16 сентября 2013 г. |
А43-4757/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Рубис Е.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.05.2013
по делу N А43-4757/2013,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СИТИ АУТДОР" (603024, г. Нижний Новгород, ул. Невзоровых, д. 87, пом. 3; ИНН 5262270525, ОГРН 1115262019840) о признании незаконным решения администрации города Нижнего Новгорода от 27.12.2012,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "СИТИ АУТДОР" - Великжаниной Н.С. по доверенности от 15.11.2012 сроком действия один год;
администрации города Нижнего Новгорода - Лизуновой И.М. по доверенности от 10.07.2013 N 01-193/Д сроком действия до 31.12.2013,
и установил:
общества с ограниченной ответственностью "СИТИ АУТДОР" (далее - ООО "СИТИ АУТДОР", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения администрации города Нижнего Новгорода (далее - орган местного самоуправления) от 27.12.2012 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (суперсайт, размер 15,0 м х 5,0 м) по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Родионова, на территории частного земельного участка по слободе Подновье, 1. Одновременно заявитель просил обязать орган местного самоуправления выдать испрашиваемое разрешение.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 31.05.2013 заявленные Обществом требования удовлетворены. Признано незаконным решение администрации г.Нижнего Новгорода от 27.12.2012 об отказе в выдаче разрешения на установку обозначенной рекламной конструкции. В целях восстановления нарушенного права суд обязал орган местного самоуправления принять решение о выдаче Обществу разрешения на установку рекламной конструкции (суперсайт, размер 15,00-м х 5,00-м) по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Родионова, на территории частного земельного участка по слободе Подновье, 1, сроком на 5 лет. Одновременно суд взыскал с администрации г.Нижнего Новгорода в пользу ООО "СИТИ АУТДОР" судебные расходы в размере 2000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г.Нижнего Новгорода обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального права.
В апелляционной жалобе (с учетом дополнения) орган местного самоуправления указывает, что в данном случае размещение рекламной конструкции нарушит внешний архитектурный облик города Нижний Новгород, поскольку в той территориальное зоне, где предполагается установка рекламной конструкции, не предусмотрено расположение рекламных конструкций типа "суперсайт".
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "СИТИ АУТДОР" указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители администрации г.Нижнего Новгорода и ООО "СИТИ АУТДОР" поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено, что 31.10.2012 Коротков В.А. (владелец рекламного места) и ООО "СИТИ АУТДОР" (пользователь рекламного места) заключили договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 61, по условиям которого Обществу предоставлена возможность использовать и эксплуатировать земельный участок для размещения и эксплуатации наружной рекламной конструкции (суперсайт, размер 15,0 м х 5,0 м) по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Родионова, на территории частного земельного участка по слободе Подновье, 1.
08.11.2012 Общество обратилось в Департамент градостроительного развития и архитектуры администрации г.Нижнего Новгорода с заявлением о выдаче разрешения на установку вышеуказанной рекламной конструкции, приложив необходимый пакет документов.
27.12.2012 администрация г.Нижнего Новгорода приняла решение об отказе Обществу в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, ссылаясь на то, что ее установка приведет к нарушению требований пункта 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".
Полагая, что такое решение органа местного самоуправления является незаконным, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и исходил из того, что орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий:
-несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе", отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Постановлением Городской Думы г.Нижнего Новгорода от 23.11.2005 N 91 утвержден Устав города Нижнего Новгорода, в соответствии с подпунктом 38 пункта 1 статьи 8, подпунктом 10 пунктом 3 статьи 43 которого к вопросам местного значения города Нижнего Новгорода и к полномочиям администрации города относится выдача разрешений на размещение наружной рекламы на территории города и осуществление контроля размещения наружной рекламы территории города в установленном порядке.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте градостроительного развития и архитектуры администрации г.Нижнего Новгорода (далее - Положение), утвержденного постановлением администрации г.Нижнего Новгорода от 21.06.2011 N 2376, Департамент градостроительного развития и архитектуры образован в соответствии с законодательством Российской Федерации для обеспечения работы администрации города в области архитектуры, градостроительной деятельности.
Пунктом 1.2. Положения установлено, что Департамент архитектуры и градостроительства является структурным подразделением администрации города.
В силу пункта 3.4. Положения Департамент градостроительного развития и архитектуры обеспечивает реализацию полномочий администрации города Нижнего Новгорода в области градостроительной деятельности.
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
Статья 3 Закона о рекламе определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В статье 19 Закона о рекламе установлены требования к распространению наружной рекламы посредством использования рекламных конструкций.
Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В силу части 13 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
В соответствии с частью 14 статьи 19 Закона о рекламе решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа решения в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.
В соответствии с частью 15 статьи 19 Закона о рекламе, решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
- несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
- несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану;
- нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
- нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;
- нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
- нарушение требований, установленных частями 5.1-5.7 и 9.1. настоящей статьи.
Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 N 119 утверждены и вступили в действие 12.10.2012 Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде (далее - Правила), которые разработаны в целях осуществления контроля за сохранением историко-градостроительной среды, сохранением архитектурного облика сложившейся застройки города, упорядочения мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций, формирования принципов и условий, обеспечивающих равные права для всех участников отрасли наружной рекламы, эффективного использования имущества города Нижнего Новгорода в целях размещения наружной рекламы, установлены требования к территориальной установке и эксплуатации рекламных конструкций, условия использования имущества города для установки и эксплуатации рекламных конструкций, а также порядок осуществления контроля за соблюдением этих требований.
Правила устанавливают требования к территориальной установке и эксплуатации рекламных конструкций, условия использования имущества города для установки и эксплуатации рекламных конструкций, а также порядок осуществления контроля за соблюдением этих требований.
Соблюдение настоящих Правил обязательно для всех физических и юридических лиц независимо от формы собственности, а также для индивидуальных предпринимателей при установке и эксплуатации рекламных конструкций (пункт 1.1.3).
Согласно пункту 4.1 Правил рекламные конструкции, установленные на территории города Нижнего Новгорода, должны соответствовать внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города, не нарушать историко-градостроительную среду.
Пункт 4.2 Правил определяет, что на территории города Нижнего Новгорода разрешается размещение исключительно указанных в разделе 3 настоящих Правил типов и размеров рекламных конструкций. Размещение иных типов и размеров рекламных конструкций не допускается.
Рекламные конструкции, не соответствующие Перечню рекламных конструкций и установленные до принятия настоящих Правил, могут эксплуатироваться до окончания срока действия разрешения на установку рекламной конструкции либо до его аннулирования или признания недействительным по основаниям и в порядке, установленном Федеральным законом "О рекламе".
В силу пункта 4.5 Правил территориальные требования к размещению рекламной конструкции на территории города Нижнего Новгорода применяются вне зависимости от владельца рекламной конструкции или формы собственности недвижимого имущества, находящегося на территории города Нижнего Новгорода.
Рекламные конструкции, не соответствующие территориальным требованиям к размещению рекламных конструкций и установленные до принятия настоящих Правил, могут эксплуатироваться до окончания срока действия разрешения на установку рекламной конструкции либо до его аннулирования или признания недействительным по основаниям и в порядке, установленном Федеральным законом "О рекламе".
На территории города Нижнего Новгорода разрешается установка исключительно предусмотренных типов рекламных конструкций на территориях в указанных зонах. Установка рекламных конструкций иных типов не допускается.
Пункт 6.4 Правил предусматривает, что решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято администрацией города Нижнего Новгорода исключительно по следующим основаниям:
- несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
- несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте генеральному плану города Нижнего Новгорода;
- нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Нижнего Новгорода, в том числе несоответствие Схеме установки рекламных конструкций;
- нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
- нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
- нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
Решение об отказе в выдаче разрешения выдается администрацией города Нижнего Новгорода в письменном виде. При устранении оснований отказа в выдаче разрешения заявитель вправе повторно обратиться с заявлением о выдаче разрешения. Отказ в выдаче разрешения может быть обжалован в суде или арбитражном суде в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Вышеприведенные правоположения обязывают суд первой инстанции при проверке законности и обоснованности решения органа местного самоуправления об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в первоочередном порядке проверить соответствие предполагаемой к размещению рекламной конструкции разрешенному типу, размеру и территориальному принципу размещения независимо от указанного в оспариваемом решении основания отказа.
Установлено, что улица Родионова в г.Нижнем Новгороде относится к четвертой территориальной зоне (территории придорожных полос улиц и магистралей, проходящих через центральные общественно-деловые, коммерческие, общественные специализированные и жилые зоны), где допускается размещение рекламных конструкций малого формата: указатели с рекламными модулями; скамейки с рекламными модулями; сити-форматы; афишные стенды; тумбы; пиллары; сити-борды; рекламные конструкции сити-формата и среднего формата до 18 кв.м, конструктивно связанные с остановочными пунктами общественного транспорта; рекламные конструкции среднего формата - щиты 3-м х 4-м и 3-м х 6-м; уникальные нестандартные конструкции; крышные конструкции в виде отдельных букв и логотипов; брандмауэрные панно; медиа-фасады; флаговые композиции; штендеры.
Общество планирует установить суперсайт размером 15-м х 5-м на земельном участке по адресу: г.Нижний Новгород ул.Родионова, на территории частного земельного участка по слободе Подновье, 1.
Вместе с тем, установка такого типа и размера рекламной конструкции в четвертой территориальной зоне не предусмотрена, что в соответствии с Правилами недопустимо и свидетельствует о нарушении внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Нижнего Новгорода.
Установленное является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, предусмотренным как Законом о рекламе, так и настоящими Правилами.
При таких обстоятельствах указанное органом местного самоуправления в оспариваемом решении основание отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции как "нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта", действительно, не нашедшее своего подтверждения в суде, уже не имеет правового значения, поскольку установлено, что рекламная конструкция типа суперсайт размером 15-м х 5-м в принципе не может размещаться в предполагаемом месте.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение уполномоченного органа соответствует Закону о рекламе, Правилам установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация г.Нижнего Новгорода доказала законность и обоснованность своего решения.
Неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявления Общества.
По результатам рассмотрения дела в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины суд относит на заявителя по делу.
В силу статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.05.2013 по делу N А43-4757/2013 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "СИТИ АУТДОР" отказать в удовлетворении требования о признании незаконным решения администрации города Нижнего Новгорода от 27.12.2012.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Е.А. Рубис |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-4757/2013
Истец: ООО "СИТИ АУТДОР", ООО СИТИ АУТДОР г. Н.Новгород
Ответчик: Администрация города Нижнего Новгорода
Третье лицо: ООО "СИТИ АУТДОР", Администрация г. Нижнего Новгорода, Департамент градостроительного развития и архитектуры администрации г. Нижнего Новгорода