11 марта 2014 г. |
Дело N А79-7192/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого партнерства "Красный сад" (428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, д. 7, корп. 1; ИНН 2130110255, ОГРН 1122130012894)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 19.12.2013
по делу N А79-7192/2013,
принятое судьей Цветковой С.А.
по заявлению садоводческого некоммерческого партнерства "Красный сад" о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике от 05.06.2013 N Ф/13-31146,
без участия лиц,
и установил:
садоводческое некоммерческое партнерство "Красный сад" (далее - СНП "Красный сад", садоводческое партнерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике-Чувашии (далее - ФГБУ "Кадастровая палата по Чувашской Республике-Чувашии", Кадастровая палата, уполномоченный орган) от 05.06.2013 N Ф/13-31146 (с учетом ходатайства об устранении допущенной в тексте заявления технической ошибки).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Чебоксарского района Чувашской Республики-Чувашии (далее - администрация Чебоксарского района), администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики-Чувашии (далее - администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения), Петрова Ирина Георгиевна, Семенов Евгений Николаевич.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 19.12.2013 садоводческому партнерству отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, СНП "Красный сад" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Садоводческое партнерство настаивает на том, что оспариваемое решение регистрирующего органа нарушает его права и законные интересы, поскольку лишает его права заниматься деятельностью, предусмотренной Уставом СНП "Красный сад".
В отзыве ФГБУ "Кадастровая палата по Чувашской Республике-Чувашии" указывает на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения; ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
СНП "Красный сад", ФГБУ "Кадастровая палата по Чувашской Республике-Чувашии", Семенов Е.Н., Петрова И.Г. и администрация Чебоксарского района Чувашской Республики ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствии своих представителей.
Администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочного представителя в судебное заседание не направила, отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности от 13.10.2012 серии 21АД N 724342 и N 724341 земельный участок общей площадью 147 001 кв.м, кадастровый номер 21:21:102102:249, находящийся примерно в 260 м по направлению на северо-восток от ориентира - жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, д. Адылъял, ул. Рыбацкая, д. 6, принадлежит на праве общей долевой собственности Петровой И.Г. (доля в праве 1/2) и Семенову Е.Н. (доля в праве 1/2), являющимся членами СНП "Красный сад".
Согласно пункту 2.5 Устава СНП "Красный сад" целью создания садоводческого партнерства является реализация прав граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации на получение и приобретение садовых земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также удовлетворение потребностей, связанных с реализацией таких прав.
Пунктом 2.6 Устава СНП "Красный сад" предусмотрено обращение партнерства в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов партнерства; осуществлять иные не противоречащие законодательству правомочия, обеспечивающие достижение целей партнерства.
Согласно протоколу от 16.01.2013 общее собрание членов СНП "Красный сад" приняло решение поручить председателю правления садоводческого партнерства провести мероприятия по приведению земель к единому виду разрешенного использования "для ведения гражданами садоводства и огородничества".
Решением правления СНП "Красный сад" от 16.01.2013 выбран вид разрешенного использования земельных участков "для ведения гражданами садоводства и огородничества".
05.02.2013 СНП "Красный сад" обратилось в ФГБУ "Кадастровая палата по Чувашской Республике-Чувашии" с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости -земельного участка с кадастровым номером 21:21:102102:249 в связи с изменением вида разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для ведения гражданами садоводства и огородничества". Одновременно к заявлению прилагались протокол общего собрания учредителей СНП "Красный сад" от 10.09.2012, протокол общего собрания членов СНП "Красный сад" от 16.01.2013, решение правления СНП "Красный сад" от 16.01.2013, Устав СНП "Красный сад" от 10.09.2012.
05.03.2013 уполномоченный орган принял решение N Ф/13-10418, которым приостановил проведение государственного кадастрового учета в связи с непредставлением садоводческим партнерством необходимых документов.
Решением ФГБУ "Кадастровая палата по Чувашской Республике-Чувашии" от 05.06.2013 N Ф/13-31146 СНП "Красный сад" отказано в учете изменений объекта недвижимости, которое обосновано неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении и истечении срока приостановления осуществления кадастрового учета.
Полагая, что такое решение Кадастровой палаты не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления уставной деятельности, СНП "Красный сад" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 7, 77-79 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 30, 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и исходил из того, что регистрирующий орган доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Статья 3 Федерального закона N 221-ФЗ определяет, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Предусмотренные Федеральным законом N 221-ФЗ полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ в целях применения установленных данным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Закона сведений (вида разрешенного использования) необходимыми для кадастрового учета документами является копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
В силу пункта 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Пунктом 4 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Из представленных в материалы дела кадастрового паспорта от 28.08.2007 N 17-16/07-11225 и свидетельств о государственной регистрации права собственности от 13.10.2012 серии 21АД N 724342 N 724341 следует, что обозначенный земельный участок относится к категории "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для ведения сельскохозяйственного производства".
В соответствии с частью 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципами земельного законодательства являются, в частности, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
Частью 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено деление земель по целевому назначению на категории.
Из части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификаторами, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу части 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
При этом частью 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сельскохозяйственные угодья, включающие в себя пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
В рассматриваемом случае изменение вида разрешенного использования земельного участка общей площадью 147 001 кв.м, кадастровый номер 21:21:102102:249, находящегося примерно в 260 м по направлению на северо-восток от ориентира - жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, д. Адылъял, ул. Рыбацкая, д. 6, с "для сельскохозяйственного производства" на разрешенное использование "для ведения гражданами садоводства и огородничества" приведет к выводу указанного земельного участка из режима специального правового регулирования оборота сельскохозяйственных угодий.
Предоставление сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения для нужд, не связанных с ведением сельского хозяйства, а также не предназначенных для этих целей, осуществляется после перевода земель в иную категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Таким образом, земельный участок общей площадью 147 001 кв.м, кадастровый номер 21:21:102102:249, находящийся примерно в 260 м по направлению на северо-восток от ориентира - жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, д. Адылъял, ул. Рыбацкая, д. 6, относится к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", имеет вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" и, соответственно, имеет статус сельскохозяйственных угодий.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для государственного кадастрового учета изменения сведений о виде разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на разрешенное использование "для ведения гражданами садоводства и огородничества".
Позиция садоводческого партнерства о том, что оно вправе самостоятельно изменить вид разрешенного использования, при этом без изменения категории земель, правомерно признана судом несостоятельной.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации указываются в градостроительном регламенте.
В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Положениями части 7 статьи 36, части 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Из вышеприведенных правоположений следует, что возможность изменения вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на "для ведения гражданами садоводства и огородничества" земельного участка, имеющего статус сельскохозяйственных угодий, законодательством не предусмотрена.
В рассматриваемом случае садоводческое партнерство не указало, а суд не установил действующего федерального закона, в соответствии с которым регистрирующий орган располагал правовыми основаниями для осуществления государственной регистрации изменений объекта недвижимости.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Установив и исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правильному заключению о том, что требования СНП "Красный сад" являются необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба садоводческого партнерства не подлежит удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают установленных судом обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 19.12.2013 по делу N А79-7192/2013 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 19.12.2013 по делу N А79-7192/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого партнерства "Красный сад" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7192/2013
Истец: Садоводческое некоммерческое партнерство "Красный сад"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Чувашской Республике
Третье лицо: Администрация Вурман - Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, Отдел адресно-справочной работы УФМС России по Чувашской Республике, Петрова Ирина Георгиевна, Семенов Евгений Николаевич, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"