Нижний Новгород |
|
29 октября 2014 г. |
Дело N А79-1838/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27.10.2014.
Полный текст постановления изготовлен 29.10.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Николаева В.Ю., Павлова В.Ю.
при участии представителей
от истца: Царевой Е.Е. (доверенность от 09.12.2013 N НЧХП/1701),
от ответчика: Новинской Е.И. (доверенность от 24.06.2014 N 35),
от третьего лица - администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики: Меняйловой А.Н. (доверенность от 08.05.2014 N 663)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике и администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.06.2014, принятое судьей Юрусовой Н.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014, принятое судьями Богуновой Е.А., Вечкановым А.И., Малышкиной Е.Л., по делу N А79-1838/2014
по иску открытого акционерного общества "Химпром" (ИНН: 2124009521, ОГРН: 1022100910226)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике (ИНН: 2128034127, ОГРН: 1022101147265)
об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости и о понуждении внести изменения в государственный кадастр недвижимости,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике и администрация города Новочебоксарск Чувашской Республики,
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Химпром" (далее - ОАО "Химпром", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике (далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости следующих земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2013:
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011004:366 в размере 3 018 828 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:000000:36899 в размере 13 886 565 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:000000:36900 в размере 41 164 618 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:000000:36901 в размере 355 750 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:000000:36902, в размере 114 403 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:010407:158 в размере 972 424 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:265 в размере 720 677 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:266 в размере 582 109 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:272 в размере 889 528 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:273 в размере 299 772 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:274 в размере 1 493 049 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:282 в размере 10 511 903 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:283 в размере 19 979 550 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:286 в размере 13 214 994 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:288 в размере 8 669 221 рубля;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:289 в размере 14 968 116 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:290 в размере 7 539 081 рубля;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:291 в размере 5 941 442 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:292 в размере 3 390 682 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:293 в размере 11 440 861 рубля;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:294 в размере 23 501 552 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:295 в размере 24 929 264 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:296 в размере 34 317 593 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:297 в размере 5 927 522 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:298 в размере 37 350 822 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:300 в размере 22 738 583 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:301 в размере 9 254 120 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:302 в размере 11 698 248 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:303 в размере 17 014 082 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:304 в размере 3 853 191 рубля;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:305 в размере 2 666 847 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:306 в размере 24 896 434 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:310 в размере 23 243 377 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:311 в размере 4 824 959 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:312 в размере 8 203 298 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:313 в размере 23 119 149 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:314 в размере 8 853 594 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:315 в размере 8 528 446 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:316 в размере 12 588 073 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:317 в размере 10 987 544 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:318 в размере 21 115 993 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:319 в размере 3 782 016 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:320 в размере 9 591 613 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:321 в размере 13 555 638 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:322 в размере 4 485 891 рубля;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:323 в размере 13 275 401 рубля;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:324 в размере 11 310 066 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:325 в размере 7 248 339 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:326 в размере 20 587 562 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:327 в размере 10 357 208 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:328 в размере 8 751 165 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:329 в размере 25 592 167 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:330 в размере 8 339 608 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:331 в размере 12 265 025 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:332 в размере 8 648 473 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:333 в размере 7 633 369 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:334 в размере 8 355 104 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:335 в размере 16 654 790 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:336 в размере 6 894 825 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:337 в размере 30 861 776 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:339 в размере 5 292 984 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:348 в размере 71 309 124 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:421 в размере 14 932 922 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:422 в размере 73 108 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:423 в размере 18 059 652 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:425 в размере 14 667 656 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:426 в размере 454 247 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:428 в размере 39 637 629 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:429 в размере 45 272 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:430 в размере 9 688 002 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:431 в размере 557 637 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:432 в размере 484 836 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:433 в размере 167 934 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:434 в размере 3 446 887 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:435 в размере 4 051 222 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:437 в размере 287 842 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:438 в размере 400 716 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:439 в размере 1 480 202 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:441 в размере 16 847 305 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:494 в размере 257 720 490 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 21:02:011001:512 в размере 3 298 496 рублей,
а также о понуждении внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Исковые требования основаны на статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что установленная в сведениях государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что влечет нарушение прав Общества как собственника участков по уплате земельного налога в большем размере.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление), Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (далее - Министерство) и администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - Администрация).
Сославшись на статьи 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации и разъяснения, данные в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 05.06.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.08.2014, удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с данными судебными актами, Кадастровая палата и Администрация обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
По мнению Кадастровой палаты, она является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделена полномочиями по массовой государственной оценке земель и по установлению их кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости; заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора путем обращения в комиссию по рассмотрению споров по установлению новой кадастровой стоимости земельного участка при Росреестре.
Администрация указывает на необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "Оценка и Консалтинг" и НН СРО "Деловой союз оценщиков" и судом апелляционной инстанции ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы, поскольку представленный истцом в обоснование заявленных требований истцом отчет от 14.01.2014 N 47-12-13 не отражает реальной рыночной стоимости земельных участков.
В отзывах на кассационные жалобы Министерство просило удовлетворить требования жалоб, ОАО "Химпром" указало на ошибочность аргументов, изложенных в жалобе.
Окружной суд удовлетворил ходатайство Управления о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
В судебном заседании, проведенном в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии, представители Кадастровой палаты и Администрации поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах; истец просил оставить обжалованные судебные акты без изменения.
Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечило явку представителя в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к доводам кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационных жалоб и отзывов на них и заслушав полномочных представителей участвующих в деле лиц, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, ОАО "Химпром" является собственником 81-го спорного земельного участка, расположенного по адресу: Чувашская Республика, город Новочебоксарск, улица Промышленная, дом N 101.
Кадастровая стоимость участков определена по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.09.2013 N 396.
Посчитав, что кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, Общество обратилось к независимому оценщику (обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Омега") для определения рыночной стоимости спорных земельных участков.
Значительная разница между кадастровой и рыночной стоимостью земельных участков, установленной в отчете об оценке от 14.01.2014 N 4712-13, послужила основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлены правила оценки земли, в соответствии с которыми оценка может осуществляться либо по правилам государственной кадастровой оценки земель, либо путем определения ее рыночной стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц (статья 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ).
Несмотря на наличие в указанной норме возможности оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в комиссии, обязательный претензионный или иной досудебный порядок урегулирования подобных споров действующим законодательством на момент подачи настоящего иска не был предусмотрен, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно принял заявленные требования к производству для рассмотрения по существу.
Как следует из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, нарушенные права лица, несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
В силу статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" указанные полномочия возложены на учреждение "Федеральная кадастровая палата".
На основании изложенного суды обеих инстанций пришли к верному выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему иску является Кадастровая палата, и, установив доказанную истцом на дату определения действующей на момент разрешения спора по существу кадастровой оценки земель рыночную стоимость земельных участков в качестве их кадастровой стоимости, правомерно возложили на ответчика обязанность по внесению в Государственный кадастр недвижимости новых сведений о земельных участках.
Ссылка Администрации на необоснованный отказ судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле общества с ограниченной ответственностью "Оценка и Консалтинг" и НН СРО "Деловой союз оценщиков", признается судом округа несостоятельным, поскольку в данном случае решение суда не затрагивает права и обязанности этих лиц.
Суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении ходатайства Администрации о назначении по делу судебной экспертизы, поскольку признал причины несовершения ею данного процессуального действия в суде первой инстанции неуважительными.
В силу изложенного окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационных жалобах доводам.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационным жалобам Кадастровой палаты и Администрации не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.06.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу N А79-1838/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике и администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
В.Ю. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, нарушенные права лица, несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
В силу статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" указанные полномочия возложены на учреждение "Федеральная кадастровая палата"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 октября 2014 г. N Ф01-4379/14 по делу N А79-1838/2014