Нижний Новгород |
|
09 декабря 2014 г. |
Дело N А28-2078/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.12.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива ордена Ленина племзавод "Красный Октябрь" на решение Арбитражного суда Кировской области от 23.05.2013, принятое судьей Кормщиковой Н.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014, принятое судьями Гуреевой О.А., Пуртовой Т.Е., Сандаловым В.Г., по делу N А28-2078/2014
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кировской области (ИНН: 4345087480, ОГРН: 1044316554655)
к сельскохозяйственному производственному кооперативу ордена Ленина племзавод "Красный Октябрь" (ИНН: 4314000721, ОГРН: 1024300832775)
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду
и установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кировской области (далее - Росприроднадзор) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу ордена Ленина племзавод "Красный Октябрь" (далее - Кооператив) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за второй, третий, четвертый кварталы 2010 года, первый - четвертый кварталы 2011 и 2012 годов в размере 1 761 222 рублей 59 копеек.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 23.05.2013 иск удовлетворен частично: с Кооператива в пользу Росприроднадзора взыскано 1 316 987 рублей 48 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый - четвертый кварталы 2011 и 2012 годов; в остальной части иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Кооператив не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, действующим законодательством Российской Федерации не установлен порядок определения платы и нормативы платы за сброс загрязняющих веществ на водосборные площади, в том числе, за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности поверхностным стоком. Кооператив полагает, что при сбросе загрязняющих веществ на рельеф местности поверхностным стоком, объемы которого определяются только расчетным путем, получение разрешения действующим законодательством не предусмотрено и, как следствие, применение пятикратного повышающего коэффициента при определении платы неправомерно.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Росприроднадзор отзыв на кассационную жалобу не представил; надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
Кооператив просил рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда в обжалуемой части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Кооператив является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду, в частности с неорганизованным поверхностным стоком на рельеф местности с территории водосбора (промышленных площадок).
Ответчик составил расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за второй, третий, четвертый кварталы 2010 года, первый - четвертый кварталы 2011, 2012 годов и представил их в Росприроднадзор.
Росприроднадзор посчитал, что Кооператив внес плату не в полном объеме (при отсутствии соответствующего разрешения плата должна быть исчислена с учетом пятикратного повышающего коэффициента), и направил ему требование от 19.04.2013 N 01-09/1855 о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Кооператив в установленный в требовании срок задолженность не уплатил, в связи с этим Росприроднадзор обратился в арбитражный суд с иском.
Руководствуясь статьями 196 и 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 16, 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", Арбитражный суд Кировской области удовлетворил иск частично. Суд исходил из того, что при отсутствии соответствующего разрешения плата за сброс загрязняющих веществ должна быть исчислена с учетом пятикратного повышающего коэффициента.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 1 и 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (пункт 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок).
Действие Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка).
На основании пункта 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В силу пункта 6 Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Методические указания содержат порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователей.
Согласно пункту 1.1 Методических указаний под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).
Неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляются на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России. При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем или территориальным органом Госкомэкологии России как для условий сверхлимитного сброса (пункт 1.3 Методических указаний).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Кооператив осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, является плательщиком платы за загрязнение окружающей среды; необходимое разрешение на сброс загрязняющих веществ у Кооператива отсутствует.
Таким образом, Кооператив обязан вносить плату за загрязнение окружающей среды с учетом пятикратного повышающего коэффициента.
Суды, проверив правильность расчета заявленной ко взысканию суммы (с учетом пятикратного повышающего коэффициента), признали его верным.
На основании изложенного суд правомерно удовлетворил требование Росприроднадзора о взыскании с Кооператива платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011, 2012 годы в размере 1 316 987 рублей 48 копеек.
Довод жалобы о неправомерном применении пятикратного повышающего коэффициента подлежит отклонению, поскольку разрешение на сброс загрязняющих веществ в спорный период у Кооператива отсутствовало.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 23.05.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 по делу N А28-2078/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива ордена Ленина племзавод "Красный Октябрь" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на сельскохозяйственный производственный кооператив ордена Ленина племзавод "Красный Октябрь".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок).
...
В силу пункта 6 Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 декабря 2014 г. N Ф01-5227/14 по делу N А28-2078/2014