Нижний Новгород |
|
09 июня 2014 г. |
Дело N А79-374/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.06.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от заявителя: Беляева С.В. (паспорт),
от заинтересованного лица: Яхатина С.А. (доверенность от 30.12.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Беляева Сергея Валерьевича на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.07.2013, принятое судьей Щетинкиным А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2013, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А79-374/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Беляева Сергея Валерьевича (ИНН: 212703527526, ОГРН: 3052012816800029) и производственного кооператива "Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (ИНН: 2126003814, ОГРН: 1022100978118)
о признании частично недействительными постановления администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 21.12.2012 N 902 и конкурсной документации,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Автолайн" (ИНН: 2128041607, ОГРН: 1022101147067),
и у с т а н о в и л :
производственный кооператив "Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконной конкурсной документации для проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация) от 21.12.2012 N 902 "О проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары".
Индивидуальный предприниматель Беляев Сергей Валерьевич (далее - ИП Беляев С.В., Предприниматель) также обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными пунктов 1, 2 постановления Администрации от 21.12.2012 N 902, пунктов 2.8, 3.1.1 (абзац 5), 3.4 (абзац 5) конкурсной документации, пунктов 2.1, 3, 4.1, 4.2, 4.3 таблицы "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе" (пункт 4.2 конкурсной документации), пунктов 2.2.1 - 2.2.3, пункта 2.3.9 (абзац "в"), пунктов 2.3.11, 2.3.14, 2.3.18, 5.2.1 Проекта договора (приложение N 8 к конкурсной документации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Автолайн" (далее - ООО "Автолайн").
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.07.2013 Предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований; производство по заявлению Кооператива прекращено в связи с отказом от требований.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2013 решение суда оставлено без изменения.
ИП Беляев С.В. не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на статью 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статью 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 15 и 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", заявитель жалобы считает, что отдельные критерии конкурсной документации направлены на ущемление прав и законных интересов Предпринимателя как потенциального участника конкурса, приводят к ограничению конкуренции на рынке пассажирских перевозок. Действия Администрации по установлению ограничений создают дополнительные препятствия в сфере осуществления заявителем предпринимательской деятельности. Заявитель кассационной жалобы также ссылается на отсутствие у Администрации полномочий по организации и проведению конкурса на право осуществления пассажирских перевозок.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны им в судебном заседании.
Представитель Администрации в судебном заседании отклонил доводы заявителя, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 21.12.2012 N 902 утверждена конкурсная документация для проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары и состав конкурсной комиссии.
Согласно пункту 3.1.1 конкурсной документации в конкурсе могут принимать участие юридические лица всех форм собственности и индивидуальные предприниматели, подавшие заявку на участие в конкурсе в течение срока, указанного в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации, способные обеспечить регулярные и безопасные перевозки пассажиров в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 3.3 Положения о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары, утвержденного постановлением Администрации от 07.12.2012 N 741, организатором торгов в конкурсной документации определяются требования, предъявляемые к заявителям, и указывается информация, содержащаяся в извещении о проведении конкурса, в том числе необходимое количество автобусов для работы на маршруте и количество мест для сидения в автобусах.
В пункте 2.8 конкурсной документации установлено требование к подвижному составу по всем лотам - количество сидячих мест для сидения в автобусах должно составлять не менее 18 мест.
Абзацем 5 пункта 3.1.1 конкурсной документации предусмотрено требование к заявителю иметь на праве собственности или аренды необходимое для осуществления регулярных пассажирских перевозок пассажиров на маршруте количество автобусов, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям, для осуществления перевозок пассажиров, пассажировместимости, а также прошедших технический осмотр.
Подпунктом 2.1 критериев оценки заявок (пункт 4.2 конкурсной документации) установлено, что оценка производится по наличию подвижного состава: собственный - 20 баллов; привлеченный без экипажа (договор аренды автобуса без экипажа, договор лизинга, трудовой договор с водителем) - 10 баллов; привлеченный с экипажем (договор аренды автобуса с экипажем) - 5 баллов.
Подпунктом 3 критериев оценки заявок оценивается наличие производственно-технической базы, предназначенной для проведения технического обслуживания и ремонта автобусов, их предрейсового техосмотра: собственная - 7 баллов; арендованная - 5 баллов; наличие договора на техническое обслуживание, ремонт и предрейсовый техосмотр автобусов в ином месте - 3 балла.
Пунктом 4 критериев оценки заявок оценивается обеспечение безопасности дорожного движения (с учетом постановления от 16.01.2013 N 103 о внесении изменений в постановление Администрации города Чебоксары от 21.12.2012 N 902), в котором наличие аттестованных должностных лиц по БДД и ОПП: штатные (по трудовому договору) - 10 баллов; привлеченные по гражданскому договору - 5 баллов (подпункт 4.1). Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей: на территории собственной производственно-технической базы - 7 баллов; на территории арендованной производственно-технической базы - 5 баллов; в ином месте на основании договора - 3 балла (подпункт 4.2). Применение безналичной оплаты проезда транспортной картой, универсальной электронной картой с транспортным приложением - 5 баллов (подпункт 4.3).
Пунктом 2.2 проекта договора на право осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары предусмотрены права заказчика: осуществлять совместно с контрольно-надзорными органами проверки выполнения исполнителем требований федерального законодательства, Законов Чувашской Республики, нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Чебоксары, касающихся перевозок пассажиров и багажа, и настоящего договора (пункт 2.2.1); осуществлять контроль за своевременным и плановым выпуском автобусов исполнителя на маршрут, соблюдением утвержденных расписания движения, схемы маршрута, скоростного режима автобусов, используемых для перевозок пассажиров на маршруте (пункт 2.2.2); осуществлять изъятие карточек разрешения на право работы автобуса на маршруте регулярных перевозок в случаях, предусмотренных Порядком учета, выдачи и изъятия карточки разрешения на право работы автобуса на маршруте в городе Чебоксары, утвержденным постановлением Администрации от 28.10.2005 N 261 (с изменениями) (пункт 2.2.3).
Пунктом 2.3 проекта договора предусмотрены обязанности исполнителя, в том числе: перед выпуском автобуса на линию обеспечить наличие у водителя карточки разрешения на право работы автобуса на маршруте (абзац "в" пункта 2.3.9); предусмотреть на конечных (начальных) остановочных пунктах маршрута площадки для разворота и отстоя автобусов, оборудованные биотуалетом, контейнерными площадками с необходимым количеством контейнеров и урн для сбора твердых бытовых отходов (пункт 2.3.11); осуществлять ночную стоянку автобусов, используемых для регулярных перевозок пассажиров на маршруте, на специализированных автостоянках, в помещениях гаражного типа (пункт 2.3.14); обеспечить возможность осуществления заказчиком контроля за работой автобусов на маршруте, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (пункт 2.3.18).
Пунктом 5.2.1 проекта договора установлено, что договор может быть расторгнут в одностороннем порядке заказчиком в случае неисполнения одного из условий пункта 2.3 настоящего договора с предварительным уведомлением исполнителя за 30 календарных дней до даты расторжения договора.
Посчитав пункты 1, 2 постановления Администрации от 21.12.2012 N 902 и условия конкурсной документации не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 65, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Положением об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.06.2005 N 1644, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказа в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу, что оспариваемые условия конкурсной документации не нарушают прав и законных интересов ИП Беляева С.В.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 14, 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством установления полномочий и ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Согласно пункту 3.1 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.06.2005 N 1644, Администрация является организатором (заказчиком) пассажирских перевозок по городским маршрутам, выполняемых автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Чебоксары.
В пункте 6.2 указанного Положения установлено, что маршруты пассажирского транспорта утверждаются распоряжением главы администрации города. Администрация в пределах своих полномочий осуществляет в том числе: формирование рациональной маршрутной сети города Чебоксары; принятие решений об открытии новых маршрутов, изменении или закрытии существующих городских маршрутов; проведение конкурса на право эксплуатации городских маршрутов перевозчиками; утверждение (согласование) паспортов, схем и расписаний городских автобусных маршрутов; заключение и расторжение с перевозчиками договоров на осуществление пассажирских перевозок; определение на каждом маршруте требований по виду и количеству подвижного состава, интервалов движения маршрутных транспортных средств; контроль за регулярностью движения пассажирского транспорта на городских маршрутах; организацию ведения учета и своевременного представления отчетности по работе пассажирского транспорта, осуществляющего перевозки на городских маршрутах; изучение потребностей населения в перевозках, определение основных мест концентрации пассажиров, организацию остановочных пунктов.
В соответствии со статьей 41 Устава города Чебоксары администрация - это орган местного самоуправления города Чебоксары, наделяемый полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Чувашской Республики.
Согласно пункту 1 части 1, части 4 статьи 43 Устава города Чебоксары глава администрации осуществляет общее руководство деятельностью администрации, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации; в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Чувашской Республики, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Чебоксарского городского Собрания депутатов, издает постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Чебоксары федеральными законами и законами Чувашской Республики, а также распоряжения администрации по вопросам организации работы администрации.
Таким образом, организация транспортного обслуживания населения в городе Чебоксары относится к вопросам местного значения; органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является Администрация; руководство деятельностью Администрации по решению всех вопросов, отнесенных к ее компетенции, осуществляет глава Администрации, который, в свою очередь, уполномочен издавать постановления по вопросам местного значения, в том числе в транспортной сфере.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованным выводам, что конкурсная документация утверждена Администрацией в рамках предоставленных ей полномочий.
Указанные в конкурсной документации критерии, в том числе по количеству сидячих мест, позволяют выбрать из множества претендентов того перевозчика, который наиболее полно отвечает предъявленным требованиям. Спорные критерии использованы Администрацией для наиболее эффективного решения вопросов, связанных с удовлетворением потребности населения в транспортных услугах и отвечающих требованиям безопасности пассажирских перевозок на городском транспорте.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды с учетом отсутствия доказательств отказа заявителю в допуске к участию в конкурсе установили, что спорные критерии конкурсной документации не нарушают прав и законных интересов ИП Беляева С.В. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств, свидетельствующих об обратном, Предприниматель не представил.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.07.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2013 по делу N А79-374/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Беляева Сергея Валерьевича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на индивидуального предпринимателя Беляева Сергея Валерьевича.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьями 14, 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством установления полномочий и ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; осуществления деятельности по организации дорожного движения.
...
В нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств, свидетельствующих об обратном, Предприниматель не представил."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 июня 2014 г. N Ф01-1094/14 по делу N А79-374/2013
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1094/14
18.12.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5774/13
20.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10330/13
24.07.2013 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-374/13
29.03.2013 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-374/13
31.01.2013 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-374/13