г. Владимир |
|
29 апреля 2013 г. |
Дело N А39-4610/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.04.2013.
В полном объеме постановление изготовлено 29.04.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кирилловой М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.02.2013 по делу N А39-4610/2012, принятое судьей Цыгановой Г.А. по заявлению открытого акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ИНН 7728170427, ОГРН 1027739008440, г. Москва) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Мордовия о признании частично недействительным акта проверки от 29.06.2012 и решения от 09.11.2012 N 1594,
при участии третьего лица, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, г.Москва.
В судебном заседании приняли участие представители Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия- Китаева Е.А. по доверенности от 15.04.2013 N 7, Поверинова О.Е. по доверенности от 15.04.2013 N 6; открытого акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"-Вишневская Н.В. по доверенности от 15.01.2013 N 13, Тыщенко В.А. по доверенности от 12.10.2012 N 324, Усенко Т.П. по доверенности от 15.01.2013 N 12.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил.
Первый арбитражный апелляционный суд установил:
открытое акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (далее- общество, ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед") обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными:
- пунктов 1-4 акта проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 29.06.2012,
- решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия, выраженного в письме от 09.11.2012 N 1594, и незаконными действий по уменьшению средств на ведение дел ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" на сумму выявленных нарушений по акту проверки от 29.06.2012.
Решением от 12.02.2013 арбитражный суд заявленные требования удовлетворил, признал незаконными пункты 1-4 акта проверки от 29.06.2012, решение от 09.11.2012 N 1594, обязав Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Мордовия (далее - фонд) восстановить к выплате обществу сумму уменьшенных средств на ведение дела в сумме 2 838 612 рублей 22 копеек.
Не согласившись с принятым судебным актом, фонд обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с неправильным применением норм материального права, а также несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Податель апелляционной жалобы считает не соответствующим обстоятельствам дела вывод суда о том, что перерасход средств на ведение дела сложился в результате противоправных действий Иконниковой А.В., похитившей денежные средств в сумме 5 654 065 рублей 78 копеек с расчетного счета филиала ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед". Частью похищенных средств является сумма превышения расходов на ведение дела в сумме 2 369 690 рублей 42 копеек. С учетом положений части 11 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", фонд указывает на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" требований.
В судебном заседании представители фонда поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Суду апелляционной инстанции предстатели фонда пояснили, что документальных доказательств нарушений, отраженных в акте проверки от 29.06.2012, фонд не имеет, все документы в ходе проверки изучались, однако копии документов фондом изготовлены не были, общество на запрос фонда о представлении документов при рассмотрении дела в суде ответило отказом.
В судебном заседании 25.04.2013 в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела приобщен надлежащим образом оформленный акт проверки от 29.06.2012.
Представители общества поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, считают решение суда законным и обоснованным, нарушения, отраженные в акте проверки, необоснованными, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил, в отзыве на апелляционную жалобу указал на рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьего лица.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что фондом проведена проверка Мордовского филиала ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" относительно использования средств обязательного медицинского страхования и исполнения договорных обязательств в части полноты и своевременности перечисления денежных средств обязательного медицинского страхования в медицинские организации в период с 01.01.2009 по 30.05.2012.
Результаты проверки отражены в акте от 29.06.2012.
В ходе проверки установлено, что отношения между фондом и обществом определялись договорами о финансовом обеспечении медицинского страхования от 31.12.2009 N 1/2010, от 10.01.2012 N 1.
В ходе анализа движения денежных средств обязательного медицинского страхования на расчетном счете общества в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 установлено, что обществом в 2010 году получено 5 654 065 рублей 78 копеек на ведение дела, однако расходы произведены на 8 027 409 рублей 98 копеек (пункт 1 акта).
За перерасход средств на ведение дела в сумме 2 369 690 рублей 42 копейки в соответствии с пунктом 23 договора от 31.12.2009 N 1/2010, обществу начислен штраф в размере 30 000 рублей (пункт 2 акта).
Также установлено, что в нарушение договора от 10.01.2012 N 1 обществом в марте 2012 года не осуществлен возврат остатка целевых средств, в связи с чем сумма нецелевого использования средств на оплату медицинской помощи за период с января по март 2012 года с учетом входящей задолженности составила 4 827 943 рубля 87 копеек (пункт 3 акта).
В ходе проверки проведено сравнение показателей, указанных в отчетной форме N 10 (ОМС) за 2011 год и 1 квартал 2012 года, а также в ежемесячных отчетах о деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, представленных по форме, утвержденной Приказом Федерального фонда ОМС от 16.08.2011 N 146 за январь, февраль, март, апрель 2012 года, представленных Мордовским филиалом ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в фонд, и установлено, что во всех расчетах имеются расхождения с фактическим данными по расходованию средств, а также по остаткам средств на счете страховой медицинской организации (пункт 4 акта).
Установив данные нарушения, фонд предложил обществу
- в срок до 13.07.2012 на основании пункта 25 договора от 31.12.2009 N 1/2010 за счет собственных средств уплатить фонду штраф в размере 100 процентов объема перерасходованных в 2010 году средств на ведение дела в сумме 2 369 690 рублей 42 копейки (пункт 1);
- в срок до 13.07.2012 на основании пункта 25 договора от 31.12.2009 N 1/2010 за счет собственных средств уплатить в фонд штраф в сумме 30 000 рублей за нарушение в использовании страховых средств (пункт 2);
- в срок до 13.07.2012 на основании части 11 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению целевых средств страхования уплатить фонду за счет собственных средств штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования (4 827 943 рублей 87 копеек), в сумме 482 794 рублей 39 копеек (пункт 3);
- в срок до 13.07.2012 на основании пункта 7 Перечня санкций за нарушение договорных обязательств по договору о финансовом обеспечении от 10.01.2012 (Приложение N 3 к договору) за шесть случаев предоставления недостоверной отчетности уплатить фонду штраф в размере 27 332 рублей 40 копеек (пункт 4).
В решении, выраженном письмом от 09.11.2012 N 1594, фонд указал, что в соответствии с пунктом 14 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ фонд уменьшает средства на ведение дела ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" на сумму выявленных нарушений по акту проверки от 29.06.2012, а именно: на 2 838 612 рублей 22 копейки.
Считая акт проверки, решение фонда и его действия по уменьшению средств на ведение дела незаконными, нарушающими права общества, ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь положениями пунктов 1, 2, 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", Приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.12.1998 N100, Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.06.1997 N 2469/11, статьи 7 Федерального закона от 09.07.1999 N159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных требований, признав недействительными оспариваемые акт, решение фонда, и незаконными действия по уменьшению средств на ведение дел ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" на сумму выявленных нарушений по акту проверки от 29.06.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В силу части 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо), подписанный руководителем (заместителем руководителя) государственного и иного органа, наделенного федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, и касающийся конкретного лица.
Согласно статье 7 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" фонд осуществляет контроль за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводит проверки и ревизии.
Приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73 утверждено Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее- Положение).
Согласно разделу 5 Положения по результатам проверки составляется акт проверки.
При выявлении фактов нарушения договорных обязательств, установленных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в том числе фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования страховой медицинской организацией, в заключительную часть акта проверки включается обобщенная информация о направлениях нарушений договорных обязательств и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования с требованием о возврате (возмещении) страховой медицинской организацией (филиалом страховой медицинской организации) средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению страховой медицинской организацией целевых средств в соответствии с частями 11, 12 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ и (или) уплате штрафов, пеней за нарушение договорных обязательств (пункт 21.3 Положения).
При наличии письменных возражений на акт проверки территориальный фонд направляет руководителю страховой медицинской организации письменное сообщение о результатах рассмотрения возражений на акт проверки, подписанное директором (заместителем директора) территориального фонда. В случае несогласия с результатом рассмотрения территориальным фондом письменных возражений на акт проверки страховая медицинская организация (филиал страховой медицинской организации) вправе обжаловать данное решение в судебном порядке (пункт 25 Положения).
Общество представило разногласия к акту проверки от 29.06.2012, которые территориальный фонд признал необоснованными письмом от 23.07.2012 (том 1 л.д. 97-103).
По мнению представителей фонда, в акт проверки от 29.06.2012 включено предписание об устранении допущенных обществом нарушений использования средств обязательного медицинского страхования (пункты 1-4 итоговой части акта), в связи с чем акт может быть обжалован в арбитражном суде.
Однако акт проверки использования средств обязательного медицинского страхования не является окончательным документом по решению указанного вопроса, а является лишь основанием для принятия директором (заместителем директора) территориального фонда в дальнейшем мер принудительного взыскания денежных средств со страховой медицинской организации.
Как установлено судом, обжалуемый обществом акт проверки подписан не руководителем территориального фонда, а проверяющими: начальником, заместителем начальника и главным специалистом контрольно-ревизионного отдела фонда. Акт не носит властно-распорядительного характера, не создает каких-либо препятствий для осуществления обществом предпринимательской или иной экономической деятельности, не влечет для общества правовых последствий. Данный акт не устанавливает, не изменяет, не отменяет прав и обязанностей конкретного лица, является документом процедурного характера, которым зафиксированы результаты проверки достоверности сведений, представляемых обществом в фонд, и предложения об исправлении выявленных ошибок, отраженные в пунктах 1-4 итоговой части акта.
Оценив представленные в дело доказательства, апелляционный суд пришел к выводу, что акт проверки от 29.06.2012 не может являться самостоятельным предметом спора в арбитражном суде, в связи с чем считает необходимым прекратить производство по делу в данной части на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Относительно иных заявленных обществом требований апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции о недоказанности совершения обществом выявленных в ходе проверки правонарушений верными.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Пунктами 1, 2, 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" фонд является органом, осуществляющим контроль за поступлением и расходованием средств федеральных внебюджетных фондов, в связи с чем ему, как органу государственного финансового контроля, предоставлено право выносить предписания по возмещению средств, израсходованных не по целевому назначению.
Согласно пункту 21.2 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного Приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73, результаты проверки излагаются в акте проверки на основании проверенных данных и фактов, подтвержденных документами, результатами проведенных проверок и процедур фактического контроля, других действий, связанных с проведением проверки.
Описание фактов нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки (в том числе фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и фактов нарушения договорных обязательств, по которым предусмотрено применение штрафных санкций), должно содержать обязательную информацию о конкретно нарушенных нормах законодательных, иных нормативных правовых актов или их отдельных положений с указанием, за какой период допущены нарушения, когда и в чем они выразились, сумм документально подтвержденных нецелевых расходов и расходов, произведенных с нарушением законодательных, иных нормативных правовых актов.
В акте проверки не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных первичными и отчетными документами.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" является обязательное медицинское страхование.
Целью деятельности общества является осуществление страховой деятельности и организация страховой защиты работающего и неработающего населения, наиболее полного удовлетворения населения в медицинских услугах, а также получение прибыли.
Страховые платежи по обязательному медицинскому страхованию, поступившие от территориального фонда обществу используются, в том числе на оплату медицинских услуг, на расходы по ведению дела по обязательному медицинскому страхованию.
Норматив расходов на ведение дела определяется территориальным фондом. В соответствии с пунктом 11 договора от 31.12.2009 N 1/2010 рассчитан из расчета 1 рубль 10 копеек на одного застрахованного.
По итогам акта проверки фондом 09.11.2012 принято решение, отраженное в письме N 1594, об уменьшении средств на ведение дела ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" на сумму выявленных нарушений по акту проверки от 29.06.2012, что составило 2 838 612 рублей 22 копейки с учетом уплаты штрафа за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в 2012 году в сумме 71 204 рубля 99 копеек.
Арбитражный суд первой инстанции установил и представители фонда в суде апелляционной инстанции подтвердили, что описание фактов нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки, не содержит информацию относительно сумм нецелевых расходов и расходов, произведенных с нарушением законодательных, подтвержденную первичными и отчетными документами. Необходимые для проверки выводов фонда документы суду не представлены.
Общество указанные в акте нарушения оспаривает, с суммами установленного превышения средств на ведение дела за счет обязательного медицинского страхования в 2012 году (2 369 690 рублей 42 копейки) не согласно, утверждая, что такое превышение отсутствует. Также общество возражает относительно установленных фактов нарушения использования средств обязательного медицинского страхования в 2010 году, представления недостоверной отчетности в 2011 и 2012 годах.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, из акта от 29.04.2012 и оспариваемого письма (решения) не представляется возможным установить, какие именно документы и обстоятельства свидетельствуют о нецелевом использовании обществом средств обязательного медицинского страхования. Само по себе отсутствие на расчетном счете филиала остатка денежных средств, перечисленных фондом для оплаты медицинских услуг, не может служить безусловным подтверждением направления денежных средств на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, а не на оплату медицинских услуг.
Принимая о внимание, отсутствие документального подтверждения фактов нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности принятого фондом решения и действий, выразившихся в необоснованном уменьшении средств на ведения дела обществом.
Арбитражный суд Республики Мордовия нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допустил.
В силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.02.2013 по делу N А39-4610/2012 отменить в части признания недействительным акта проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия от 29.06.2012.
Прекратить производство по заявлению открытого акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" о признании недействительным акта проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия от 29.06.2012.
В остальной части решение суда от 12.02.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кириллова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-4610/2012
Истец: ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Мордовия
Третье лицо: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования г. Москва, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Мордовия