Нижний Новгород |
|
13 декабря 2013 г. |
Дело N А31-13420/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.12.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителей
от заявителя: Дианова А.В. (доверенность от 02.08.2013),
от заинтересованного лица: Бугрова Е.А. (доверенность от 20.05.2013 N 2724)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 14.06.2013,
принятое судьей Беляевой Т.Ю., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Кононовым П.И.,
по делу N А31-13420/2012
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Газовые котельные" (ИНН: 4415005412, ОГРН: 1064437012529)
к департаменту топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области (ИНН: 4443024720, ОГРН: 1024400525544)
о признании незаконным бездействия
и у с т а н о в и л :
муниципальное унитарное предприятие "Газовые котельные" (далее - МУП "Газовые котельные", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области (далее - Департамент, орган государственной власти), выразившегося в неутверждении норматива теплоснабжения на отопление одного квадратного метра жилого помещения на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, и обязании ответчика утвердить норматив теплоснабжения на отопление одного квадратного метра жилого помещения на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
Решением суда первой инстанции от 14.06.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое бездействие Департамента признано незаконным, на орган государственной власти возложена обязанность по утверждению норматива теплоснабжения на отопление одного квадратного метра жилого помещения на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
Постановлением апелляционного суда от 03.10.2013 решение суда оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), заявитель считает, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти едиными для многоквартирных и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях, поэтому дифференциация и установление нормативов потребления коммунальных услуг по отдельным муниципальным образованиям субъектов Российской Федерации противоречит действующему законодательству. Департамент указывает, что согласно его постановлению от 13.09.2012 N 1-нп "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Костромской области" на территории Костромской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета в соответствии с Правилами N 307 с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30.06.2012.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУП "Газовые котельные" является ресурсоснабжающей организацией по отношению к жилым домам, расположенным на территории Гридинского сельского поселения. Осуществляя поставку тепловой энергии на отопление и горячую воду, Предприятие получает с потребителей плату исходя из нормативов, установленных уполномоченным органом.
Пунктом 2 решения Совета депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 30.12.2009 N 78 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области" утвержден норматив теплоснабжения на отопление в жилых помещениях с централизованной системой отопления в размере 0,029 Гкал/месяц за отопительный период на один квадратный метр отапливаемой площади.
Решением Совета депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области 29.03.2010 N 98 "О нормативах потребления коммунальных услуг на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области" утверждены нормативы потребления коммунальных услуг на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области (Приложение N 1), пунктом 2 которого установлен норматив теплоснабжения в размере 0,02 Гкал/месяц за отопительный период на один квадратный метр отапливаемой площади. В пункте 3 решения от 29.03.2010 N 98 установлено, что со дня вступления в силу данного решения необходимо считать утратившим силу решение Совета депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области N 78 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области".
Решением Арбитражного суда Костромской области от 12.04.2011 по делу N А31-9481/2010 решение Совета депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 29.03.2010 N 98 "О нормативах потребления коммунальных услуг на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области" в части установления норматива теплоснабжения (пункт 2 приложения N 1 к решению) было признано не соответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 11, 14, 19, 20 Правил N 306 и недействующим.
В связи с отменой принятого норматива теплоснабжения МУП "Газовые котельные" 29.08.2012 обратилось в Департамент с письмом N 401, в котором просило установить норматив теплоснабжения на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
Департамент 26.09.2012 направил Предприятию письмо N 4291, в котором указал, что на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области должен применяться норматив, действующий до утверждения новых нормативов регулирующим органом.
Посчитав бездействие Департамента, выразившееся в неутверждении норматива теплоснабжения на отопление одного квадратного метра жилого помещения на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, незаконным, МУП "Газовые котельные" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и об обязании ответчика утвердить соответствующий норматив.
Руководствуясь статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами N 306 и 307, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что по состоянию на 30.06.2012 и на момент рассмотрения настоящего дела норматив теплоснабжения на отопление одного квадратного метра жилого помещения на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области не был установлен; Департамент своим бездействием по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг нарушал права и законные интересы Предприятия как ресурснабжающей организации, а также потребителей указанной коммунальной услуги, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определяют Правила N 306, в соответствии с пунктом 2 которых под нормативом потребления коммунальной услуги в жилых помещениях подразумевается норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении.
В силу пункта 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании Положения о департаменте топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 31.07.2012 N 168, Департамент является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики в сфере развития топливно-энергетического комплекса Костромской области и жилищно-коммунального хозяйства, к полномочиям которого в силу подпункта 13 пункта 10 названного Положения относится утверждение нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 57 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" разрешено органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Постановлением Департамента от 13.09.2012 N 1-НП "О порядке расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению на территории Костромской области" установлено, что на территории Костромской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета в соответствии с Правилами N 307 с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
Вместе с тем из материалов дела следует, что решение Совета депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 30.12.2009 N 78, пунктом 2 которого был утвержден норматив теплоснабжения в размере 0,029 Гкал/месяц на один квадратный метр отапливаемой площади, в соответствии с пунктом 3 решения Совета депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 29.03.2010 N 98 было признано утратившим силу, пунктом 2 Приложения N 1 к решению Совета депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 29.03.2010 N 98 был установлен норматив теплоснабжения в размере 0,02 Гкал/месяц на один квадратный метр отапливаемой площади.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 12.04.2011 по делу N А31-9481/2010 решение Совета депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 29.03.2010 N 98 "О нормативах потребления коммунальных услуг на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области" было признано недействующим только в части установления норматива теплоснабжения (пункт 2 приложения N 1 к решению). При этом пункт 3 решения Совета депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, согласно которому считается утратившим силу решение Совета депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 30.12.2009 N 78, недействующим не признан.
Таким образом, суды обоснованно посчитали, что в Гридинском сельском поселении отсутствовал норматив теплоснабжения, применение ранее действовавшего норматива было невозможно, что исключало расчет размера платы за коммунальную услугу с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
Департамент в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств обратного суду не представил.
В рассматриваемом случае суды установили нарушение прав и законных интересов Предприятия вследствие неправомерного бездействия Департамента.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о незаконности бездействия органа государственной власти, выразившегося в неутверждении норматива теплоснабжения на отопление одного квадратного метра жилого помещения на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, поскольку оно противоречит нормам права и ущемляет права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные требования Предприятия.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных в дело доказательств и не противоречат им.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, окружным судом рассмотрены и отклонены в полном объеме в силу изложенных обстоятельств, а также в связи с тем, что направлены на переоценку установленных обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 14.06.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 по делу N А31-13420/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), заявитель считает, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти едиными для многоквартирных и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях, поэтому дифференциация и установление нормативов потребления коммунальных услуг по отдельным муниципальным образованиям субъектов Российской Федерации противоречит действующему законодательству. Департамент указывает, что согласно его постановлению от 13.09.2012 N 1-нп "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Костромской области" на территории Костромской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета в соответствии с Правилами N 307 с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30.06.2012.
...
Решением Арбитражного суда Костромской области от 12.04.2011 по делу N А31-9481/2010 решение Совета депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 29.03.2010 N 98 "О нормативах потребления коммунальных услуг на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области" в части установления норматива теплоснабжения (пункт 2 приложения N 1 к решению) было признано не соответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 11, 14, 19, 20 Правил N 306 и недействующим.
...
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 декабря 2013 г. N Ф01-12535/13 по делу N А31-13420/2012