Нижний Новгород |
|
05 ноября 2013 г. |
Дело N А43-12559/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.10.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.11.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Базилевой Т.В., Бердникова О.Е.
при участии представителя
от ответчика: Ворониной М.В. (доверенность от 10.01.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транс-Профи"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.02.2013,
принятое судьей Логуновой Н.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2013,
принятое судьями Вечкановым А.И., Соловьевой М.В., Богуновой Е.А.,
по делу N А43-12559/2012
по иску общества с ограниченной ответственностью "Транс-Профи"
(ИНН: 2703057759, ОГРН: 1102703003920)
к открытому акционерному обществу "Волгогаз"
(ИНН: 5260000210, ОГРН: 1025203026551)
о взыскании 1 926 134 рублей 74 копеек
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Транс-Профи" (далее - ООО "Транс-Профи") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Волгогаз" (далее - ОАО "Волгогаз") о взыскании долга по договору на оказание транспортно-экспедиционных услуг в сумме 1 810 779 рублей 60 копеек, штрафа в размере 181 077 рублей 96 копеек.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.02.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2013 указанное решение оставлено без изменения.
ООО "Транс-Профи" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя жалобы, изменение величины предполагаемых затрат и, соответственно, итогового вознаграждения связано с непредставлением ОАО "Волгогаз" достоверных сведений о предмете перевозки груза. ОАО "Транс-Профи" действовало в интересах заказчика и в условиях необходимости оперативной доставки строительного материала. ООО "Транс-Профи" полагает, что заявленная к взысканию сумма подтверждена документально, в том числе решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.02.2012.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
ООО "Транс-Профи" заявило ходатайство о приобщении к материалам дела документов с целью их исследования окружным судом (на шести листах).
Рассмотрев ходатайство о приобщении к материалам дела документов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его удовлетворения, поскольку в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности решений, постановлений с учетом тех доказательств, которые имелись у судов первой и апелляционной инстанций на момент принятия ими судебных актов, то есть не вправе принимать и исследовать дополнительные доказательства по делу.
На основании изложенного представленные ООО "Транс-Профи" документы подлежат возврату.
ОАО "Волгогаз" в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании возразили относительно доводов жалобы, просили оставить жалобу без удовлетворения.
ООО "Транс-Профи", извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.01.2011 ООО "Транс-Профи" (экспедитор) и ОАО "Волгогаз" (заказчик) заключили договор транспортной экспедиции (в редакции протокола согласования разногласий), в соответствии с пунктом 1.1 которого экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет заказчика выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Экспедитор обязан принимать от заказчика и его представителей письменно, по факсимильной связи или по электронной почте в установленной договором форме заявки на выполнение перевозок (пункт 2.1.1 договора).
В силу пункта 2.1.6 договора ООО "Транс-Профи" обязано извещать заказчика об изменении цен и условий согласно настоящему договору не позднее чем за 10 дней до планируемого изменения цен. В случае если время перевозки превышает 10 дней, в процессе перевозки участвует несколько видов транспорта и произойдет увеличение тарифов на перевозку на том участке транспортировки, перевозка на котором еще не осуществлялась, экспедитор имеет право увеличить ставку перевозки на данном участке, уведомив об этом заказчика и представив ему документы, подтверждающие увеличение ставок.
В пункте 2.2.6 договора предусмотрено, что экспедитор вправе по согласованию с заказчиком выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов заказчика.
В соответствии с пунктом 3.1 договора (в редакции протокола согласования разногласий) оплата работ и услуг производится заказчиком предварительно в размере 50 процентов на основании счетов, выставляемых экспедитором, окончательный расчет (в размере оставшихся 50 процентов) осуществляется в течение 45 банковских дней со дня получения актов выполненных работ и счетов-фактур от экспедитора.
01.06.2011 стороны подписали дополнительное соглашение к договору транспортной экспедиции от 08.01.2011 N 004/10/2011-0181, согласно которому экспедитор организует перевозку груза автомобильно-водным транспортом по маршруту: Комсомольск-на-Амуре - Николаевск-на-Амуре со склада экспедитора (г. Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, 23/3) до склада заказчика (г. Николаевск-на-Амуре) общим объемом около 200 тонн. Стоимость работ определяется на основании приложения N 3 транспортной логистики. Указанная сумма считается расчетной. Окончательная стоимость транспортной экспедиции рассчитывается на основании фактических объемов груза и расходов и подтверждается актами выполненных работ, товарно-транспортными накладными, счетами-фактурами.
В приложении N 3 к договору указаны виды работ, необходимые для организации экспедирования груза автомобильным и речным транспортом по маршруту Комсомольск-на-Амуре - Николаевск-на-Амуре, стоимость данных работ и услуг, определенная исходя из массы груза - 1 тонна.
ООО "Транс-Профи" организовало перевозку автомобильно-водным транспортом в Николаевск-на-Амуре 168 399 тонн груза (трубы разного диаметра), принадлежащего ОАО "Волгогаз", и выставило к оплате счета на сумму 3 794 870 рублей 53 копейки.
ООО "Транс-Профи" посчитало, что оказанные услуги оплачены не в полном объеме, и направило ОАО "Волгогаз" претензии от 05.06.2011 N 29, от 08.07.2011 N 30, от 04.08.2011 N 37, в которых потребовало погасить задолженность.
ОАО "Волгогаз" в удовлетворении претензий отказало, поэтому ООО "Транс-Профи" обратилось в арбитражный суд с иском.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 4 и 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", пунктами 5 и 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении иска. Суд пришел к выводам о том, что заявленные ООО "Транс-Профи" к взысканию расходы произведены в нарушение согласованных сторонами условий договора; несение данных расходов в интересах ОАО "Волгогаз" не доказано.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Транспортно-экспедиционная деятельность - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов определен Федеральным законом 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 87-ФЗ условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).
В пункте 1 статьи 3 названного закона предусмотрено, что экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.
Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции (пункт 4 статьи 3 Закон N 87-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 4 Закона N 87-ФЗ экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.
В пункте 2 этой же статьи установлено, что в случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, при заключении договора транспортной экспедиции ООО "Транс-Профи" и ОАО "Волгогаз" согласовали, что экспедитор организует перевозку груза автомобильно-водным транспортом по маршруту Комсомольск-на-Амуре - Николаевск-на-Амуре со склада экспедитора (г. Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, 23/3) до склада заказчика (г. Николаевск-на-Амуре) общим объемом около 200 тонн; транспортировка по водному маршруту Комсомольск-на-Амуре - Николаевск-на-Амуре осуществляется с использованием баржи буксирного состава РТ 600, МТ 3000; стоимость работ и услуг определена исходя из массы груза - 1 тонна, с учетом использования одной баржи.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суды установили, что в нарушение условий договора ООО "Транс-Профи" без уведомления ОАО "Волгогаз" об изменении цен и условий транспортировки и согласования осуществил перевозку груза двумя транспортами малой грузоподъемностью: 27.06.2011 баржебуксирным составом грузоподъемностью 250 тонн - 52 635 килограмм (49 мест) и 04.07.2011 сухогрузным теплоходом "СТ-300" грузоподъемностью 350 тонн - 115 764 килограмма (448 мест).
При таких обстоятельствах суды сделали правильные выводы, что при отсутствии согласия заказчика на перевозку груза двумя рейсами транспорта малой грузоподъемностью и надлежащих доказательств того, что экспедитор не имел возможности перевести весь груз одной баржей в соответствии с условиями договора, заявленные ООО "Транс-Профи" к возмещению расходы понесены в нарушение согласованных сторонами условий договора, факт несения данных расходов в интересах ОАО "Волгогаз" документально не доказан.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела, им не противоречат и переоценке в суде кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
Довод жалобы о том, что обстоятельства, в силу которых изменились условия доставки, возникли в связи с недостоверностью сведений о предмете перевозки, подлежит отклонению, поскольку при непредставлении клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению своих обязанностей до получения данной информации.
Таким образом, экспедитор, приступив к исполнению обязанностей без получения от клиента необходимых документов, несет риск возникновения убытков.
Ссылка заявителя жалобы на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.02.2012, которое, по его мнению, имеет преюдициальное значение для настоящего дела, является несостоятельной, поскольку ОАО "Волгогаз"не привлекалось к участию в названном деле.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на ООО "Транс-Профи".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.02.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2013 по делу N А43-12559/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транс-Профи" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести общество с ограниченной ответственностью "Транс-Профи".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 87-ФЗ условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).
...
Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции (пункт 4 статьи 3 Закон N 87-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 4 Закона N 87-ФЗ экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 ноября 2013 г. N Ф01-11711/13 по делу N А43-12559/2012