Письмо Управления МНС по г. Москве
от 7 апреля 2003 г. N 11-14/18718
Вопрос: Во исполнение рекомендаций, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.08.2002 N БГ-3-02/458, по применению ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ и письма Управления МНС России по г. Москве от 30.07.2002 N 26-08/346799@ "О порядке уплаты налога на прибыль по базе переходного периода" банк представил уточненный расчет по налогу на прибыль по базе переходного периода 28 октября 2002 года. Инспекция МНС России провела камеральную проверку деклараций по переходному периоду и посчитала сумму налога на прибыль по переходному периоду неправильной. В названном письме Управления МНС России по г. Москве в приведенном примере не было оговорки, что к сумме налога на прибыль по строке 9 следовало прибавить сумму налога на доходы по ценным бумагам. Поскольку банк не нарушал указаний налоговых органов, а руководствовался официально полученными рекомендациями, возможно ли в данном случае неначисление пени, предусмотренной ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации?
Ответ: Подпунктом 3 п. 1 и п. 2 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
При наличии обстоятельств, указанных в п. 1 указанной статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно ст. 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое данным Кодексом установлена ответственность.
Статьей 72 Кодекса установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
Согласно п. 1 ст. 75 Кодекса пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, поскольку пеня является не штрафной санкцией, а мерой обеспечения обязательств, у налоговых органов отсутствуют законные основания для неначисления пени в случае уплаты налога в сроки, более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах.
Заместитель руководителя Управления МНС России |
Ю.А. Мавашев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 7 апреля 2003 г. N 11-14/18718
Текст письма официально опубликован не был
На основании данного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 12, июнь 2003 г.