Нижний Новгород |
|
29 октября 2013 г. |
Дело N А82-1437/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.03.2013,
принятое судьей Сурововой М.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Черных Л.И.,
по делу N А82-1437/2013
по заявлению Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля
о признании недействительным ненормативного правового акта Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области
и у с т а н о в и л :
Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области" (далее - кадастровая палата) от 17.12.2012 N 7600/2012/01-64643 об аннулировании из государственного кадастра недвижимости сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 76:23:062007:13, расположенного по адресу: город Ярославль, улица 7-я Путевая, в районе дома 5, и об обязании восстановить положение, существовавшее до нарушения права, в виде постановки на кадастровый учет данного земельного участка.
Решением от 18.03.2013 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 24.06.2013 оставил решение суда без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и удовлетворить заявленные требования.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов основаны на неправильном толковании статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре). Управление указывает на то, что спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, поэтому распоряжение такими землями может осуществляться и без государственной регистрации права собственности на них, то есть такая земля может находиться в легитимном обороте без государственной регистрации прав и обременений, а применение к подобным ситуациям Закона о государственном кадастре приведет к нарушению прав органов, уполномоченных распоряжаться неразграниченными землями, и лиц, получивших в установленном порядке право пользования этими землями.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Кадастровая палата отзыв на кассационную жалобу не представила.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на государственный кадастровый учет 14.12.2010 поставлен земельный участок с кадастровым номером 76:23:062007:13, площадью 833 квадратных метра, расположенный по адресу: город Ярославль, улица 7-я Путевая в районе дома 5, с видом разрешенного использования "для строительства индивидуального жилого дома".
В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре и на основании решения от 17.12.2012 N 7600/2012/01-64643 кадастровая палата аннулировала и исключила из государственного кадастра недвижимости сведения о данном земельном участке в связи с истечением двухлетнего срока действия сведений временного характера, внесенных в кадастр, и отсутствием государственной регистрации права в отношении этого земельного участка.
Посчитав, что указанные действия кадастровой платы нарушают его права и законные интересы, управление обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 1, 4, 24, 25 Закона о государственном кадастре, статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу части 3 статьи 1 Закона о государственном кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
На основании части 1 статьи 25 Закона о государственном кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости (часть 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре в редакции, действовавшей в рассматриваемый период).
В части 9 статьи 4 определено, что сведения, которые носят временный характер, до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Суды установили, что кадастровая палата приняла решение об аннулировании из государственного кадастра недвижимости сведений о спорном земельном участке в связи с тем, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о государственной регистрации прав на этот земельный участок и с момента внесения данных о нем прошло два года.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что решение от 17.12.2012 N 7600/2012/01-64643 принято кадастровой палатой в соответствии с требованиями законодательства о государственном кадастровом учете и не нарушает прав и законных интересов управления в сфере осуществления предпринимательской либо иной экономической деятельности.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что заявитель не лишен права на повторную постановку на кадастровый учет земельного участка в целях проведения аукциона, как предусмотрено постановлением мэрии города Ярославля от 28.04.2011 N 1126.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел и отклонил довод управления о законодательно предусмотренной возможности снятия с государственного кадастрового учета только преобразуемых земельных участков, как основанный на неверном толковании норм материального права, поскольку в части 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре установлен лишь частный случай, при котором орган кадастрового учета может снять земельный участок с учета, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости. В рассматриваемом случае спорный земельный участок не является преобразуемым объектом недвижимости. К рассматриваемым отношениям подлежат применению правила, установленные частью 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре.
Ссылка заявителя на Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" также рассмотрена судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонена в силу того, что из части 10 статьи 3 данного закона следует, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
В статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно системному толкованию изложенных норм в совокупности с положениями Закона о государственном кадастре государственная регистрация прав на земельный участок необходима и в том случае, когда у муниципального образования возникает право распоряжения вновь образованным земельным участком.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и, по существу, направлены на их переоценку, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, в связи с чем данные доводы подлежат отклонению.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.03.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 по делу N А82-1437/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости (часть 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре в редакции, действовавшей в рассматриваемый период).
...
Суд апелляционной инстанции рассмотрел и отклонил довод управления о законодательно предусмотренной возможности снятия с государственного кадастрового учета только преобразуемых земельных участков, как основанный на неверном толковании норм материального права, поскольку в части 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре установлен лишь частный случай, при котором орган кадастрового учета может снять земельный участок с учета, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости. В рассматриваемом случае спорный земельный участок не является преобразуемым объектом недвижимости. К рассматриваемым отношениям подлежат применению правила, установленные частью 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре.
Ссылка заявителя на Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" также рассмотрена судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонена в силу того, что из части 10 статьи 3 данного закона следует, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
В статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно системному толкованию изложенных норм в совокупности с положениями Закона о государственном кадастре государственная регистрация прав на земельный участок необходима и в том случае, когда у муниципального образования возникает право распоряжения вновь образованным земельным участком."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 октября 2013 г. N Ф01-11566/13 по делу N А82-1437/2013