Нижний Новгород |
|
26 мая 2014 г. |
Дело N А39-3696/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.05.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
при участии представителя
от заявителя: Дубининой Е.Н. (доверенность от 15.10.2013 N ДЮ-143/13)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ювелирный дом "Кристалл" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.11.2013, принятое судьей Ситниковой В.И., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А., по делу N А39-3696/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ювелирный дом "Кристалл" (ИНН: 4824030956, ОГРН: 1044800168379)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия
о признании недействительным предписания
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Ювелирный дом "Кристалл" (далее - ООО "Ювелирный дом "Кристалл", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия (далее - Управление Роспотребнадзора, надзорный орган) от 28.06.2013 N 90.
Решением суда от 14.11.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 решение оставлено без изменения.
ООО "Ювелирный дом "Кристалл" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Общество считает, что выполнило требование Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) и предоставило потребителю информацию о цене изделия за один грамм в порядке, установленном законом.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Управление Роспотребнадзора в отзыве отклонило доводы жалобы; заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
В соответствии с частью 1 статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Липецкой области.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя от 21.06.2013 N 624 уполномоченные лица Управления Роспотребнадзора осуществили с 25.06.2013 по 28.06.2013 внеплановую выездную проверку в отношении ООО "Ювелирный дом "Кристалл", реализующего ювелирные изделия из драгоценных металлов в магазине "Кристалл", расположенном по адресу: г. Саранск, ул. Большевистская, д. 94.
Результаты проверки отражены в акте от 28.06.2013 N 624.
По окончании проверки Управление Роспотребнадзора выдало Обществу предписание от 28.06.2013 N 90, согласно оно должно в срок до 31.07.2013 надлежит нарушение положений Закона о защите прав потребителей; Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"; Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.1998 N 55; ОСТ 117-3-002-95 "Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия", выполнив следующие мероприятия:
1. При реализации изделий ювелирных из драгоценных металлов своевременно доводить до сведения потребителей информацию о товаре (цены за 1 грамм и цены изделия) путем ее указания на опломбированном изготовителем ярлыке.
2. Указать на ярлыках изготовителя, прикрепленных к изделиям из драгоценных металлов (золото 585 пробы) информацию о цене за 1 грамм и цене изделия: кольцо с вставкой фианит (изготовитель - ООО "КЮЗ "Диамант", Костромская область, г. Красное-на-Волге), артикул 015275, по цене 4532 рубля; кольцо с вставкой фианит (изготовитель - ООО "Ювелирный завод "Платина", Костромская область, г. Красное-на-Волге), артикул 01-3375-33, по цене 12 867 рублей, кольцо с вставкой фианит (изготовитель - ООО СЮЗ "Санис" г. Санкт-Петербург), артикул 3252, по цене 5038 рублей; кольцо с вставкой фианит (изготовитель - ООО "КЮЗ "Диамант" Костромская область, п. Красное-на-Волге), артикул 015660, по цене 4437 рублей, кольцо (изготовитель - ООО "ЮК ЭСТЕТ" г. Москва), артикул 01К764687, по цене 3347 рублей; кольцо с вставкой фианит (изготовитель - ООО СЮЗ "Санис" г. Санкт-Петербург), артикул 2502, по цене 4441 рубль; кольцо (изготовитель - ООО "Ювелиры Северной Столицы" г. Санкт-Петербург), артикул Ф210479/1 по цене 5796 рублей; кольцо с вставкой фианит (изготовитель - ООО "КЮЗ "Диамант" Костромская обл.), артикул 014079, по цене 4978 рублей; кольцо (изготовитель - ООО Ювелирный завод "Аквамарин" Костромская обл. п. Красное-на-Волге), артикул 52504, по цене 4822 рубля; кольцо с вставкой фианит (изготовитель - ООО ЮЗ "Золотые узоры" г. Кострома), артикул 1-3970, по цене 4516 рублей; кольцо с вставкой фианит (изготовитель - ООО "СЮЗ "Санис" г. Санкт-Петербург), артикул 3009, по цене 4247 рублей; кольцо с вставкой фианит (изготовитель - ООО ЮЗ "Багет" г. Таганрог), артикул 1110469, по цене 4634 рублей; кольцо с вставкой фианит (изготовитель - ООО "Золотые узоры" г. Кострома), артикул 1-2437, по цене 4587 рублей; кольцо (изготовитель - ООО "Аквамарин" Костромская обл.), артикул 52620, по цене 4640 рублей; кольцо (изготовитель - ООО "Аквамарин" Костромская обл.), артикул 62342А, по цене 4216 рублей.
Общество не согласилось с указанным предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 3 статьи 10 Закона о защите прав потребителей, статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), статьей 22 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", пунктами 11, 15, 64 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.1998 N 55, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (в редакции на период проведения проверки и издания оспариваемого предписания) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (пункт 1 Положения).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Законом N 294-ФЗ.
Согласно статье 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: 1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; 2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации.
Таким образом, предписание выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
При осуществлении государственного надзора Роспотребнадзор руководствуется законодательством в области защиты прав потребителей, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), а также положениями и правилами, утвержденными и введенными в действие в установленном законом порядке.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом согласно пункту 3 данной статьи, информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, пункты 11 и 15 содержат аналогичные требования к информации о реализуемых товарах.
В силу пункта 64 Правил продажи отдельных видов товаров, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок из драгоценных камней, цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок из драгоценных камней и при необходимости - из серебра).
В соответствии с пунктом 1.2.2.1 ОСТ 117-3-002-95 "Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия" цена изделия и цена за 1 грамм заполняются предприятиями торговли на ярлыках изделия из драгоценных металлов, опломбированных предприятием-изготовителем.
В статье 22 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" установлено, что использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным, законом, законодательством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь, до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
- защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Поскольку до настоящего времени законодатель не принял Технический регламент на изделия ювелирные из драгоценных металлов, то подлежит применению ОСТ 117-3-002-95 "Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия" в части, соответствующей целям, указанным в Федеральном законе от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В пунктах 1.2.2.1 и 1.2.2.2 ОСТ 117-3-002-95 установлено, что каждое изделие должно иметь ярлык с реквизитами согласно таблицы 3, в том числе цену за грамм и цену изделия - для изделий из сплавов платины и золота без вставок и с прочими вставками; цену изделия - для изделий из сплавов платины и золота со вставками из драгоценных металлов, для изделий из сплавов серебра (личные украшения), которые заполняются на ярлыке предприятием торговли.
Следовательно, суды пришли к правильному выводу о том, что при реализации ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней Обществу надлежало доводить до сведения покупателей информацию о цене за 1 грамм изделия и цену изделия путем указания на опломбированных предприятием-изготовителем ярлыках.
Суды установили, что на момент проверки информация о цене за 1 грамм и цены изделия на ярлыках изготовителя, прикрепленных к изделиям отсутствовала.
При таких обстоятельствах правомерно отказали ООО "Ювелирный дом "Кристалл" в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным предписания надзорного органа.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.11.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 по делу N А39-3696/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ювелирный дом "Кристалл" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Ювелирный дом "Кристалл".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ювелирный дом "Кристалл" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 24.03.2014 N 3915.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь, до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
...
Поскольку до настоящего времени законодатель не принял Технический регламент на изделия ювелирные из драгоценных металлов, то подлежит применению ОСТ 117-3-002-95 "Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия" в части, соответствующей целям, указанным в Федеральном законе от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 мая 2014 г. N Ф01-1606/14 по делу N А39-3696/2013