Нижний Новгород |
|
26 декабря 2014 г. |
Дело N А38-1260/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.12.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управления федерального казначейства по Республике Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.07.2014,
принятое судьей Щегловой Л.М., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014,
принятое судьями Родиной Т.С., Назаровой Н.А., Казаковой Н.А.,
по делу N А38-1260/2014
по иску муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"
(ИНН: 1215037475, ОГРН: 1021200772361)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управления федерального казначейства по Республике Марий Эл
(ИНН: 1200001331, ОГРН: 1021200772339)
о возмещении убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство финансов Республики Марий Эл
(ИНН: 1200000874, ОГРН: 1021200765728),
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл
(ИНН: 1215073515, ОГРН: 1021200776937),
и у с т а н о в и л :
муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управления федерального казначейства по Республике Марий Эл (далее - Министерство финансов) о взыскании за счет казны Российской Федерации 973 000 рублей убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Марий Эл и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.07.2014 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Министерство финансов не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 12, 40, часть 1 статьи 130, часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, статьи 14, 19, 49, 51 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 6, 10, 84 - 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 2 и 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2, 14, 16 и 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 2, 17 и 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статью 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", не учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 17.06.2004 N 12-П и определении от 17.12.2009 N 1563-О-О; сделанные судами выводы не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению Министерства финансов, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, а предоставление жилых помещений на условиях социального найма осуществляется за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Администрация и Министерство финансов Республики Марий Эл в отзывах на кассационную жалобу отклонили доводы заявителя.
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл отзыв на кассационную жалобу не представило.
Администрация заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Министерство финансов, Министерство финансов Республики Марий Эл и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Пижанов А.А., страдающий заболеванием в тяжелой хронической форме, включенным в соответствующий Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, состоит на учете как лицо, нуждающееся в жилом помещении (выписка из постановления Администрации от 12.08.2009 N 2295).
Согласно вступившему в законную силу решению Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 05.07.2012 по делу N 2-3010/2012 Администрация обязана предоставить Пижанову А.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 27.09.2012 решение от 05.07.2012 оставлено без изменения.
Во исполнение решения Йошкар-Олинского городского суда от 05.07.2012 Администрация предоставила Пижанову А.А. по договору социального найма из муниципального жилищного фонда жилое помещение общей площадью 26 квадратных метров, расположенное по адресу: город Йошкар-Ола, улица Йывана Кырли, дом 46в, квартира 83 (что подтверждено выпиской из постановления Администрации от 18.02.2013 N 326 "Об учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлении жилых помещений", договором социального найма жилого помещения от 19.02.2013 N 13/0020 и актом приема-передачи жилого помещения от 19.02.2013).
Посчитав, что Министерство финансов обязано компенсировать расходы на предоставление жилого помещения по договору социального найма Пижанову А.А., Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 16, пунктом 3 статьи 125, статьями 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 135 - 138, пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 20, статьями 55, 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 1563-О-О, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил иск. Суд пришел к выводу о том, что расходы на предоставление жилого помещения должны быть возмещены Администрации за счет казны Российской Федерации.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 1563-О-О указано, что Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (часть 2 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ).
В части 5 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Таким образом, финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренной федеральным законодательством, осуществляемых из федерального бюджета.
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Администрация исполнила обязанность по предоставлению Пижанову А.А. жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Доказательства предоставления Республике Марий Эл или городу Йошкар-Оле из федерального бюджета средств на компенсацию расходов, понесенных в связи с предоставлением Пижанову А.А. из муниципального жилищного фонда жилого помещения, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск Администрации.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.07.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 по делу N А38-1260/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управления федерального казначейства по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (часть 2 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ).
В части 5 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
...
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 декабря 2014 г. N Ф01-5606/14 по делу N А38-1260/2014