном счете филиала Общества остатка денежных средств в размере, необходимом для оплаты медицинских услуг, подтверждается расходование средств на ведение дела сверх установленного договором от 31.12.2009 N 1/2010 норматива. Заявление Общества принято судом первой инстанции к производству при неустранении заявителем обстоятельств, послуживших основаниями для оставления заявления без движения. Подробно доводы Фонда приведены в кассационной жалобе.
Общество в представленном отзыве и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов жалобы, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Законность решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Фонд провел проверку Мордовского филиала Общества на предмет использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и исполнения договорных обязательств в части полноты и своевременности перечисления средств ОМС в медицинские организации с 01.01.2009 по 30.05.2012.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 29.06.2012.
В ходе проверки выявлено, что отношения Фонда и Общества определялись договорами о финансовом обеспечении медицинского страхования от 31.12.2009 N 1/2010 и от 10.01.2012 N 1.
В ходе анализа движения средств ОМС на расчетном счете филиала Общества с 01.01.2010 по 31.12.2010 Фонд пришел к выводам, что Общество в 2010 году получило 5 654 065 рублей 78 копеек на ведение дела, однако произвело расходы в сумме 8 027 409 рублей 98 копеек (пункт 1 акта); в нарушение договора от 10.01.2012 N 1 Общество в марте 2012 года не осуществило возврат остатка целевых средств, в связи с чем сумма нецелевого использования средств на оплату медицинской помощи с января по март 2012 года с учетом входящей задолженности составила 4 827 943 рубля 87 копеек (пункт 3 акта); в представленной отчетности имеются расхождения с фактическими данными о расходовании средств и остатках средств на счете страховой медицинской организации.
В решении, оформленном письмом от 09.11.2012 N 1594, Фонд указал, что в соответствии с пунктом 14 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) средства на ведение дела Общества подлежат уменьшению на сумму выявленных нарушений по акту проверки от 29.06.2012, а именно на 2 838 612 рублей 22 копейки.
Общество, посчитав свои права нарушенными, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным решения Фонда об уменьшении средств на ведение дела Общества, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьей 34 Закона N 326-ФЗ, пунктами 1, 2 и 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (далее - Указ N 1095), пунктом 21.2 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение), Методическими рекомендациями по проведению территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.06.1997 N 2469/11 (далее - Методические рекомендации), и исходили из того, что Фонд не доказал нецелевое использование Обществом средств ОМС.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 Указа N 1095 Фонд является органом, осуществляющим контроль за поступлением и расходованием средств федеральных внебюджетных фондов, в связи с чем ему, как органу государственного финансового контроля, предоставлено право выносить предписания по возмещению средств, израсходованных не по целевому назначению.
В пункте 3.8 Методических рекомендаций указано, что при проверке расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию следует исходить из того, что их состав определяется согласно Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с учетом последующих изменений и дополнений) и Положению об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 491.
По смыслу названных нормативно-правовых актов при решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов в целях налогообложения прибыли необходимо исходить из того, подтверждают ли документы, имеющиеся у Общества, произведенные им расходы. То есть условием для включения затрат в расходы является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены.
Согласно пункту 21.2 Положения результаты проверки излагаются в акте проверки на основании проверенных данных и фактов, подтвержденных документами, результатами проведенных проверок и процедур фактического контроля, других действий, связанных с проведением проверки.
Описание фактов нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки (в том числе фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и фактов нарушения договорных обязательств, по которым предусмотрено применение штрафных санкций), должно содержать обязательную информацию о конкретно нарушенных нормах законодательных, иных нормативных правовых актов или их отдельных положений с указанием, за какой период допущены нарушения, когда и в чем они выразились, сумм документально подтвержденных нецелевых расходов и расходов, произведенных с нарушением законодательных, иных нормативных правовых актов.
В акте проверки не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных первичными и отчетными документами.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
Оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, в том числе акт проверки, представленную Обществом отчетность, приговор суда в отношении Иконниковой А.В. (главный бухгалтер Общества в проверяемый период), информацию об остатке денежных средств только на расчетном счете филиала Общества, суды с учетом противоречий в сведениях, содержащихся в акте проверки от 29.06.2012, сведениям, содержащимся в актах проверки от 11.11.2010 и 18.11.2011, в отчетах Общества о поступлении и расходовании средств ОМС за 2011 год, первый квартал 2012 года, январь, февраль, март и апрель 2012 года, установили, что акт проверки от 29.06.2012 не содержит конкретных документально подтвержденных сведений о фактах нецелевого расходования Фондом средств ОМС, о направлении Обществом денежных средств, выделенных на оказание медицинских услуг, на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, а также о представлении недостоверной отчетности.
Данное фактическое обстоятельство не противоречит имеющимся в деле документам и не подлежит переоценке судом округа в силу статьи 286 АПК РФ.
С учетом изложенного у судов отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении требований Общества в обжалуемой части.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, приведших к принятию неправильных судебных актов, а также являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.02.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 по делу N А39-4610/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 октября 2013 г. N Ф01-10633/13 по делу N А39-4610/2012