г. Киров |
|
24 июня 2013 г. |
Дело N А82-1437/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русаковой О.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.03.2013 по делу N А82-1437/2013, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В.,
по заявлению Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля (ИНН: 7604092913, ОГРН: 1067604080345)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (ИНН: 7705401340, ОГРН: 1027700485757),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - заявитель, УЗР мэрии г. Ярославля, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Ярославского филиала (далее - ответчик, Кадастровая палата) о признании незаконным решения от 17.12.2012 N 7600/2012/01-64643 об аннулировании из государственного кадастра недвижимости сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 76:23:062007:13, расположенного по адресу: г.Ярославль, ул.7-я Путевая в районе д.5, и обязании восстановить положение, существовавшее до нарушения права, в виде постановки на кадастровый учет данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 18.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, УЗР мэрии г. Ярославля обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению Управления, судом первой инстанции при вынесении решения были нарушены нормы материального права. Исключение сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости влечет за собой нарушение права мэрии г. Ярославля, поскольку выводит из гражданского оборота индивидуализированный земельный участок, имеющий уникальный кадастровый номер, границы которого определены на местности. Заявитель также считает, что к участкам, государственная собственность на которые не разграничена, не должна применяться норма о снятии земельного участка с кадастрового учета по истечении двух лет, поскольку распоряжение ими может осуществляться и без государственной регистрации права собственности (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 24.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", далее - Закон N 137-ФЗ).
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Кадастровая палата отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.12.2010 на государственный кадастровый был поставлен земельный участок с кадастровым номером 76:23:062007:13, площадью 833 кв.м., расположенный по адресу: г.Ярославль, ул.7-я Путевая в районе д.5, с разрешенным использованием: для строительства индивидуального жилого дома (л.д. 8).
Решением Кадастровой палаты от 17.12.2012 N 7600/2012/01-64643 из государственного кадастра недвижимости были аннулированы и исключены сведения о земельном участке кадастровым номером 76:23:062007:13, в связи с истечением двухлетнего срока действия временного характера внесенных в кадастр сведений и отсутствием государственной регистрации права в отношении данного земельного участка. Аннулирование сведений о спорном земельном участке из государственного кадастра недвижимости произведено на основании положения, содержащегося в части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Считая, что решение Кадастровой палаты от 17.12.2012 является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, УЗР мэрии г. Ярославля обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражной суд Ярославской области при принятии решения руководствовался положениями Закона о кадастре, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о кадастре.
Согласно статье 1 Закона о кадастре, правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленным законом, а также прекращение существования объекта недвижимости.
В части 1 статьи 25 названного закона указано, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о кадастре сведения, которые носят временный характер до утраты ими в установленном настоящим законом порядке временного характера, не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
В силу части 4 статьи 24 Закона о кадастре такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Указанная норма Закона о кадастре является императивной и не содержит каких-либо оговорок, или изъятий в отношении аннулирования сведений о земельных участках, права на которые не подлежат государственной регистрации. Каких-либо оснований для иного, не буквального толкования данной нормы не усматривается.
Из материалов дела следует, что сведения о государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 76:23:062007:13 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
При таких обстоятельствах в связи с истечением двухлетнего срока с момента внесения данных о спорном земельном участке Кадастровая палата правомерно в полном соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о кадастре приняла решение от 17.12.2012 N 7600/2012/01-64643 об аннулировании сведений о земельном участке с кадастровым номером 76:23:062007:13 из государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, оспариваемое решение принято Кадастровой палатой в полном соответствии с требованиями законодательства о государственном кадастровом учете.
При этом следует отметить, что УЗР мэрии г. Ярославля не лишено права на повторную постановку на кадастровый учет земельного участка в целях проведения аукциона как предусмотрено постановлением Мэрии г. Ярославля от 28.04.2011 N 1126.
Довод Управления о том, что законом предусмотрена возможность снятия с государственного кадастрового учета только преобразуемых земельных участков, подлежит отклонению, как основанный на неверном понимании ст. ст. 24, 25 Закона о кадастре. Частью 2 ст. 25 Закона о кадастре установлен лишь частный случай, при котором орган кадастрового учета может снять земельный участок с учета, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости. В рассматриваемом случае спорный земельный участок не является преобразуемым объектом недвижимости. Вместе с тем, как было указано выше, к рассматриваемым отношениям подлежат применению правила, установленные частью 4 статьи 24 Закона о кадастре.
Доводы заявителя о незаконности оспариваемого решения Кадастровой палаты со ссылкой на положения Закона N 137-ФЗ несостоятельны.
Из п. 10 ч. 3 названного закона следует, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Закона N 137-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если данным Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Вместе с тем, как следует из ч. 1 ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Частью 1 ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" также установлена обязанность регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества, осуществляемой правообладателем на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Таким образом, несмотря на возникновение у муниципального образования права распоряжения вновь образованным земельным участком, необходимость государственной регистрации прав на него вытекает из норм закона.
При указанных обстоятельствах отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания незаконным оспариваемого решения.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.03.2013, принятое по данному делу, следует оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.03.2013 по делу N А82-1437/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-1437/2013
Истец: Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области