18 декабря 2013 г. |
А79-374/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Беляева Сергея Валерьевича (ОГРН 305212816800029, г. Чебоксары)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.07.2013
по делу N А79-374/2013,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлениям индивидуального предпринимателя Беляева Сергея Валерьевича и производственного кооператива "Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (ОГРН 1022100978118, ИНН 2126003814, г. Чебоксары, ул. Энгельса, д. 7)
о признании частично недействительными постановления администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 21.12.2012 N 902 и конкурсной документации,
без участия лиц,
и установил:
производственный кооператив "Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (далее - Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконной конкурсной документации для проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация) от 21.12.2012 N 902 "О проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары".
Индивидуальный предприниматель Беляев Сергей Валерьевич (далее - Предприниматель, ИП Беляев С.В., заявитель) также обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными пунктов 1, 2 постановления администрации от 21.12.2012 N 902, пунктов 2.8, 3.1.1 (абз. 5), 3.4 (абз. 5) конкурсной документации, пунктов 2.1, 3, 4.1, 4.2, 4.3 таблицы "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе" (пункт 4.2 конкурсной документации), пунктов 2.2.1 - 2.2.3, абз. "в" пункта 2.3.9, пунктов 2.3.11, 2.3.14, 2.3.18, 5.2.1 Проекта договора (Приложение N 8 к конкурсной документации).
Определением от 29.03.2013 заявления Кооператива и ИП Беляева С.В. объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А79-374/2013.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Автолайн" (далее - ООО "Автолайн").
Решением от 24.07.2013 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал ИП Беляеву С.В. в удовлетворении требований, а производство по заявлению Кооператива прекратил в связи с отказом от требований.
Предприниматель не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.07.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, постановлением администрации от 21.12.2012 N 902 решено провести конкурс на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары (пункт 1), утверждена конкурсная документация для проведения конкурса (Приложение N 1) (пункт 2).
Согласно пункту 3.1.1 Конкурсной документации в конкурсе могут принимать участие юридические лица всех форм собственности и индивидуальные предприниматели, подавшие заявку на участие в конкурсе в течение срока, указанного в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации, способные обеспечить регулярные и безопасные перевозки пассажиров в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 3.3 Положения о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары, утвержденного постановлением администрации от 07.12.2012 N 741, организатором торгов в Конкурсной документации определяются требования, предъявляемые к заявителям, и указывается информация, содержащаяся в извещении о проведении конкурса, в том числе необходимое количество автобусов для работы на маршруте и количество мест для сидения в автобусах.
В пункте 2.8 Конкурсной документации установлено требование к подвижному составу по всем лотам - количество сидячих мест для сидения в автобусах должно составлять не менее 18 мест.
Абзацем 5 пункта 3.1.1 Конкурсной документации предусмотрено требование к заявителю иметь на праве собственности или аренды необходимое для осуществления регулярных пассажирских перевозок пассажиров на маршруте количество автобусов, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям, для осуществления перевозок пассажиров, пассажировместимости, а также прошедших технический осмотр.
Подпунктом 2.1 критериев оценки заявок (пункт 4.2 Конкурсной документации) установлено, что оценка производится по наличию подвижного состава: собственный - 20 баллов; привлеченный без экипажа (договор аренды автобуса без экипажа, договор лизинга, трудовой договор с водителем) - 10 баллов; привлеченный с экипажем (договор аренды автобуса с экипажем) - 5 баллов.
Подпунктом 3 критериев оценки заявок оценивается наличие производственно-технической базы, предназначенной для проведения технического обслуживания и ремонта автобусов, их предрейсового техосмотра: собственная - 7 баллов; арендованная - 5 баллов; наличие договора на техническое обслуживание, ремонт и предрейсовый техосмотр автобусов в ином месте - 3 балла.
Пунктом 4 критериев оценки заявок оценивается обеспечение безопасности дорожного движения (с учетом постановления от 16.01.2013 N 103 о внесении изменений в постановление администрации города Чебоксары от 21.12.2012 N 902), в котором наличие аттестованных должностных лиц по БДД и ОПП: штатные (по трудовому договору) - 10 баллов; привлеченные по гражданскому договору - 5 баллов (подпункт 4.1). Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей: на территории собственной производственно-технической базы - 7 баллов; на территории арендованной производственно-технической базы - 5 баллов; в ином месте на основании договора - 3 балла (подпункт 4.2). Применение безналичной оплаты проезда транспортной картой, универсальной электронной картой с транспортным приложением - 5 баллов (подпункт 4.3).
Пунктом 2.2 Проекта договора на право осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары предусмотрены права заказчика: осуществлять совместно с контрольно-надзорными органами проверки выполнения Исполнителем требований федерального законодательства, Законов Чувашской Республики, нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Чебоксары, касающихся перевозок пассажиров и багажа, и настоящего договора (пункт 2.2.1); осуществлять контроль за своевременным и плановым выпуском автобусов Исполнителя на маршрут, соблюдением утвержденных расписания движения, схемы маршрута, скоростного режима автобусов, используемых для перевозок пассажиров на маршруте (пункт 2.2.2); осуществлять изъятие карточек разрешения на право работы автобуса на маршруте регулярных перевозок в случаях, предусмотренных Порядком учета, выдачи и изъятия карточки разрешения на право работы автобуса на маршруте в городе Чебоксары, утвержденным постановлением администрации от 28.10.2005 N 261 (с изменениями) (пункт 2.2.3).
Пунктом 2.3 Проекта договора предусмотрены обязанности исполнителя, в том числе:
- перед выпуском автобуса на линию обеспечить наличие у водителя карточки разрешения на право работы автобуса на маршруте (абзац "в" пункта 2.3.9);
- предусмотреть на конечных (начальных) остановочных пунктах маршрута площадки для разворота и отстоя автобусов, оборудованные биотуалетом, контейнерными площадками с необходимым количеством контейнеров и урн для сбора твердых бытовых отходов (пункт 2.3.11);
- осуществлять ночную стоянку автобусов, используемых для регулярных перевозок пассажиров на маршруте, на специализированных автостоянках, в помещениях гаражного типа (пункт 2.3.14);
- обеспечить возможность осуществления Заказчиком контроля за работой автобусов на маршруте, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (пункт 2.3.18).
Пунктом 5.2.1 Проекта договора установлено, что договор может быть расторгнут в одностороннем порядке Заказчиком в случае неисполнения одного из условий пункта 2.3 настоящего договора с предварительным уведомлением Исполнителя за 30 календарных дней до даты расторжения договора.
Посчитав пункты 1, 2 постановления администрации от 21.12.2012 N 902, а также вышеназванные положения конкурсной документации не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Изучив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Предпринимателя.
Статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относит создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
С целью совершенствования системы управления пассажирскими перевозками в г. Чебоксары решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.06.2005 N 1644 утверждено Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в г. Чебоксары (далее - Положение об организации пассажирских перевозок).
Указанное положение действует на всей территории города Чебоксары, регламентирует взаимоотношения органа местного самоуправления с органами исполнительной власти Российской Федерации, Чувашской Республики, юридическими и физическими лицами, осуществляющими в установленном порядке пассажирские перевозки автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе и является обязательным для всех юридических и физических лиц, независимо от формы собственности, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами, троллейбусами, маршрутными такси по маршрутам городского пассажирского транспорта.
Требования Положения об организации пассажирских перевозок распространяются на отношения, связанные с предоставлением и пользованием услугами городского пассажирского транспорта, выполнением работ в области обеспечения деятельности городского пассажирского транспорта, в осуществлении которых участвуют органы местного самоуправления, автотранспортные предприятия, пользователи услугами городского пассажирского транспорта.
В силу пунктов 3.1, 3.3 Положения об организации пассажирских перевозок организатором (заказчиком) пассажирских перевозок по городским маршрутам, выполняемым автомобильным и наземным электрическим транспортом в г. Чебоксары, выступает администрация. Городские маршруты разрабатываются и вводятся в маршрутную сеть города Чебоксары в соответствии с настоящим Положением администрацией на основании обследования пассажиропотока, дорожных условий с указанием опасных участков маршрута.
Из пункта 6.2 Положения об организации пассажирских перевозок следует, что маршруты пассажирского транспорта утверждаются распоряжением главы администрации города. Администрация в пределах своих полномочий осуществляет в том числе: формирование рациональной маршрутной сети города Чебоксары; принятие решений об открытии новых маршрутов, изменении или закрытии существующих городских маршрутов; проведение конкурса на право эксплуатации городских маршрутов перевозчиками; утверждение (согласование) паспортов, схем и расписаний городских автобусных маршрутов; заключение и расторжение с перевозчиками договоров на осуществление пассажирских перевозок; определение на каждом маршруте требований по виду и количеству подвижного состава, интервалов движения маршрутных транспортных средств; контроль за регулярностью движения пассажирского транспорта на городских маршрутах; организацию ведения учета и своевременного представления отчетности по работе пассажирского транспорта, осуществляющего перевозки на городских маршрутах; изучение потребностей населения в перевозках, определение основных мест концентрации пассажиров, организацию остановочных пунктов.
В соответствии со статьей 41 Устава города Чебоксары администрация - это орган местного самоуправления города Чебоксары, наделяемый полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Чувашской Республики.
Согласно пункту 1 части 1, части 4 статьи 43 Устава города Чебоксары глава администрации осуществляет общее руководство деятельностью администрации, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации; в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Чувашской Республики, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Чебоксарского городского Собрания депутатов, издает постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Чебоксары федеральными законами и законами Чувашской Республики, а также распоряжения администрации по вопросам организации работы администрации.
Следовательно, организация транспортного обслуживания населения в г. Чебоксары относится к вопросам местного значения; органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является администрация; руководство деятельностью администрации по решению всех вопросов, отнесенных к ее компетенции, осуществляет глава администрации, который, в свою очередь, уполномочен издавать постановления по вопросам местного значения, в том числе в транспортной сфере.
С учетом анализа данных норм суд правомерно отклонил довод заявителя об отсутствии у администрации полномочий по проведению открытых конкурсов и осуществлению контроля за работой предприятий транспорта и связи, обслуживающих население.
Исследовав требование к подвижному составу - наличие транспортных средств с количеством сидячих мест не менее 18 мест, суд пришел к верному выводу о том, что установление такого требования не противоречит действующему законодательству.
Так, согласно Комплексной программе "Развитие общественного пассажирского транспорта города Чебоксары на 2012-2020 годы", утвержденной решением Чебоксарского городского собрания депутатов от 27.11.2012 N 822, на основании проведенного обследования определено увеличение вместимости транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки.
Таким образом, предоставление на конкурс автобусов, которые не соответствуют конкурсному предложению, а именно по количеству единиц и количеству сидящих мест (абзац 4 пункта 3.4 Конкурсной документации), является обоснованным основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Суд также пришел к обоснованному выводу о том, что администрация как орган местного самоуправления имеет полномочия по контролю за оказанием транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в г. Чебоксары, в связи с чем пункты 2.2.1-2.2.3 проекта договора направлены на проведение проверки соблюдения Исполнителем требований действующего законодательства и условий заключенного договора при его исполнении.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, указанные в конкурсной документации критерии позволяют выбрать из множества претендентов того перевозчика, который наиболее полно отвечает предъявленным требованиям. Данные критерии отвечают как требованиям организатора конкурса, так и потребностям населения, которое заинтересовано в повышении качества и безопасности перевозок.
При этом как требования к участникам конкурса, так и критерии оценки заявок распространяются на всех претендентов, в связи с чем вывод суда об отсутствии нарушения администрацией законодательства о защите конкуренции является правильным.
Не свидетельствует об ограничении конкуренции и то обстоятельство, что у Предпринимателя отсутствует необходимое количество автомобилей для участия в конкурсе.
В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных прав или законных интересов.
При этом пунктами 3, 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны (в том числе) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действиями (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действия (бездействие).
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из анализа названных норм, нарушение прав и законных интересов должен доказывать заявитель.
Вместе с тем доказательства, подтверждающие нарушение своих прав и законных интересов, ИП Беляев С.В. не представил.
С учетом анализа приведенных положений и установленных по делу фактических обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии нарушения оспариваемыми пунктами постановления администрации от 21.12.2012 N 902 и положениями конкурсной документации прав и законных интересов Предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что постановление администрации от 21.12.2012 N 902 и положения конкурсной документации в оспариваемой части не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Предпринимателя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Предпринимателем не доказано.
Приведенные заявителем в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Предпринимателю в удовлетворении требований.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Предпринимателя по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.07.2013 делу N А79-374/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Беляева Сергея Валерьевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-374/2013
Истец: ИП Беляев Сергей Валерьевич, ПК "Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие N2", Производственный кооператив "Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие N 2"
Ответчик: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Третье лицо: ООО "Автолайн", Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1094/14
18.12.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5774/13
20.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10330/13
24.07.2013 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-374/13
29.03.2013 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-374/13
31.01.2013 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-374/13