Нижний Новгород |
|
21 марта 2014 г. |
Дело N А11-733/2013 |
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Елисеевой Е.В., Синякиной Т.В.
при участии представителей
от истца: Галайда С.В. по доверенности от 01.03.2014 N 2, Антонова Н.Е. по доверенности от 01.03.2014 N 1,
от ответчика: Сиднихин Ю.Ю. по доверенности от 30.12.2013,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "ПромРЭС" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.07.2013, принятое судьей Беловым А.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013, принятое судьями Вечкановым А.И., Логиновой О.А., Соловьевой М.В., по делу N А11-733/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью "ПромРЭС" (ИНН: 3327323566, ОГРН: 1033301804370)
к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (ИНН: 5260200603, ОГРН: 1072138000296)
о взыскании задолженности
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "ПромРЭС" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - Компания) о взыскании 647 271 рубля задолженности за услуги по передаче электрической энергии на основании договора от 01.01.2008 N 0108-53 и 122 769 рублей 13 копеек пеней с 01.03.2010 по 11.12.2012.
Руководствуясь статьями 309, 310, пунктом 1 статьи 779, пунктом 2 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 3, пунктом 1 статьи 21, пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и пунктами 4, 13, подпунктом "б" пункта 14, пунктами 34 и 48 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), суд решением от 31.07.2013, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013, отказал в удовлетворении исковых требований.
Суды пришли к выводу о том, что расчеты за оказанные Обществом услуги должны производиться исходя из согласованной сторонами величины заявленной мощности в размере 4,9 МВт, которая была учтена регулирующим органом при установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 31.07.2013 и постановление от 21.11.2013 и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что суды обеих инстанций неправомерно отклонили его позицию о выборе Компанией величины заявленной мощности в спорном периоде в размере 5,5 МВт, которая указана в пункте 2.1 договора от 01.01.2008 N 0-108-53. Выводы судов о согласовании величины заявленной мощности конклюдентными действиями сторон не соответствуют пунктам 8.2 и 9.4 договора, предусматривающим, что изменения в договор вносятся путем подписания сторонами дополнительных соглашений. Акты об оказании услуг не могут являться документами, вносящими изменения в договор.
Компания в отзыве на кассационную жалобу просила оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области от 31.07.2013 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013 по делу N А11-733/2013 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах указанных в кассационной жалобе доводов.
Как следует из материалов дела, Компания (заказчик) и Общество (исполнитель) заключили договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 01.01.2008 N 0108-53, согласно которому исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии (мощности) от точек приема и до точек отпуска путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии (мощности) через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании), а заказчик - оплачивать эти услуги.
Передача электрической энергии (мощности) производится исполнителем в пределах заявленной мощности в точках приема, указанной в актах разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон (приложение N 1). Величина заявленной мощности исполнителя в точках приема, в пределах которой исполнитель принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, составляет 5,5 МВт.
В приложении N 3 к договору стороны согласовали плановые объемы передачи электрической энергии.
В январе - декабре 2010 года Общество оказало Компании услуги по передаче электрической энергии и выставило для оплаты счета-фактуры на сумму 5 827 521 рубль 43 копейки.
Стоимость оказанных услуг по передаче электрической энергии истец рассчитывал, исходя из величины заявленной мощности 4,9 МВт.
Посчитав, что Компания должна была рассчитываться за оказанные услуги по передаче электрической энергии исходя из величины указанной в договоре заявленной мощности 5,5 МВт, Общество обратилось в арбитражный суд с иском
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В соответствии со статьей 26 Закона об электроэнергетике оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик - оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статьи 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 34 Правил N 861, по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии.
Услуга предоставляется в пределах величины присоединенной (заявленной) мощности в соответствующей точке технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации.
Договор смежных сетевых организаций, помимо прочего, должен содержать такое существенное условие, как величина присоединенной (заявленной) мощности, в пределах которой соответствующая сторона обязуется обеспечивать передачу энергии в соответствующей точке присоединения (пункт 38 Правил N 861).
Заявленная мощность - это предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах (пункт 2 Правил N 861).
Процедура согласования величины заявленной мощности императивно не урегулирована, в связи с чем допускались различные варианты, позволяющие однозначно считать волю сторон согласованной. В случае отсутствия сведений о величине заявленной мощности, согласованной сторонами, допускалось применение величины мощности, учтенной регулирующим органом при установлении тарифов на услуги сетевой организации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.11.2011 N 3327/11).
Из раздела VIII Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, в редакции, действовавшей в спорный период, следует, что расчет тарифа на услуги по передаче электроэнергии определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии. В основу расчета тарифа положен суммарный расчетный объем необходимой валовой выручки, обеспечивающей компенсацию экономически обоснованных расходов на осуществление деятельности по передаче электроэнергии.
Таким образом, применение в расчетах за услуги по передаче электрической энергии значения присоединенной (заявленной) мощности обусловлено обязанностью сетевой компании исходя из предъявляемых к ее деятельности требований обеспечить потребителю потенциальную возможность использования всей величины заявленной мощности в любой момент в течение срока действия договора.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Владимирской области утверждены постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 24.12.2009 N 41/2. Индивидуальный тариф для расчетов Общества и Компании установлен исходя из величины заявленной мощности в размере 4,9 МВт.
Суды установили, что Общество направляло Компании акты оказанных услуг, указывая в них величину заявленной мощности, равную 4,9 МВт. Акты подписаны Компанией. Расчеты за оказанные услуги стороны производили в 2010 году, исходя из заявленной мощности 4,9 МВт.
При этих обстоятельствах вывод судов о том, что стороны конклюдентными действиями согласовали величину заявленной мощности в спорном периоде в размере 4,9 МВт, не противоречит имеющимся в деле доказательствам, оцененным судами по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В материалах дела (том 1, лист 208) имеется дополнительное соглашение от 24.12.2008 N 11254ДС, в котором указана величина заявленной мощности в размере 4,9 МВт. Стороны в заседании суда округа пояснили, что данное дополнительное соглашение Компания направляла Обществу, однако последнее не подписало соглашение. Несмотря на неподписание Обществом указанного соглашения, расчеты проводились сторонами с использованием величины заявленной мощности 4,9 МВт.
Таким образом, у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.07.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013 по делу N А11-733/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПромРЭС" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Процедура согласования величины заявленной мощности императивно не урегулирована, в связи с чем допускались различные варианты, позволяющие однозначно считать волю сторон согласованной. В случае отсутствия сведений о величине заявленной мощности, согласованной сторонами, допускалось применение величины мощности, учтенной регулирующим органом при установлении тарифов на услуги сетевой организации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.11.2011 N 3327/11).
Из раздела VIII Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, в редакции, действовавшей в спорный период, следует, что расчет тарифа на услуги по передаче электроэнергии определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии. В основу расчета тарифа положен суммарный расчетный объем необходимой валовой выручки, обеспечивающей компенсацию экономически обоснованных расходов на осуществление деятельности по передаче электроэнергии."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 марта 2014 г. N Ф01-740/14 по делу N А11-733/2013