Нижний Новгород |
|
31 марта 2014 г. |
Дело N А28-7426/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от заявителя: Юрловой Л.В., доверенность от 01.12.2013,
от заинтересованного лица: Стародубовой Е.П., доверенность от 09.01.2014 N 02-16/00059,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельхозтехника" на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.07.2013, принятое судьей Агалаковой Н.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013, принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Караваевой А.В., по делу N А28-7426/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельхозтехника" (ИНН: 4309005749, ОГРН: 1084312000871) в лице председателя ликвидационной комиссии Вахрушева Александра Васильевича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Кировской области
о признании незаконным решения от 25.07.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией, признании незаконными действий
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Сельхозтехника" (далее - ООО "Сельхозтехника", Общество) в лице председателя ликвидационной комиссии Вахрушева Александра Васильевича обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Кировской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 25.07.2012 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией Общества.
Также Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Инспекции, выразившихся в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса от 12.01.2012, и обязании внести данную запись.
Названные заявления приняты к производству арбитражным судом, по ним возбуждены производства по делам N А28-7426/2012 и А28-9768/2012.
Определением суда от 06.11.2012 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела N А28-7426/2012 и А28-9768/2012 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения по делу N А28-7426/2012.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 19.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, при осуществлении процедуры государственной регистрации при ликвидации юридического лица регистрирующим органом нарушены требования статей 8, 9, 21, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Налоговый орган неправомерно оставил без рассмотрения уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15003. В судебных актах отсутствует правовое основание, которое предоставляет регистрирующему органу право не вносить в ЕГРЮЛ запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса и запись о ликвидации. Задолженность, на которую ссылается Инспекция, не установлена и не подтверждена, исследованные судами обстоятельства не подтверждают факт наличия кредиторской задолженности. Свое право на взыскание задолженности и ее размер Инспекция должна доказать в соответствии со статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этой связи наличие кредиторской задолженности перед налоговым органом нельзя признать основанием для отказа во внесении соответствующих регистрационных записей. Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с доводами, изложенными в ней, просила оставить принятые судебные акты без изменения.
Представители лиц, участвующих в деле, поддержали в судебном заседании доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представители Общества и Инспекции участвовали в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Кировской области.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Сельхозтехника" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись за основным государственным регистрационным номером 108432000871.
28.09.2011 на собрании участников Общества принято решение о его ликвидации, избрана ликвидационная комиссия.
29.09.2011 при участии представителей ООО "Сельхозтехника" руководителем Инспекции рассмотрены материалы проведенной в отношении Общества выездной налоговой проверки. По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 07.09.2011 N 12-23/653 Инспекцией 29.09.2011 принято решение N 12-23/713 о привлечении ООО "Сельхозтехника" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением установлено наличие у Общества задолженности по уплате налогов в общей сумме 2 328 800 рублей 80 копеек, заявителю начислены штрафы в общей сумме 583 200 рублей 19 копеек, пени в размере 291 793 рублей 26 копеек.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области от 21.11.2011 решение Инспекции отменено в части привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2009 год в виде штрафа в размере 450 рублей.
06.10.2011 Инспекцией в ЕГРЮЛ внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии.
02.11.2011 объявление о нахождении Общества в стадии ликвидации и сроке предъявления требований кредиторов (2 месяца с момента опубликования) опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 43.
12.01.2012 собранием участников ООО "Сельхозтехника" принято решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, согласно которому по состоянию на 12.01.2012 кредиторская задолженность по налогам перед бюджетом у Общества отсутствует. 16.01.2012 собранием участников Общества утвержден ликвидационный баланс, согласно которому по состоянию на 16.01.2012 кредиторская задолженность по налогам перед бюджетом у Общества отсутствует.
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15003 с приложением документов и заявление председателя ликвидационной комиссии Вахрушева А.В. о ликвидации Общества по форме Р16001 с приложением документов направлены в регистрирующий орган 11.07.2012.
Уведомлением от 24.07.2012 Инспекция сообщила заявителю об оставлении полученных документов для внесения сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса без рассмотрения, так как уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса подписано неуполномоченным лицом, промежуточный ликвидационный баланс не содержит суммы кредиторской задолженности перед бюджетом.
Решением Инспекции от 25.07.2012 Обществу отказано во внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" по причине непредставления необходимых для государственной регистрации документов, определенных частью 1 статьи 21 названного Закона.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Кировской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования, руководствуясь статьями 1, 2, 4, 11, 21, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статьями 61, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд, установив, наличие непогашенной кредиторской задолженности у Общества в период осуществления ликвидационных процедур, пришел к выводам, что ликвидация юридического лица не могла быть завершена, Инспекция правомерно отказала в регистрации ликвидации Общества и внесении в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Порядок ликвидации юридических лиц определен в статьях 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидатор принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Пунктом 4 статьи 22 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган помимо прочих документов представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Нормы действующего законодательства не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствия у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию требованиям, установленным нормативными актами. В то же время необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям, установленным нормативными актами; сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Статьей 23 Закона N 129-ФЗ установлено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
По смыслу положений пункта 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган в рамках проверки формы и содержания заявления о государственной регистрации проверяет сведения, указанные в данном заявлении.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что представленные Обществом документы (заявление о ликвидации (по решению учредителей или иного органа) по форме Р16001, документ об уплате государственной пошлины, промежуточный ликвидационный баланс, составленный по состоянию на 12.01.2012, ликвидационный баланс) не содержат сведений о кредиторской задолженности Общества по налогам перед бюджетом.
На основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств суды установили, что у Общества имеется задолженность по налогам и сборам в сумме 2 328 800 рублей, образовавшаяся с 2009 по 2011 год.
Поскольку факт наличия кредиторской задолженности Общества по налогам и сборам перед бюджетом на момент обращения в Инспекцию подтверждается материалами дела и Обществом не опровергнут, суды пришли к правильному выводу о том, что представленный одновременно с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности Общества в связи с его ликвидацией ликвидационный баланс по своему содержанию не соответствовал требованиям статьи 63 ГК РФ.
Установление несоответствия представленных документов по содержанию требованиям нормативных документов, недостоверности сведений относительно соблюдения порядка ликвидации юридического лица, завершения расчетов с кредиторами фактически означает незаполненность соответствующих граф заявления, непредставление ликвидационного баланса, что в свою очередь лишает поданный заявителем документ статуса заявления о государственной регистрации, а приложенные к нему документы нельзя признать представленными.
Таким образом, суды, установив, наличие непогашенной задолженности у Общества в период осуществления ликвидационных процедур, пришли к правильным выводам, что ликвидация юридического лица не могла быть завершена, Инспекция правомерно отказала в регистрации ликвидации Общества и внесении в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении его требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку исследованных судами обеих инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе относится на заявителя и в связи с предоставлением отсрочки подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 19.07.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 по делу N А28-7426/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельхозтехника" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сельхозтехника" в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям, установленным нормативными актами; сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
...
Статьей 23 Закона N 129-ФЗ установлено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
По смыслу положений пункта 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган в рамках проверки формы и содержания заявления о государственной регистрации проверяет сведения, указанные в данном заявлении.
...
Поскольку факт наличия кредиторской задолженности Общества по налогам и сборам перед бюджетом на момент обращения в Инспекцию подтверждается материалами дела и Обществом не опровергнут, суды пришли к правильному выводу о том, что представленный одновременно с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности Общества в связи с его ликвидацией ликвидационный баланс по своему содержанию не соответствовал требованиям статьи 63 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 марта 2014 г. N Ф01-520/14 по делу N А28-7426/2012