Нижний Новгород |
|
22 ноября 2013 г. |
Дело N А43-13866/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.11.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.02.2013,
принятое судьей Кабановым В.П., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013,
принятое судьями Кирилловой М.Н., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н.,
по делу N А43-13866/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" (ИНН: 5260136595, ОГРН: 1045207464994)
о признании незаконным бездействия Департамента Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными бездействия Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федерального округу (далее - Департамент), выразившегося в неутверждении в установленные сроки проектов предельно допустимых выбросов и лимитов на отходы, действия Департамента, выразившегося в неоднократном выставлении замечаний по представленным проектам, об обязании Департамента рассмотреть нормативы образования отходов и лимиты на их размещение по автозаправочным станциям (далее - АЗС) N 38, 39 и выдать разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух по АЗС N 35, 2, 140.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 18.02.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013 решение суда оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы указывает, что на момент принятия решения суда Департамент 15.01.2013 принял решение о выдаче Обществу разрешений на выброс загрязняющих веществ по АЗС N 2, 35 и 140. Решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение принято Департаментом 12.11.2012. Рассмотрение проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по АЗС N 38 и 39 невозможно, так как по состоянию на 15.03.2013 Общество не представило в Департамент необходимые документы. Кроме того, Департамент считает, что с него неправомерно взысканы расходы по оплате государственной пошлины.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество представило в Департамент на утверждение проекты предельно допустимых выбросов по АЗС N 35, 15, 2, 140, а также заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по АЗС N 38 и 39.
Департамент неоднократно возвращал документы Обществу в связи с их некомплектностью, документы утверждены с нарушением установленных сроков.
Так, заявление о выдаче разрешения на выбросы по АЗС N 35 Общество подало в Департамент 11.05.2011. Департамент возвратил заявителю документы в связи с непредставлением экспертных заключений Роспотребнадзора письмом от 23.05.2011. Общество 14.06.2011 подало документы в Департамент вновь. 23.08.2011 Общество получило отказ в утверждении нормативов в связи с несоответствием представленных материалов требованиям действующей нормативно-технической документации. Общество 03.10.2011 вновь направило в Департамент заявление. Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу выдано Департаментом 15.01.2013.
Заявление о выдаче разрешения на выбросы по АЗС N 2 Общество подало в Департамент 11.05.2011. Департамент возвратил заявителю документы в связи с непредставлением экспертных заключений Роспотребнадзора письмом от 23.05.2011. Общество 14.06.2011 подало документы Департамент вновь. 23.08.2011 Общество получило отказ в утверждении нормативов в связи с несоответствием представленных материалов требованиям действующей нормативно-технической документации: не указан расход топлива по каждому виду в отдельности, отсутствие в проекте раздела "Расчет рассеивания в атмосферном воздухе" и пр. Общество 03.10.2011 направило в Департамент заявление вновь. Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу Департамент выдал 15.01.2013.
Заявление о выдаче разрешения на выбросы по АЗС N 140 Общество подало в Департамент 04.02.2011. Департамент письмом от 21.03.2011 возвратил заявителю документы, указав, что необходимо заверить копии представленных документов в установленном порядке, подтвердить исходные данные, полученные от предприятия, справками и таблицами за подписью руководителя, представить сведения о фоновых концентрациях загрязняющих веществ и пр. (получено Обществом 04.04.2011). Общество 03.05.2011 подало документы в Департамент вновь. 19.08.2011 Общество получило отказ в утверждении нормативов в связи с несоответствием представленных материалов требованиям действующей нормативно-технической документации. Общество 31.08.2011 направило заявление в Департамент вновь. Департамент 25.04.2012 направил Обществу очередной отказ с указанием на необходимость устранения выявленных недостатков. Общество 03.10.2012 вновь направило в Департамент заявление о выдаче разрешения на выбросы. Департамент 15.01.2013 выдал разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
Общество 02.03.2011 обратилось в Департамент с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на АЗС N 38 и 39.
Департамент письмом от 09.03.2011 возвратил Обществу документы в связи с непредставлением оригинала платежного поручения на уплату государственной пошлины и необходимостью заверить часть представленных документов. Общество 15.03.2011 представило в Департамент доработанную документацию. Департамент 26.04.2011 отказал заявителю в утверждении нормативов предельно допустимых выбросов в связи с несоответствием представленных материалов требованиям действующей нормативно-технической документации и возвратил представленные документы. Общество 15.06.2011 подало документы в Департамент вновь. Общество 23.11.2011 получило отказ Департамента в утверждении нормативов в связи с непредставлением документов, подтверждающих компонентный состав части отходов, необходимостью представления картосхемы с нанесением мест временного хранения отходов и пр. Общество 14.12.2011 направило в Департамент заявление вновь. Департамент 22.04.2013 выдал разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу N 207-р, 208-р.
Общество посчитало, что Департамент допустил незаконное бездействие, выразившееся в неутверждении в установленные сроки проектов предельно допустимых выбросов и лимитов на отходы, а неоднократно выставление замечаний по представленным проектам является неправомерным, и обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288 (далее - Административный регламент), суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемых действий (бездействия) Департамента и обязал Департамент в двухнедельный срок со дня принятия судебного акта рассмотреть нормативы образования отходов и лимиты на их размещение по АЗС N 38, 39, выдать разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух по АЗС N 2, 35, 140.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон N 96-ФЗ) предусмотрено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов (пункт 2 статьи 12 Федерального закона N 96-ФЗ).
Согласно пункту 7 названной статьи нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 14 Федерального закона N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288 утвержден Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (далее - Административный регламент), который действовал на момент рассмотрения Департаментом документов Общества.
В пункте 8 Административного регламента установлено, что основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы является представление в территориальный орган Ростехнадзора хозяйствующим субъектом заявления и следующих документов: утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям; согласованного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение заявителем не обеспечивается), а также отчета о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных согласно приложению 4 к Административному регламенту.
Глава 19 Административного регламента регулирует последовательность действий при исполнении государственной функции по выдаче разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
В соответствии с пунктом 19.1 Административного регламента ответственное должностное лицо в течение 5 рабочих дней рассматривает материалы заявителя на соответствие перечню документов, указанных в пункте 5 Административного регламента, и в случае выявления некомплектности материалов заявителя готовит проект письма заявителю о приостановлении рассмотрения материалов по причине их некомплектности, которое передается на визирование начальнику соответствующего структурного подразделения (отдела) территориального органа Ростехнадзора и на подпись заместителю руководителя территориального органа Ростехнадзора, курирующему вопросы в области охраны окружающей среды и имеющему право подписи в соответствии с должностным регламентом.
При установлении комплектности материалов заявителя должностное лицо территориального органа Ростехнадзора, ответственное за выполнение административного действия, в течение не более 17 рабочих дней рассматривает материалы заявителя и готовит решение о выдаче разрешения на выбросы (разрешения на сбросы) (проект приказа территориального органа Ростехнадзора, проект разрешения на выбросы или разрешения на сбросы) либо об отказе в выдаче разрешения на выбросы (разрешения на сбросы) в соответствии с пунктом 10 настоящего Регламента. Подготовленный проект приказа территориального органа Ростехнадзора оформляется в соответствии с инструкцией по делопроизводству, визируется в установленном порядке и направляется на подпись руководителю территориального органа Ростехнадзора.
Согласно пункту 10 Административного регламента основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы является представление заявителем заявления и документов, указанных в пункте 8 Административного регламента, не в полном объеме (некомплектность материалов заявителя) либо наличие в составе материалов заявителя искаженных сведений или недостоверной информации.
На основании пункта 13.4 Административного регламента по результатам рассмотрения материалов заявителя должностное лицо уполномоченного территориального органа готовит проект разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по форме согласно приложению 18 к Административному регламенту, а также проект соответствующего приказа уполномоченного территориального органа либо мотивированный отказ в выдаче разрешения по форме согласно приложению 6 к Административному регламенту.
Решение о выдаче разрешения на выбросы принимается уполномоченным территориальным органом в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации материалов заявителя (пункт 13.5 Административного регламента).
В силу пунктов 13.8 и 13.9 Административного регламента при выявлении в ходе рассмотрения материалов заявителя оснований для отказа в выдаче разрешения на выбросы, указанных в пункте 10 Административного регламента, уполномоченный территориальный орган информирует заявителя и направляет ему письмо об отказе в выдаче разрешения на выбросы, оформленное в соответствии с приложением 6 к Административному регламенту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" функции по выдаче разрешений на сброс загрязняющих веществ переданы Федеральной службе в сфере природопользования, ее территориальным органам.
Согласно пункту 5.5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 4 и 5 Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В пункте 7 Порядка установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для представления в территориальные органы Росприроднадзора, с целью утверждения лимитов на размещение отходов.
На основании пункта 9 Порядка в случае выявления некомплектности представленных заявления и документов и (или) неполноты содержащихся в них сведений территориальные органы Росприроднадзора в 5-дневный срок с даты их приема в письменной форме уведомляют об этом индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу пункта 10 Порядка территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 Порядка заявления и документов, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).
Как установили суды и следует из материалов дела, на заявления Общества от 14.06.2011 отказы Департамента поступили 23.08.2011, на заявление от 04.02.2011 - 04.04.2011, на заявление от 03.05.2011 - 19.08.2011, на заявление от 31.08.2011 - 25.04.2012, на заявление от 15.03.2011 - 26.04.2011, на заявление от 15.06.2011 - 23.11.2011.
Таким образом, Департамент несовременно направлял Обществу ответы на его заявления. Данный факт Департамент не оспаривает.
Кроме того, в обоснование отказов в выдаче разрешений на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и в рассмотрении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Департамент указывал различные основания для отказа.
Исследовав и оценив представленные в дело документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что оспариваемые действия (бездействие) Департамента не соответствовали действующему законодательству и нарушали права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Ссылка заявителя жалобы на приказы от 15.01.2013 о выдаче Обществу разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по АЗС N 35, 2 и 140 во внимание не принимается, поскольку резолютивная часть решения объявлена судом 21.12.2012.
Довод о невозможности утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по АЗС N 38 и 39 опровергается принятыми Департаментом решениями от 22.04.2013 N 208-р, 207-р.
Аргумент заявителя о неправомерном взыскании с него судебных расходов по уплате государственной пошлины отклоняется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 126 и частью 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы (к которым относится и государственная пошлина), понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения дела судом возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых включается уплаченная сумма государственной пошлины.
Взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, суд возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежной суммы, равной понесенным им судебным расходам.
То обстоятельство, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, не является основанием для отказа истцу в возмещении его судебных расходов. Законодательство не предусматривает освобождения государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно взыскал с департамента в пользу Общества судебные расходы.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.02.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013 по делу N А43-13866/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" функции по выдаче разрешений на сброс загрязняющих веществ переданы Федеральной службе в сфере природопользования, ее территориальным органам.
Согласно пункту 5.5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок).
...
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 ноября 2013 г. N Ф01-11452/13 по делу N А43-13866/2012