Нижний Новгород |
|
21 января 2014 г. |
Дело N А79-2348/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.01.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 29.05.2013,
принятое судьей Филипповым Б.Н., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013,
принятое судьями Соловьевой М.В., Логиновой О.А., Малышкиной Е.Л.,
по делу N А79-2348/2013
по иску индивидуального предпринимателя Григорьева Виктора Анатольевича
(ИНН: 2121700114707, ОГРНИП: 312213019300130)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Чувашской Республике
об изменении кадастровой стоимости земельного участка,
третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации учета объектов недвижимости" - федеральное бюро технической инвентаризации, Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", общество с ограниченной ответственностью "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы",
и у с т а н о в и л :
индивидуальный предприниматель Григорьев Виктор Ананьевич (далее - ИП Григорьев В.А., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с исковым заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Чувашской Республике (далее - Учреждение, Кадастровая палата):
- о возложении на Учреждение обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости в размере 8 168 566 рублей 07 копеек земельного участка с кадастровым номером 21:01:030510:6, площадью 931 квадратный метр, расположенном по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Р. Зорге, д. 6, и сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 8877 рублей 07 копеек;
- о возложении на Учреждение обязанности включить в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости в размере 1 600 000 рублей земельного участка с кадастровым номером 21:01:030510:6, площадью 931 квадратный метр, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Р. Зорге, д. 6.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление), Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации учета объектов недвижимости" - федеральное бюро технической инвентаризации, Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", общество с ограниченной ответственностью "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы".
Решением суда от 29.05.2013 исковое заявление удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 решение оставлено без изменения.
По мнению заявителя, государственная кадастровая оценка земельного участка проведена в установленном законом порядке; Учреждение не является ни заказчиком, ни исполнителем работ по проведению массовой кадастровой оценки земель населенных пунктов; свои предложения по расчету удельных показателей кадастровой стоимости Учреждение не вносило, соответственно, не могло повлиять каким-либо образом на процесс оценки. Кадастровая палата указывает, что в настоящее время появилась возможность внесудебного пересмотра результатов государственной кадастровой оценки в комиссии по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости. Уточнение вида разрешенного использования земельного участка не повлияло на кадастровую стоимость земельного участка. Положения Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не применимы к спорной ситуации, так как в период спорных правоотношений пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не действовал. Суд первой инстанции необоснованно взыскал с Учреждения 2000 рублей расходов на уплату государственной пошлины.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Предприниматель в отзыве отклонил доводы жалобы; заявил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
Управление заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя; рассмотрение заявленных требований оставило на усмотрение суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Григорьев В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 21:01:030510:6, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Р. Зорге, д. 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 21 АА N 119298 от 03.03.2006.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 22.04.2011 разрешенное использование земельного участка - для обслуживания населения.
Кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2008 N 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики" (с изменениями и дополнениями) и составляет 8 168 566 рублей 07 копеек.
Предприниматель обратился в Кадастровую палату с требованием о разъяснении, по какой причине указанный земельный участок был отнесен к 5-й группе перечня видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, исходя из чего кадастровая стоимость земельного участка определена в сумме 8 168 566 рублей 07 копеек.
Предприниматель 24.01.2013 получил ответ Учреждения об исправлении технической ошибки при выборе 5-й группы перечня видов разрешенного использования в отношении спорного земельного участка и отказе в исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка и удельном показателе его кадастровой стоимости.
Письмом от 28.01.2013 N Ф/13-2693 Кадастровая палата сообщила об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях, на основании которого вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 21:01:030510:6 - для эксплуатации здания кафе "Южанка".
Согласно отчету независимого оценщика ООО "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы" от 01.03.2013 N О-0342/2013 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составляет 1 600 000 рублей.
Предприниматель обратился в Учреждение с заявлением об исключении из названного кадастра недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе его кадастровой стоимости, а именно недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 8 168 566 рублей 07 копеек и внесении записи о достоверной рыночной стоимости спорного земельного участка в размере 1 600 000 рублей.
На свои требования Предприниматель получил отказ.
Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов как собственника земельного участка и, соответственно, плательщика земельного налога в результате значительного превышения кадастровой стоимости земельного участка над рыночной, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), частью 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2009 N 316, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности требования Предпринимателя.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно статье 1 Закона о кадастре данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Согласно статье 3 Закона о кадастре кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов (статья 4 Закона о кадастре).
В соответствии со статьей 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о его кадастровой стоимости и дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
Статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который включена глава 111.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Судом первой инстанции правомерно указано, что на спорные правоотношения эти нормы не распространяются, и Предприниматель не может воспользоваться механизмом, закрепленным в Федеральном законе от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с учетом положений части 1 статьи 5 данного закона.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На основании пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривалось, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела и установили суды, Предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 21:01:030510:6, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Р. Зорге, д. 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 21 АА N 119298 от 03.03.2006, и является плательщиком земельного налога.
В качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка в размере 1 600 000 рублей Предприниматель представил в материалы дела отчет независимого оценщика ООО "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы" от 01.03.2013 N О-0342/2013 об оценке рыночной стоимости указанного земельного участка (по состоянию на 01.01.2007). Данный отчет имеет положительное заключение СРО от 20.03.2013 N Э-040313-1.
Кадастровая палата в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила в материалы дела доказательства того, что результаты этого отчета не соответствуют требованиям действующего законодательства, не воспользовалась правом, предусмотренным статьей 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", и не заявила ходатайство о проведении экспертизы отчета оценщика.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе отчет об оценке от 01.03.2013 N О-0342/2013, суды обоснованно посчитали, что вместе с иными документами данный отчет следует принять за основу при определении рыночной стоимости спорного земельного участка, и сведения о данной стоимости орган кадастрового учета должен внести в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требования Предпринимателя.
Довод заявителя о неправомерном взыскании с него судебных расходов по уплате государственной пошлины отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Таким образом, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Учреждения удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 29.05.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 по делу N А79-2348/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
...
Кадастровая палата в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила в материалы дела доказательства того, что результаты этого отчета не соответствуют требованиям действующего законодательства, не воспользовалась правом, предусмотренным статьей 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", и не заявила ходатайство о проведении экспертизы отчета оценщика."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 января 2014 г. N Ф01-12982/13 по делу N А79-2348/2013