Нижний Новгород |
|
28 мая 2014 г. |
Дело N А79-7192/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.05.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого партнерства "Красный сад" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.12.2013, принятое судьей Цветковой С.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Т.А., по делу N А79-7192/2013
по заявлению садоводческого некоммерческого партнерства "Красный сад" (ИНН: 2130110255; ОГРН: 1122120012894)
о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике от 05.06.2013 N Ф/13-31146,
третьи лица - администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Петрова Ирина Георгиевна, Семенов Евгений Николаевич,
и у с т а н о в и л :
садоводческое некоммерческое партнерство "Красный сад" (далее - СНП "Красный сад", садоводческое партнерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике-Чувашии (далее - ФГБУ "Кадастровая палата по Чувашской Республике, Кадастровая палата, уполномоченный орган) от 05.06.2013 N Ф/13-31146 (с учетом ходатайства об устранении технической ошибки допущенной в заявлении).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - администрация Чебоксарского района), администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения), Петрова Ирина Георгиевна, Семенов Евгений Николаевич.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.12.2013 садоводческому партнерству отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением апелляционного суда от 11.03.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
СНП "Красный сад" не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы, ссылаясь на статьи 77, 78, 79 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), считает, что суды пришли к неверному выводу о том, что оспариваемое решение принято в соответствии с законодательством. По мнению садоводческого партнерства, это решение нарушает его права и законные интересы, поскольку лишает данное лицо права заниматься деятельностью, предусмотренной уставом СНП "Красный сад".
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
ФГБУ "Кадастровая палата по Чувашской Республике в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами СНП "Красный сад", посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности от 13.10.2012 серии 21АД N 724342, 724341 земельный участок общей площадью 147 001 квадратный метр, с кадастровым номером 21:21:102102:249, находящийся примерно в 260 метрах по направлению на северо-восток от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка (адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, деревня Адылъял, улица Рыбацкая, дом 6), принадлежит на праве общей долевой собственности Петровой И.Г. и Семенову Е.Н., членам СНП "Красный сад".
Согласно пункту 2.5 Устава СНП "Красный сад" целью создания садоводческого партнерства является реализация прав граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации на получение и приобретение садовых земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также удовлетворение потребностей, связанных с реализацией таких прав.
Пунктом 2.6 Устава СНП "Красный сад" предусмотрена возможность обращения партнерства в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов партнерства, осуществления иных не противоречащих законодательству правомочий, обеспечивающих достижение целей партнерства.
Согласно протоколу от 16.01.2013 общее собрание членов СНП "Красный сад" приняло решение поручить председателю правления садоводческого партнерства провести мероприятия по приведению земель к единому виду разрешенного использования - "для ведения гражданами садоводства и огородничества".
Решением правления СНП "Красный сад" от 16.01.2013 выбран вид разрешенного использования земельных участков - "для ведения гражданами садоводства и огородничества".
05.02.2013 СНП "Красный сад" обратилось в ФГБУ "Кадастровая палата по Чувашской Республике" с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета сведений об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 21:21:102102:249 в связи с изменением его вида разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования - "для ведения гражданами садоводства и огородничества". К заявлению были приложены протокол общего собрания учредителей СНП "Красный сад" от 10.09.2012, протокол общего собрания членов СНП "Красный сад" от 16.01.2013, решение правления СНП "Красный сад" от 16.01.2013, Устав СНП "Красный сад" от 10.09.2012.
Уполномоченный орган принял решение от 05.03.2013 N Ф/13-10418, о приостановлении проведения государственного кадастрового учета сведений о земельном участке в связи с тем, что садоводческое партнерство не представило необходимые документы.
Решением ФГБУ "Кадастровая палата по Чувашской Республике" от 05.06.2013 N Ф/13-31146 СНП "Красный сад" отказано в учете сведений об объекте недвижимости. Данный отказ обоснован тем, что заявитель не устранил обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении кадастрового учета и истечении срока приостановления осуществления кадастрового учета.
СНП "Красный сад" полагая, что решение уполномоченного органа не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления уставной деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса, частью 1 статьи 1, пунктом 2 статьи 7, статьей 77, пунктом 1 статьи 78, пунктом 1 статьи 79 ЗК РФ, статьями 30, 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 4, частью 1 статьи 22, частью 2 статьи 26, частью 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, при этом исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон N 221-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В силу части 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов, если иное не установлено этим федеральным законом.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Закона сведений (вида разрешенного использования) документом необходимыми для кадастрового учета является копия документа, подтверждающего установленный в соответствии с федеральным законом разрешенного использования земельного участка.
В силу пункта 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр на основании градостроительного регламента либо акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены документы необходимые для кадастрового учета, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок, на который было приостановлено осуществление кадастрового учета, и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок относится к категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенный вид использования - "для ведения сельскохозяйственного производства".
В части 1 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено деление земель по целевому назначению на категории.
В соответствии с частью 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификаторами, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу части 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
При этом частью 1 статьи 79 ЗК РФ предусмотрено, что сельскохозяйственные угодья, включающие в себя пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действие Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков урегулирован нормами ЗК РФ.
Суды установили, что изменение вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для ведения гражданами садоводства и огородничества" приведет к тому, что указанный земельный участок необходимо будет вывести из-под режима специального правового регулирования, установленного в отношении оборота сельскохозяйственных угодий.
Предоставление сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, осуществляется после перевода земель в иную категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Земельный участок с кадастровым номером 21:21:102102:249 относится к категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства", соответственно, имеет статус сельскохозяйственных угодий.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для осуществления государственного кадастрового учета сведений о земельном участке, связанных с изменением его вида разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования - "для ведения гражданами садоводства и огородничества".
Суды пришли к правильному выводу, что оспариваемое решение уполномоченного органа является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы СНП "Красный сад".
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.12.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 по делу N А79-7192/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу садоводческого некоммерческого партнерства "Красный сад" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действие Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков урегулирован нормами ЗК РФ.
...
Предоставление сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, осуществляется после перевода земель в иную категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 мая 2014 г. N Ф01-1619/14 по делу N А79-7192/2013