Нижний Новгород |
|
27 ноября 2013 г. |
Дело N А11-1272/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.11.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Региональные Газовые системы" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.06.2013, принятое судьей Тимчук Н.Г., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2013, принятое судьями Белышковой М.Б., Гущиной А.М., Кирилловой М.Н. по делу N А11-1272/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональные Газовые Системы" (ИНН 3304013350, ОГРН 1063304005269) о признании незаконным и отмене постановления Центрального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.02.2013 N 11.2-В9Прпл-Пс/0077/2013
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Региональные Газовые Системы" (далее - ООО "Региональные Газовые Системы", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском о признании незаконным и отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (далее - Управление).
Решением суда от 03.06.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 06.08.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя жалобы, суды не применили статью 2.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - Кодекс) о малозначительности совершенного правонарушения.
ООО "Региональные Газовые Системы" указывает, что выявленные нарушения не являются нарушениями требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
ООО "Региональные Газовые Системы" заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления от 15.01.2013 проведена плановая выездная проверка Общества на предмет соблюдения норм и требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а также с целью определения возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.
По результатам проверки 01.02.2013 составлен акт, которым установлены нарушения заявителем правил и норм промышленной безопасности.
01.02.2013 уполномоченным должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении и 15.02.2013 вынесено постановление от N 11.2-В9прпл-Пс/0077-2013 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса, в виде штрафа в размере 200 000 рублей, а также предписание N 11.2-В9прпл-П/0045 - 2013.
Руководствуясь статьей 9.1 Кодекса, статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 6, 9 Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, при этом счел доказанными факт совершения заявителем вмененного ему административного правонарушения, а также вину Общества в совершении данного правонарушения, не установил при этом оснований для признания правонарушения малозначительным.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В части 1 статьи 9.1 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Понятие промышленной безопасности опасных производственных объектов дано в статье 1 Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) как состояние защищенности жизненно важных последствий указанных аварий.
К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в не образовательных учреждениях (пункт 1 статьи 6 Федерального закона N 116-ФЗ).
К требованиям промышленной безопасности согласно статьи 3 названного Закона относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в нем, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении N 1 к Закону.
Согласно пункту 1 вышеуказанного приложения к категории опасных производственных объектов относятся, объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, опасные вещества, перечисленные в данном пункте.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, обществом допущены нарушения при эксплуатации опасных производственных объектов: сети газоснабжения г. Владимира, системы теплоснабжения г. Владимира, сетей газоснабжения Александровского, Суздальского, Судогодского районов.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона N 116-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности (часть 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ).
На Общество как на лицо, непосредственно эксплуатирующее опасные производственные объекты, возлагается обязанность выполнять возложенные на него законом требования промышленной безопасности при их эксплуатации.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований промышленной безопасности а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по предотвращению правонарушения, в материалах дела не имеется.
Таким образом, наличие в действиях ООО "Региональные Газовые Системы" признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса, подтверждено имеющимися в деле доказательствами и по существу Обществом не оспаривается.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.
Акт проверки, протокол по делу об административном правонарушении составлены в присутствии законного представителя общества, которым не представлено каких-либо возражений и замечаний по выявленным в ходе проверки нарушениям.
Материалы дела об административном правонарушении также рассмотрены в присутствии законного представителя Общества, которым не представлено мотивированных возражений относительно выявленных нарушений и документов, их обосновывающих.
Следовательно, суды правомерно привлекли Общество к административной ответственности за совершенное правонарушение.
Ссылка Общества на то обстоятельство, что рассматриваемое административное правонарушение является малозначительным, не принимается во внимание судом округа в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Малозначительность является оценочной категорией, которая определяется судом по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды не усмотрели оснований для применения статьи 2.9 Кодекса в рассматриваемом случае.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба ООО "Региональные Газовые Системы" не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.06.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2013 по делу N А11-1272/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональные Газовые системы" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований промышленной безопасности а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по предотвращению правонарушения, в материалах дела не имеется.
Таким образом, наличие в действиях ООО "Региональные Газовые Системы" признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса, подтверждено имеющимися в деле доказательствами и по существу Обществом не оспаривается.
...
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
...
Суды не усмотрели оснований для применения статьи 2.9 Кодекса в рассматриваемом случае."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 ноября 2013 г. N Ф01-12137/13 по делу N А11-1272/2013