Нижний Новгород |
|
22 мая 2014 г. |
Дело N А28-11233/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.05.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от заявителя - департамента муниципальной собственности администрации города Кирова: Багина Д.Г. (доверенность от 28.12.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области на решение Арбитражного суда от Кировской области от 14.11.2013, принятое Волковой С.С., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.02.2014, принятое судьями Ившиной Г.Г., Караваевой А.В., Кононовым П.И., по делу N А28-11233/2013
по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости УКС АВИТЕК" (ИНН: 4345161045, ОГРН: 1074345000377) и департамента муниципальной с обственности администрации города Кирова (ИНН: 4348010693, ОГРН: 1034316546978)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (ИНН: 4347021540, ОГРН: 1034316517652)
о признании недействительным решения (в части)
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости УКС АВИТЕК" (далее - ООО "Агентство недвижимости УКС АВИТЕК", Общество) и департамент муниципальной собственности администрации города Кирова (далее - Департамент) обратились в Арбитражный суд Кировской области с заявлениями о признании незаконным пункта 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 23.07.2013 N 45/03-13.
Решением суда от 14.11.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.02.2014 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы процессуального права и неверно оценили фактические обстоятельства дела. Управление указывает, что судебные акты, вынесенные по делу N А28-5572/2012, не содержат выводов о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях Департамента и Общества, рассматриваемых в настоящем деле, данные акты не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, поэтому ссылка судов на них неправомерна.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Департамент в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Общество и Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации города Кирова от 11.02.2008 N 617-П потребительскому кооперативу ЖСК "УКС АВИТЕК" предварительно согласовано место размещения объекта (общественного здания многофункционального назначения) на земельном участке N У0020-061 (43:40:000020:А). Указанным постановлением определены следующие характеристики участка: местоположение - ул. Жуковского, 6; площадь - 6663 квадратных метра; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - размещение объектов, предусмотренных в зоне застройки многоэтажными жилыми домами; фактическое использование (вид разрешенного использования) - общественное здание многофункционального назначения.
Распоряжением заместителя главы администрации города Кирова от 10.06.2008 N 588-зр "О предоставлении ПК ЖСК "УКС АВИТЕК" земельного участка N 43:40:000020:0087 в аренду для строительства объекта (общественное здание многофункционального назначения) по ул. Жуковского, 6, Октябрьского района города Кирова" потребительскому кооперативу ЖСК "УКС АВИТЕК" в соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 43:40:000020:0087 для строительства объекта. Указанным распоряжением установлены характеристики земельного участка с кадастровым номером 43:40:000020:0087, аналогичные характеристикам, указанным в постановлении от 11.02.2008 N 617-П.
Распоряжением заместителя главы администрации города Кирова от 04.10.2010 N 2056-зр "О внесении изменений в распоряжение заместителя главы администрации города Кирова от 10.06.2008 N 588-зр" в заголовке к тексту распоряжения, пункте 1, пункте 3 слова "43:40:000020:0087" заменены словами "43:40:000020:105", в абзаце 4 пункта 1 слова "6663 кв. м" заменены словами "6548 кв. м".
Управление (комитет) по делам муниципальной собственности города Кирова и потребительский кооператив ЖСК "УКС АВИТЕК" заключили договор от 05.10.2010 N 61599 аренды земельного участка с кадастровым номером 43:40:000020:105. В соответствии с пунктом 1.3 указанного договора аренды земельный участок предоставляется для размещения общественного здания многофункционального назначения (строительство).
Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.11.2010 за номером 43-43-01/579/2010-111.
Потребительский кооператив ЖСК "УКС АВИТЕК" и ООО "Агентство недвижимости УКС АВИТЕК" заключили договор купли-продажи недвижимого имущества от 15.11.2010 N 15/11-1. На основании данного договора 03.12.2010 за ООО "Агентство недвижимости УКС АВИТЕК" зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства - общественное здание многофункционального назначения незавершенного строительством, назначение: нежилое, 3-этажный, степень готовности 4%, по ул. Жуковского, д. 6 в городе Кирове, с кадастровым номером 43:40:000020:105:8206/01/А.
ЖСК "УКС АВИТЕК", ООО "Агентство недвижимости УКС АВИТЕК" и управление (комитет) по делам муниципальной собственности города Кирова заключили договор от 28.09.2011 передачи прав по договору N 61599 аренды земельного участка от 05.10.2010, по которому права и обязанности арендатора перешли к ООО "Агентство недвижимости УКС АВИТЕК". Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.10.2011 за номером 43-43-01/520/2011-776.
Заместитель главы администрации города Кирова издал распоряжение от 02.03.2011 N 456-зр "О земельном участке с кадастровым номером 43:40:000020:105 по адресу: г. Киров, ул. Жуковского, д. 6, Октябрьского района города Кирова", в соответствии с пунктом 1 которого для земельного участка с кадастровым номером 43:40:000020:105 подтвержден основной вид разрешенного использования - размещение многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой. В соответствии с пунктом 2 распоряжения от 02.03.2011 управлению (комитету) по делам муниципальной собственности города Кирова поручено внести изменения в договор аренды земельного участка с кадастровым номером 43:40:000020:105 в соответствии с пунктом 1 распоряжения.
На основании распоряжения первого заместителя главы администрации города Кирова 18.08.2011 N 216-пзр в распоряжение заместителя главы администрации города Кирова от 02.03.2011 N 456-зр внесены изменения, в частности: в пункте 1 распоряжения от 02.03.2011 слова "основной вид разрешенного использования земельного участка - размещение многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой" заменены словами "возможность выбора из основных видов разрешенного использования - размещение многоквартирного секционного жилого здания со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения, в том числе встроенно-пристроенными автостоянками"; пунктом 2 исключены пункты 2 и 3 из распоряжения от 02.03.2011 N 456-зр.
Управление (комитет) по делам муниципальной собственности города Кирова и ООО "Агентство недвижимости УКС АВИТЕК" подписали соглашение от 25.10.2011 о внесении изменений в договор аренды земельного участка с кадастровым номером 43:40:000020:105, рег. N 43-43-01/579/2010-111, от 08.11.2010, в соответствии с которым с 06.10.2011 разрешенное использование изменено на "размещение многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой", а пункт 1.3 договора аренды изложен в следующей редакции: "1.3. Данный земельный участок предоставляется для строительства многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой".
ООО "Агентство недвижимости УКС АВИТЕК" 24.04.2012 обратилось в Управление Росреестра за государственной регистрацией соглашения от 25.10.2011 о внесении изменений в договор аренды земельного участка (рег. N 43-43-01/579/2010-111 от 08.11.2010).
Решением от 21.05.2012 N 01/334/2012-725 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации соглашения от 25.10.2011 о внесении изменений в договор аренды земельного участка со ссылкой на пункты 1, 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Комиссия Управления приняла решение 02.05.2012 по делу N 29/03-12, возбужденному по признакам нарушения администрацией города Кирова части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с изданием распоряжения от 02.03.2011 N 456-зр "О земельном участке с кадастровым номером 43:40:000020:105 по адресу: г. Киров, ул. Жуковского, д. 6, Октябрьского района города Кирова", а также по признакам нарушения Управлением (комитетом) по делам муниципальной собственности города Кирова и ООО "Агентство недвижимости УКС АВИТЕК" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в связи с подписанием соглашения от 25.10.2011 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 05.10.2010 к договору аренды рег. N 43-43-01/579/2010-111 от 08.11.2010. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении управления (комитета) по делам муниципальной собственности города Кирова и ООО "Агентство недвижимости УКС АВИТЕК" было прекращено в связи с отсутствием в их действиях нарушения требований антимонопольного законодательства, поскольку, как следует из уведомления Управления Росреестра по Кировской области от 24.02.2012 N 01/592/2011-675, государственная регистрация дополнительного соглашения и иных представленных документов на земельный участок с кадастровым номером 43:40:000020:105 прекращена 24.02.2012; ввиду того, что соглашение от 25.10.2011 считается незаключенным, оно не может являться основанием для возникновения прав и обязанностей и изменения цели аренды земельного участка.
ООО "Агентство недвижимости УКС АВИТЕК" 15.06.2012 обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области об отказе в государственной регистрации соглашения от 25.10.2011 о внесении изменений в договор аренды, рег. N 43-43-01/579/2010-111, от 08.11.2010 земельного участка с кадастровым номером 43:40:000020:105.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 29.08.2012 по делу N А28-5572/2012 решение Управления Росреестра от 21.05.2012 N 01/334/2012-725 об отказе в государственной регистрации соглашения от 25.10.2011 о внесении изменений в договор земельного участка с кадастровым номером 43:40:000020:105 признано недействительным, на Управление Росреестра возложена обязанность осуществить государственную регистрацию соглашения от 25.10.2011 в течение месяца с момента вступления судебного акта в законную силу. Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012 решение Арбитражного суда Кировской области от 29.08.2012 по делу N А28-5572/2012 оставлено без изменения.
Антимонопольный орган 04.02.2013 сделал запрос в Управление Росреестра о регистрации указанного соглашения.
Письмом от 12.02.2013 N 07-1212 Управление Росреестра сообщило, что государственная регистрация соглашения была осуществлена 14.12.2012.
Приказом руководителя Управления от 17.04.2013 N 121 в связи с обнаружением в поступившей информации признаков несоблюдения антимонопольного законодательства было возбуждено дело N 45/03-13 по признакам нарушения управлением (комитетом) по делам муниципальной собственности города Кирова и ООО "Агентство недвижимости УКС АВИТЕК" статьи 16 Закона о защите конкуренции в связи с заключением соглашения от 25.10.2011 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 05.10.2010 к договору аренды от 08.11.2010, рег. N 43-43-01/579/2010-111.
В ходе рассмотрения данного дела комиссия Управления пришла к выводу о том, что в связи с заключением соглашения от 25.10.2011 ООО "Агентство недвижимости УКС АВИТЕК" получило возможность осуществления жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 43:40:000020:105 без необходимости участия в торгах для получения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для целей жилищного строительства.
По результатам рассмотрения дела N 45/03-13 комиссия Управления приняла решение от 16.07.2013 (в полном объеме изготовлено 23.07.2013), в пункте 1 которого заключение Департаментом и ООО "Агентство недвижимости УКС АВИТЕК" соглашения от 25.10.2011 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 08.11.2010 регистрационный номер 43-43-01/579/2010-111 признано нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку данным соглашением, по мнению антимонопольного органа, были созданы необоснованные и незаконные преимущества и дискриминационные условия, при которых ООО "Агентство недвижимости УКС АВИТЕК" было поставлено в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления жилищного строительства на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, нежели другие хозяйствующие субъекты, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Департамент и Общество не согласились с пунктом 1 решения антимонопольного органа и обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Руководствуясь частью 1 статьи 16, частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 7, 17 статьи 4, статьями 16, 48 Закона о защите конкуренции, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принятое антимонопольным органом решение ( части оспариваемого пункта) не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителей, и удовлетворил заявленные требования.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются только такие соглашения, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган усмотрел в заключении Департаментом и ООО "Агентство недвижимости УКС АВИТЕК" соглашения от 25.10.2011 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 08.11.2010, регистрационный номер 43-43-01/579/2010-111, поскольку в результате этого в нарушение статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации Общество получило возможность осуществления жилищного строительства на земельном участке без необходимости участия в торгах для получения права на земельный участок, находящийся в публичной собственности, для целей жилищного строительства.
Вместе с тем суды установили и материалами дела подтверждается, что по факту заключения между управлением (комитетом) по делам муниципальной собственности города Кирова и ООО "Агентство недвижимости УКС АВИТЕК" соглашения от 25.10.2011 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 08.11.2010 Управление возбудило дело N 29-03-12 по признакам нарушения антимонопольного законодательства, производство по которому решением Управления от 02.05.2012 было прекращено в связи с тем, что названное соглашение не прошло процедуру государственной регистрации и признано незаключенным. Все действия сторон соглашения, в частности переписка Общества с администрацией города Кирова, непосредственно подписание соглашения от 25.10.2011, были признаны не образующими состава какого-либо нарушения антимонопольного законодательства.
Арбитражный суд Кировской области, рассмотрев в рамках дела N А28-5572/2012 требование ООО "Агентство недвижимости УКС АВИТЕК" о признании недействительным решения Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации соглашения от 25.10.2011 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 08.11.2010, удовлетворил заявление Общества и обязал Управление Росреестра осуществить государственную регистрацию данного соглашения. Решение арбитражного суда по названному делу было предметом обжалования в суде апелляционной инстанции, вступило в законную силу; во исполнение требования суда Управление Росреестра 14.12.2012 осуществило государственную регистрацию соглашения от 25.10.2011.
При этом с момента совершения указанных действий по подготовке и подписанию данного соглашения, которые, как было отмечено, признаны не образующими нарушения Закона о защите конкуренции, какие-либо действия (соглашения), которые могли бы привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, заявителями не совершались. Иное Управлением не вменено и не доказано. Государственная регистрация соглашения, которое признано антимонопольным органом влекущим негативные последствия для конкуренции, осуществлена Управлением Росреестра на основании вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу судебные постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решение Управления Росреестра, признанное недействительным решением Арбитражного суда Кировской области по делу N А28-5572/2012, было принято Управлением Росреестра со ссылкой на пункты 1, 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В решении Арбитражного суда Кировской области и постановлении Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А28-5572/2012 установлено, что при заключении соглашения от 25.10.2011 стороны не нарушили требований статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суды обоснованно указали, что обязательность судебного акта означает, что все субъекты права обязаны учитывать в своей деятельности решение арбитражного суда, выраженное в судебном акте, поэтому антимонопольный орган не вправе был игнорировать выводы вступившего в законную силу решения суда относительно отсутствия нарушения требований статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации вследствие заключения сторонами соглашения от 25.10.2011, ссылаясь на то, что он не участвовал в соответствующем судебном процессе.
Поскольку проведение государственной регистрации соглашения от 25.10.2011 о внесении изменений в договор аренды земельного участка регистрационный номер 43-43-01/579/2010-111 от 08.11.2010 было осуществлено не Обществом или Департаментом, а Управлением Росреестра, при этом выполнение указанного действия являлось обязательным для данного органа в силу наличия вступившего в законную силу судебного акта, при этом действия заявителей, предшествовавшие обращению ООО "Агентство недвижимости УКС АВИТЕК" за государственной регистрацией соглашения от 25.10.2011 и последующему отказу Управления Росреестра, ставшему предметом обжалования в арбитражном суде, были признаны Управлением в рамках рассмотрения дела N 29-03-12 не нарушающими требования антимонопольного законодательства, а иные фактические обстоятельства, подтверждающие нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции Управлением установлены не были, решение Управления от 23.07.2013 N 45-03-13 в части пункта 1 обоснованно признано судами незаконным.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Ввиду отсутствия в рассмотренных конкретных обстоятельствах признаков, свидетельствующих о несоблюдении заявителями требований действующего законодательства, антимонопольный орган не имел оснований для принятия соответствующего решения.
Признание Общества и Департамента нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции без наличия на то законных оснований, безусловно, свидетельствует о нарушении прав данных лиц в осуществляемой ими сфере деятельности.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные Обществом и Департаментом требования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены окружным судом и отклоняются, как основанные на неправильном толковании обстоятельств дела и норм права.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 14.11.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.02.2014 по делу N А28-11233/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку проведение государственной регистрации соглашения от 25.10.2011 о внесении изменений в договор аренды земельного участка регистрационный номер 43-43-01/579/2010-111 от 08.11.2010 было осуществлено не Обществом или Департаментом, а Управлением Росреестра, при этом выполнение указанного действия являлось обязательным для данного органа в силу наличия вступившего в законную силу судебного акта, при этом действия заявителей, предшествовавшие обращению ООО "Агентство недвижимости УКС АВИТЕК" за государственной регистрацией соглашения от 25.10.2011 и последующему отказу Управления Росреестра, ставшему предметом обжалования в арбитражном суде, были признаны Управлением в рамках рассмотрения дела N 29-03-12 не нарушающими требования антимонопольного законодательства, а иные фактические обстоятельства, подтверждающие нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции Управлением установлены не были, решение Управления от 23.07.2013 N 45-03-13 в части пункта 1 обоснованно признано судами незаконным.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
...
Признание Общества и Департамента нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции без наличия на то законных оснований, безусловно, свидетельствует о нарушении прав данных лиц в осуществляемой ими сфере деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 мая 2014 г. N Ф01-1562/14 по делу N А28-11233/2013