Нижний Новгород |
|
04 декабря 2014 г. |
Дело N А43-1988/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.12.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от заявителя: Шарлаевой И.И. (доверенность от 25.11.2014),
от заинтересованного лица: Майсюк Т.А. (доверенность от 18.02.2014 N 14)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Клиническая больница N 50 Федерального медико-биологического агентства" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.05.2014, принятое судьей Моисеевой И.И., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Протасовым Ю.В., по делу N А43-1988/2014
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Клиническая больница N 50 Федерального медико-биологического агентства" (ИНН: 5254002113, ОГРН: 1025202197954)
о признании частично недействительным акта от 13.12.2013 N 9 Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области
и у с т а н о в и л :
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Клиническая больница N 50 Федерального медико-биологического агентства" (далее - Больница, Медучреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным пунктов 1, 2 и 3 акта от 13.12.2013 N 9 Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее - Фонд, уполномоченный орган).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 07.05.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Больница не согласилась с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительными пунктов 1 и 2 акта от 13.12.2013 N 9 и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили статьи 168, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно применили нормы материального права и неполно исследовали имеющиеся в деле доказательства. По его мнению, при выплате работникам заработной платы Медучреждение не допустило нарушений ни по видам медицинской помощи, ни по структуре тарифа, поэтому изложенные в оспариваемом акте нарушения необоснованны. Заявитель указывает, что поступившие от страховых организаций медицинскому учреждению средства не являются средствами Фонда, не относятся к целевому финансированию, а представляют собой оплату по договору.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана ее представителем в судебном заседании.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов Больницы, просили оставит жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел комплексную проверку использования Больницей средств обязательного медицинского страхования, в ходе которой установил, что за счет средств обязательного медицинского страхования Медучреждение произвело выплаты стимулирующего характера сотрудникам фельдшерских здравпунктов, туберкулезно-легочного отделения, отделения скорой медицинской помощи, психиатрического отделения, психоневрологического диспансера, не участвующим в реализации программы обязательного медицинского страхования, в размере 998 112 рублей 02 копеек.
Кроме того, на основании приказа руководителя Фонда от 03.12.2013 N 459-о в отношении Больницы проведена тематическая проверка расходования средств обязательного медицинского страхования на выплаты заработанной платы, премий, доплат лицам, не участвующим в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 13.12.2013 N 9, согласно которому Медучреждению предложено в срок до 30.12.2013 восстановить средства обязательного медицинского страхования в сумме 998 112 рублей 02 копеек, использованные не по целевому назначению, на лицевой счет Фонда (пункт 1); в срок до 30.12.2013 перечислить штраф в сумме 99 810 рублей 20 копеек (10 процентов от суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования) на лицевой счет Фонда (пункт 2).
Больница посчитала, что пункты 1 и 2 акта от 13.12.2013 N 9 не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают ее права и законные интересы в сфере экономической деятельности, и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 147, 251 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статьями 3, 9, 20, 34, 37 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о законности и обоснованности ненормативного правового акта Фонда в оспариваемой части.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В пунктах 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 37 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования (ОМС) договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Участники медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации (часть 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ) выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Пункт 3 раздела V Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2013 год (далее - Программа) (на 2011 и 2012 годы - пункт 3 раздела III) содержит перечень видов бесплатной медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования.
Указанным пунктом Программы не предусмотрена оплата медицинской помощи, оказываемой в фельдшерских здравпунктах, туберкулезно-легочном отделении, психиатрическом отделении, психоневрологическом отделении за счет средств обязательного медицинского страхования. Медицинская помощь, оказываемая врачами указанных отделений, оплачивается из средств областного бюджета в соответствии с пунктом 2 раздела V Программы.
Пунктом 1 раздела V Программы предусмотрено, что за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, населению закрытого административно-территориального образования г. Саров, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования).
Стандартами оказания медицинской помощи, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, определен порядок оказания медицинской помощи, в них не указывается источник оплаты медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 158 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, в расчет тарифов на оплату медицинской помощи включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Данные структурные подразделения медицинской организации не участвуют в реализации программы обязательного медицинского страхования и финансируются за счет средств соответствующих бюджетов.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Медучреждение оказывало услуги обязательного медицинского страхования на основании договоров на оказание и оплату медицинской помощи, заключенных со страховыми компаниями "РОСНО-МС", "Капитал Медицинское страхование", "Ингосстрах-М", "РЕСО-Мед", "Макс-М", "СОГАЗ-Мед". Страховые компании получали целевые денежные средства из Фонда и направляли их Больнице на оплату медицинской помощи по таким договорам.
В период с 09.07.2011 по 31.03.2012 Медучреждение использовало денежные средства обязательного медицинского страхования на выплаты стимулирующего характера специалистам, оказывающим медицинскую помощь, не предусмотренную Программой и Планами-заданиями по объемам предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования для Больницы (далее - План-задание), являющимися приложениями к договорам.
Суды правомерно указали, что денежные средства обязательного медицинского страхования в силу их целевого характера не могут являться возмещением затрат на оплату труда всех работников, обеспечивающих выполнение услуг.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Больнице в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, а выражают лишь несогласие с ними.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.05.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 по делу N А43-1988/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Клиническая больница N 50 Федерального медико-биологического агентства" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Клиническая больница N 50 Федерального медико-биологического агентства".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 декабря 2014 г. N Ф01-5152/14 по делу N А43-1988/2014