Нижний Новгород |
|
26 января 2015 г. |
Дело N А39-160/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.01.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.01.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от заявителя: Смирнова Ю.И. (доверенность от 17.01.2015 N 2015-1)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.06.2014, принятое судьей Артамоновой Л.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014, принятое судьями Захаровой Т.А., Рубис Е.А., Урлековым В.Н., по делу N А39-160/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос" (ИНН: 2130054804, ОГРН: 1092120002700)
о признании незаконным решения Государственного комитета Республики Мордовия по транспорту,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытое акционерное общество "Объединение автовокзалов и автостанций",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Альбатрос" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным решения Государственного комитета Республики Мордовия по транспорту (далее - Комитет) от 15.10.2013 N 01-28/1017 об отказе в согласовании открытия межрегионального маршрута N 569 "Чебоксары - Ардатов" и об обязании согласовать указанный маршрут.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Объединение автовокзалов и автостанций" (далее - ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций").
Решением суда от 05.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащие применению часть 1 статьи 34 и статью 55 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, неправильно применили Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. По его мнению, отказ Комитета в согласовании открытия автобусного маршрута не аргументирован. Причина отказа (обеспеченность потребностей населения действующими маршрутами) не указана в законе. Поскольку решение Комитета не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, у судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" в отзыве отклонило доводы жалобы и заявило ходатайство о ее рассмотрении без участия представителя.
Комитет отзыв на кассационную жалобу не представил, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направил.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Мордовия и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество 20.09.2013 обратилось в Комитет с заявлением о согласовании открытия регулярного автобусного маршрута N 569 "Чебоксары - Ардатов" со временем отправления из города Ардатов в 07 часов 17 минут, 13 часов 27 минут и 15 часов 57 минут ежедневно. К заявлению Общество приложило пакет документов, предусмотренный Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса от 14.08.2003 N 178, ходатайство Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 18.09.2013 N 051/25-3363 о согласовании данного маршрута.
Комитет отказал в согласовании открытия маршрута, указав, что регулярные перевозки на указанном маршруте при средней наполняемости автобусов 38 процентов обеспечиваются существующим пассажирским транспортом в полном объеме (письмо от 15.10.2013 N 01-28/1017).
Общество посчитало, что решение Комитета не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 15 Федерального закона N 135-ФЗ, Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса от 14.08.2003 N 178 (далее - Порядок), Положением о Государственном комитете Республики Мордовия по транспорту, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.05.2009 N 237 (далее - Положение), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) правовое регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер в защиту жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов.
Статья 2 Федерального закона N 196-ФЗ относит к вопросам организации дорожного движения комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством регулирования деятельности на автомобильном транспорте, организации дорожного движения (статья 5 Федерального закона N 196-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Комитет является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в области автомобильного транспорта, а также по управлению, межотраслевому регулированию и координации деятельности организаций всех видов транспорта в Республике Мордовия. Комитет осуществляет функции по организации пассажирских перевозок транспортом, в установленном порядке принимает решения об открытии, изменении или закрытии пригородных и межмуниципальных маршрутов регулярного сообщения, утверждает паспорта пригородных и межмуниципальных маршрутов регулярного сообщения и согласовывает расписание движения транспортных средств по ним (пункты 1 и 4 Положения).
Комитет с целью реализации полномочий по вопросам транспортной политики имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к его компетенции вопросам (пункт 5 Положения).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178 утвержден Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации. Данный порядок разработан в целях обеспечения безопасности перевозок, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, создания цивилизованного рынка транспортных услуг и предназначен для упорядочения процедуры открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (межобластных, межкраевых, межреспубликанских), установления единых подходов, процедур взаимодействия, последовательности и сроков выполнения работ, связанных с открытием этих маршрутов.
Согласно пункту 3 Порядка открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Инициаторами открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации могут выступать юридические и физические лица (пункт 4 Порядка).
К перевозкам пассажиров по регулярным маршрутам между субъектами Российской Федерации допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующие лицензии (пункт 5 Порядка).
После получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута, после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут (пункт 9 Порядка).
Согласованные документы на открытие регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации или аргументированный отказ с указанием конкретных причин направляются перевозчику (пункт 10 Порядка).
Из материалов дела видно, что Общество на момент обращения в Комитет с заявлением о согласовании открытия автобусного маршрута N 569 Чебоксары - Ардатов имело лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Комитет отказал в согласовании открытия нового маршрута, указав на отсутствие необходимости в его открытии по причине обеспечения потребностей населения действующими маршрутами.
Суды, оценив материалы дела, установили, что отказ принят уполномоченным органом по вопросу, отнесенному к его компетенции, на основании анализа сведений о количестве действующих на данном направлении перевозчиков, количестве рейсов, средней наполняемости автобусов, интервале движения автобусов.
При установленных обстоятельствах суды пришли к выводу, что отказ принят в соответствии с Порядком, аргументирован, приведенные в нем основания отказа не противоречат требованиям законодательства, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения.
Кроме того, проанализировав действия Комитета по принятию оспариваемого отказа на предмет несоответствия Федеральному закону N 135-ФЗ, суды не установили, что они имели целью создание дискриминационных условий деятельности Общества, нарушающих его право на занятие предпринимательской деятельностью, и создание преференций другим хозяйствующим субъектам.
С учетом изложенного вывод судов о том, что в рассматриваемом случае оспариваемый отказ соответствует законодательству, не нарушает прав и законных интересов Общества, является правильным.
Вывод судов соответствует материалам дела и им не противоречит.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.06.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 по делу N А39-160/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178 утвержден Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации. Данный порядок разработан в целях обеспечения безопасности перевозок, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, создания цивилизованного рынка транспортных услуг и предназначен для упорядочения процедуры открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (межобластных, межкраевых, межреспубликанских), установления единых подходов, процедур взаимодействия, последовательности и сроков выполнения работ, связанных с открытием этих маршрутов.
...
При установленных обстоятельствах суды пришли к выводу, что отказ принят в соответствии с Порядком, аргументирован, приведенные в нем основания отказа не противоречат требованиям законодательства, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения.
Кроме того, проанализировав действия Комитета по принятию оспариваемого отказа на предмет несоответствия Федеральному закону N 135-ФЗ, суды не установили, что они имели целью создание дискриминационных условий деятельности Общества, нарушающих его право на занятие предпринимательской деятельностью, и создание преференций другим хозяйствующим субъектам."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 января 2015 г. N Ф01-5793/14 по делу N А39-160/2014