Нижний Новгород |
|
29 января 2015 г. |
Дело N А39-452/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2015.
Полный текст постановления изготовлен 29.01.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чернышова Д.В.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.08.2014, принятое судьей Савочкиным А.В., на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А39-452/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мордовэнергопром" (ОГРН: 1091310000462, ИНН: 1310188178)
к администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия
о признании незаконными действий ответчика
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мордовэнергопром" (далее - Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Мордовия к администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия (далее - Администрация) о признании незаконным действия ответчика, выразившегося в отказе письмом от 29.11.2013 N 10/03-03 предоставить в собственность заявителя земельный участок с кадастровым номером 13:03:0101003:3, общей площадью 16 534 квадратных метра, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, р. п. Атяшево, ул. Гражданская, д. 1.
Требование основано на статье 198 Арбитражного процессуального кодеса Российской Федерации и мотивировано несоответствием оспариваемого действия требованиям действующего законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечена администрация Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия.
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 04.08.2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014, удовлетворил заявление.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 29,35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого действия Администрации.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм процессуального права права.
Заявитель считает, что суд необоснованно применил к рассмотренному спору статьи 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и неправомерно признал оспариваемое действие Администрации незаконным.
Администрация считает ошибочным вывод суда о предоставлении ответчику всех необходимых документов, предусмотренных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, поскольку среди указанных документов не было перечня всех зданий, строений и сооружений, расположенных на спорном земельном участке.
По мнению Администрации, вывод суда об отсутствии наложения земельного участка, занятого региональной дорогой на земельный участок с кадастровым номером 13:03:0101003:3, не соответствует представленным в материалы дела доказательствам.
Заявитель считает, что суд ошибочно применил к рассмотренному спору пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных в применением земельного законодательства".
Администрация полагает, что суд первой инстанции незаконно взыскал с Администрации в пользу Общества государственную пошлину в сумме 2000 рублей, поскольку в соответствии с пунктом 1.1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, ответчик, как орган местного самоуправления, освобожден от ее уплаты.
При надлежащем извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства стороны и третье лицо не обеспечило явку представителей в кассационную инстанцию.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы.
Законность решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.08.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, по договору от 11.04.2013 1Ат купли-продажи недвижимого и иного имущества Общество приобрело в собственность у общества с ограниченной ответственностью ООО "Ресурс-51" производственный комплекс "Атяшевская нефтебаза ОАО "Мордовнефтепродукт", назначение: производственное (промышленное) назначение, 1-этажный, инвентарный номер 58, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, р. п. Атяшево, ул. Гражданская (свидетельство о государственной регистрации права от 22.05.2013 серии 13 ГА N 750249).
В соответствии с постановлением главы администрации п. Атяшево Атяшевского района Республики Мордовия от 04.06.2001 N 33 и на основании договора аренды земельного участка от 04.07.2001 N 15 первоначальному собственнику производственного комплекса "Атяшевская нефтебаза" - ОАО "Мордовнефтепродукт" представлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 16 534 квадратных метра, расположенный по адресу: п. Атяшево, ул. Гражданская, д. 1 (свидетельство о государственной регистрации права от 24.10.2001 серии 13 АЕ N 123425).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 11.06.2013 N 13/2013-71651 указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 13.04.2004 с присвоением ему кадастрового номера 13:03:0101003:3.
В выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.06.2013 N 01/029/2013-24191 указано, что земельный участок с кадастровым номером 13:03:0101003:3, общей площадью 16534 квадратных метра, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в граница участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, Атяшевский район, р. п. Атяшево, ул. Гражданская, д. 1, обременен правом аренды ООО "Мордовэнергопром" (основанием возникновения права является договор аренды земельного участка от 04.07.2001 N 15).
Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 29.05.2013N 173 о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 13:03:0101003:3 из земель населенного пункта общей площадью 16 534 квадратных метра, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, р. п. Атяшево, ул. Гражданская, д. 1.
Администрация сообщила Обществу о том, что рассмотрение данного вопроса возможно только после предоставления полного пакета документов, предусмотренного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2013 N 475, и дополнительно указала на наличие задолженности ОАО "Мордовнефтепродукт" по арендной плате в сумме 662 732 рублей 57 копеек.
Устранив допущенные нарушения (за исключением погашения задолженности по арендной плате за ОАО "Мордовнефтепродукт"), Общество повторно обратилось в Администрацию с заявлением от 17.06.2013 N 189 о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 13:03:0101003:3 из земель населенного пункта общей площадью 16 534 квадратных метра, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, р. п. Атяшево, ул. Гражданская, д. 1.
Администрация письмом от 18.07.2013 N 88-02-12 сообщила Обществу, что площадь испрашиваемого земельного участка, на котором располагаются объекты производственного комплекса "Атяшевская нефтебаза ОАО "Мордовнефтепродукт", намного больше, чем указано в кадастровом паспорте земельного участка, и попросила провести кадастровые работы по уточнению площади земельного участка.
Общество 10.10.2013 в третий раз обратилось в Администрацию муниципального района с заявлением от 09.10.2013 N 253 о предоставлении в собственность спорного земельного участка, указав на то, что в результате проведенных кадастровых работ площадь земельного участка составляет 16 534 квадратных метра.
Администрация письмом от 29.11.2013 N 10/03-03 предложила заявителю провести кадастровые работы по уточнению площади земельного участка, поскольку площадь испрашиваемого земельного участка, на котором располагаются объекты производственного комплекса "Атяшевская нефтебаза ОАО "Мордовнефтепродукт", намного больше, чем указано в кадастровом паспорте земельного участка. Кроме того, Администрация для проведения кадастровых работ направила в адрес заявителя копию постановления администрации Атяшевского городского поселения от 06.11.2013 N 153 об образовании земельного участка площадью 25 841 квадратный метр по вышеуказанному адресу.
Посчитав действия Администрации незаконными, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (части 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку государственная собственность в отношении спорного земельного участка не разграничена, в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение землей осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.
Таким образом, Администрация, как орган местного самоуправления, является уполномоченным лицом по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Из материалов дела видно, что Общество является собственником производственного комплекса "Атяшевская нефтебаза ОАО "Мордовнефтепродукт" (свидетельство о государственной регистрации от 22.05.2013 серии 13 ГА N 750249), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 13:03:0101003:3 из земель населенного пункта общей площадью 16 534 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, р. п. Атяшево, ул. Гражданская, д. 1, ввиду чего обладает исключительным правом на приобретение в собственность данного земельного участка.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств обратного Администрация в материалы дела не представила.
Оценив имеющуюся доказательственную базу в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что Общество представило Администрации все необходимые документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, необходимые для приобретения Обществом права собственности на спорный земельный участок.
В связи с указанным суд обоснованно счел незаконными действия Администрации, выразившиеся в отказе письмом от 29.11.2013 N 10/03-03, предоставить в собственность заявителя земельный участок с кадастровым номером 13:03:0101003:3, общей площадью 16 534 квадратных метра, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, р. п. Атяшево, ул. Гражданская, д. 1, и правомерно обязал ответчика предоставить спорный участок заявителю.
Доводы заявителя о необоснованном применении к рассмотренному спору статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и неправомерном признании оспариваемого действия Администрации незаконным суд кассационной инстанции ввиду изложенного отклонил, как несостоятельные.
Указание заявителя на ошибочность вывода суда о предоставлении ответчику всех необходимых документов, предусмотренных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 в связи с отсутствием перечня зданий, строений и сооружений, расположенных на спорном земельном участке, суд округа во внимание не принял, поскольку данный документ не предусмотрен настоящим приказом в качестве документа подлежащего обязательному приложению к заявлению о приобретении права собственности на земельный участок.
Довод заявителя о несоответствии вывода суда о наложении земельного участка, занятого региональной дорогой, на земельный участок с кадастровым номером 13:03:0101003:3 представленным в материалы дела доказательствам направлен на переоценку последних, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
Ссылку Администрации на ошибочное применение судом к рассмотренному спору пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных в применением земельного законодательства" суд кассационной инстанции отклонил, как основанную на неправильном понимании сути спорных правоотношений и норм права, подлежащих применению к ним.
Довод заявителя о незаконном взыскании судом с Администрации в пользу Общества государственную пошлину в сумме 2000 рублей ввиду того, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик как орган местного самоуправления освобожден от ее уплаты, суд третьей инстанции счел ошибочным, поскольку освобождение государственных органов от уплаты государственную пошлину на основании указанной нормы права не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.08.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по делу N А39-452/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Чернышов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
...
Ссылку Администрации на ошибочное применение судом к рассмотренному спору пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных в применением земельного законодательства" суд кассационной инстанции отклонил, как основанную на неправильном понимании сути спорных правоотношений и норм права, подлежащих применению к ним."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 января 2015 г. N Ф01-5789/14 по делу N А39-452/2014
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5789/14
16.09.2014 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5651/14
02.09.2014 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5651/14
04.08.2014 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-452/14
20.05.2014 Определение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-452/14