Нижний Новгород |
|
23 января 2014 г. |
Дело N А43-4757/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2014).
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.
при участии представителя
от заявителя: Великжаниной Н.С. (доверенность от 15.11.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "СИТИ АУТДОР"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013,
принятое судьями Захаровой Т.А., Рубис Е.А., Урлековым В.Н.,
по делу N А43-4757/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СИТИ АУТДОР"
(ИНН: 5262270525, ОГРН: 1115262019840)
о признании незаконным решения администрации города Нижнего Новгорода от 27.12.2012
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "СИТИ АУТДОР" (далее - ООО "СИТИ АУТДОР", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация, орган местного самоуправления) от 27.12.2012 (далее - решение от 27.12.2012) об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (суперсайт, размер 15,0 м x 5,0 м) по адресу: город Нижний Новгород, улица Родионова, на территории частного земельного участка в слободе Подновье, 1. Одновременно заявитель просил обязать орган местного самоуправления выдать испрашиваемое разрешение.
Решением суда первой инстанции от 31.05.2013 заявленные требования удовлетворены. Решение от 27.12.2012 признано незаконным. В целях восстановления нарушенного права суд обязал орган местного самоуправления принять решение о выдаче Обществу разрешения на установку рекламной конструкции (суперсайт, размер 15,00 м x 5,00 м) по адресу: город Нижний Новгород, улица Родионова, на территории частного земельного участка в слободе Подновье, 1, сроком на 5 лет.
Постановлением апелляционного суда от 16.09.2013 решение суда отменено. Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "СИТИ АУТДОР" не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Ссылаясь на статьи 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", заявитель считает, что апелляционный суд не исследовал обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта, а именно, связанных с нарушением безопасности дорожного движения. По его мнению, дополнительное основание для квалификации правомочности установки рекламной конструкции, указанное в апелляционной жалобе, неправомерно принято во внимание судом апелляционной инстанции.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направила представителей в судебное заседание, отзыв на кассационную жалобу не представила.
Законность постановления апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 31.10.2012 Коротков В.А. (владелец рекламного места) и ООО "СИТИ АУТДОР" (пользователь рекламного места) заключили договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 61, по условиям которого Обществу предоставлена возможность использовать и эксплуатировать земельный участок для размещения и эксплуатации наружной рекламной конструкции (суперсайт, размер 15,0 м х 5,0 м), расположенный по адресу: город Нижний Новгород, улица Родионова, на территории частного земельного участка в слободе Подновье, 1.
Общество 08.11.2012 обратилось в Департамент градостроительного развития и архитектуры Администрации с заявлением о выдаче разрешения на установку указанной рекламной конструкции, приложив необходимый пакет документов.
Администрация 27.12.2012 приняла решение об отказе Обществу в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, ссылаясь на то, что ее установка приведет к нарушению требований пункта 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".
Посчитав, что названное решение органа местного самоуправления является незаконным, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и исходил из того, что орган местного самоуправления не доказал законности и обоснованности оспариваемого решения.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права, вместе с тем сделал вывод о том, что рекламная конструкция типа суперсайта размером 15 м x 5 м не может размещаться в предполагаемом месте, что является самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе", отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 23.11.2005 N 91 утвержден Устав города Нижнего Новгорода, в соответствии с подпунктом 38 пункта 1 статьи 8, подпунктом 10 пунктом 3 статьи 43 которого к вопросам местного значения города Нижнего Новгорода и к полномочиям Администрации относится выдача разрешений на размещение наружной рекламы на территории города и осуществление контроля размещения наружной рекламы территории города в установленном порядке.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте градостроительного развития и архитектуры администрации г. Нижнего Новгорода (далее - Департамент), утвержденного постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 21.06.2011 N 2376 (далее - Положение), Департамент градостроительного развития и архитектуры образован в соответствии с законодательством Российской Федерации для обеспечения работы Администрации в области архитектуры, градостроительной деятельности.
Пунктом 1.2. Положения установлено, что Департамент архитектуры и градостроительства является структурным подразделением Администрации.
В силу пункта 3.4. Положения Департамент обеспечивает реализацию полномочий Администрации в области градостроительной деятельности.
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
Статья 3 Закона о рекламе определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В статье 19 Закона о рекламе установлены требования к распространению наружной рекламы посредством использования рекламных конструкций.
На основании части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В части 13 статьи 19 Закона о рекламе определено, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
В соответствии с частью 14 статьи 19 Закона о рекламе решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа решения в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.
В части 15 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
- несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
- несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану;
- нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
- нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;
- нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
- нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи.
Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 N 119 утверждены и вступили в действие 12.10.2012 Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде (далее - Правила), которые разработаны в целях осуществления контроля за сохранением историко-градостроительной среды, сохранением архитектурного облика сложившейся застройки города, упорядочения мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций, формирования принципов и условий, обеспечивающих равные права для всех участников отрасли наружной рекламы, эффективного использования имущества города Нижнего Новгорода в целях размещения наружной рекламы, установлены требования к территориальной установке и эксплуатации рекламных конструкций, условия использования имущества города для установки и эксплуатации рекламных конструкций, а также порядок осуществления контроля за соблюдением этих требований.
Соблюдение Правил обязательно для всех физических и юридических лиц независимо от формы собственности, а также для индивидуальных предпринимателей при установке и эксплуатации рекламных конструкций (пункт 1.1.3).
Согласно пункту 4.1 Правил рекламные конструкции, установленные на территории города Нижнего Новгорода, должны соответствовать внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города, не нарушать историко-градостроительную среду.
В пункте 4.2 Правил определено, что на территории города Нижнего Новгорода разрешается размещение исключительно указанных в разделе 3 настоящих Правил типов и размеров рекламных конструкций. Размещение иных типов и размеров рекламных конструкций не допускается.
Рекламные конструкции, не соответствующие Перечню рекламных конструкций и установленные до принятия Правил, могут эксплуатироваться до окончания срока действия разрешения на установку рекламной конструкции либо до его аннулирования или признания недействительным по основаниям и в порядке, установленном Федеральным законом "О рекламе".
В силу пункта 4.5 Правил территориальные требования к размещению рекламной конструкции на территории города Нижнего Новгорода применяются вне зависимости от владельца рекламной конструкции или формы собственности недвижимого имущества, находящегося на территории города Нижнего Новгорода.
На территории города Нижнего Новгорода разрешается установка исключительно предусмотренных типов рекламных конструкций на территориях в указанных зонах. Установка рекламных конструкций иных типов не допускается.
В пункте 6.4 Правил предусмотрено, что решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято администрацией города Нижнего Новгорода исключительно по следующим основаниям:
- несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
- несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте генеральному плану города Нижнего Новгорода;
- нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Нижнего Новгорода, в том числе несоответствие схеме установки рекламных конструкций;
- нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
- нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
- нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
Решение об отказе в выдаче разрешения выдается Администрацией в письменном виде. При устранении оснований отказа в выдаче разрешения заявитель вправе повторно обратиться с заявлением о выдаче разрешения. Отказ в выдаче разрешения может быть обжалован в суде или арбитражном суде в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, приведенные положения обязывают суд первой инстанции при проверке законности и обоснованности решения органа местного самоуправления об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в первоочередном порядке проверить соответствие предполагаемой к размещению рекламной конструкции разрешенному типу, размеру и территориальному принципу размещения независимо от указанного в оспариваемом решении основания отказа.
Судом апелляционной инстанции установлено, что улица Родионова в городе Нижнем Новгороде относится к четвертой территориальной зоне (территории придорожных полос улиц и магистралей, проходящих через центральные общественно-деловые, коммерческие, общественные специализированные и жилые зоны), где допускается размещение рекламных конструкций малого формата: указатели с рекламными модулями; скамейки с рекламными модулями; сити-форматы; афишные стенды; тумбы; пиллары; сити-борды; рекламные конструкции сити-формата и среднего формата до 18 кв. м, конструктивно связанные с остановочными пунктами общественного транспорта; рекламные конструкции среднего формата - щиты 3 м x 4 м и 3 м x 6 м; уникальные нестандартные конструкции; крышные конструкции в виде отдельных букв и логотипов; брандмауэрные панно; медиа-фасады; флаговые композиции; штендеры.
Из материалов дела следует, что Общество планирует установить суперсайт размером 15 м x 5 м на земельном участке по адресу: город Нижний Новгород, улица Родионова, на территории частного земельного участка в слободе Подновье, 1.
Вместе с тем апелляционный суд обоснованно посчитал, что установка такого типа и размера рекламной конструкции в четвертой территориальной зоне не предусмотрена, что в соответствии с Правилами недопустимо и свидетельствует о нарушении внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Нижнего Новгорода.
При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что рекламная конструкция типа суперсайта размером 15 м x 5 м не может размещаться в предполагаемом месте, что является самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, предусмотренным как Законом о рекламе, так и Правилами, в связи с чем указанное органом местного самоуправления в оспариваемом решении основание отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции как "нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта", не нашедшее подтверждения в суде, уже не имеет правового значения.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение уполномоченного органа соответствует Закону о рекламе, Правилам установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Выводы апелляционного суда основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела и не противоречат им.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку; не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Нормы материального права суд апелляционной инстанции применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 по делу N А43-4757/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИТИ АУТДОР" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что Общество планирует установить суперсайт размером 15 м x 5 м на земельном участке по адресу: город Нижний Новгород, улица Родионова, на территории частного земельного участка в слободе Подновье, 1.
Вместе с тем апелляционный суд обоснованно посчитал, что установка такого типа и размера рекламной конструкции в четвертой территориальной зоне не предусмотрена, что в соответствии с Правилами недопустимо и свидетельствует о нарушении внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Нижнего Новгорода.
При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что рекламная конструкция типа суперсайта размером 15 м x 5 м не может размещаться в предполагаемом месте, что является самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, предусмотренным как Законом о рекламе, так и Правилами, в связи с чем указанное органом местного самоуправления в оспариваемом решении основание отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции как "нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта", не нашедшее подтверждения в суде, уже не имеет правового значения.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение уполномоченного органа соответствует Закону о рекламе, Правилам установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 января 2014 г. N Ф01-13015/13 по делу N А43-4757/2013