Нижний Новгород |
|
09 февраля 2015 г. |
Дело N А82-3030/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.02.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от истца: Соломенникова М.С. (доверенность от 19.01.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Южрегионстрой" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.08.2014, принятое судьей Савченко Е.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.11.2014, принятое судьями Савельевым А.Б., Поляковой С.Г., Тетерваком А.В., по делу N А82-3030/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "Южрегионстрой" (ИНН: 6150061839, ОГРН: 1096183004004)
к государственному бюджетному клиническому учреждению здравоохранения Ярославской области "Городская больница имени Н.А. Семашко" (ИНН: 7604205620, ОГРН: 1117604008026),
об обязании исполнить договор
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Южрегионстрой" (далее - Общество, ООО "Южрегионстрой") обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к государственному бюджетному клиническому учреждению здравоохранения Ярославской области "Городская больница имени Н.А. Семашко" (далее - Учреждение) об обязании допустить на объект для выполнения работ по замене оконных блоков на конструкции из ПВХ с профилем Brusbox Aero шириной 60 мм, стеклопакет 4-16-4F (энергосберегающие), поставленные Обществом на объект по договору от 17.12.2013 N 2013.231620.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.08.2014, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.11.2014, в удовлетворении искового требования отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, поскольку выводы, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела, суд нарушил нормы материального и процессуального права.
Заявитель указывает, что решение суда в полном объеме изготовлено с нарушением срока, в описательной части решения не изложено требование истца с учетом экспертного заключения. По мнению Общества, полностью отсутствует техническая документация, а сметная часть договора обосновывает стоимость работ, но не определяет технические характеристики товара.
Также Общество ссылается на то, что в заявке на участие в электронном аукционе указало эквивалент предлагаемого им для использования товара. Поскольку ООО "Южрегионстрой" было признано победителем аукциона, то вправе использовать указанный в заявке товар.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя не обеспечило, отзыв на жалобу не представило.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено при помощи систем видеоконференцсвязи с Арбитражным судом Ростовской области.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, путем опубликования извещения N 10.50/04-1613 ответчик разместил информацию о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту существующего корпуса Учреждения в рамках региональной программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области в 2008 - 2013 годах и перспективу до 2020 года", в частности работ по замене окон на оконные конструкции из ПВХ в объеме, указанном в разделе 2 "Техническая часть документации об открытом аукционе в электронной форме".
Согласно разделу 2 "Техническая часть документации об открытом аукционе в электронной форме" работы должны быть произведены в соответствии с локальными сметами N 4511153-3 и 4511153-5, размещенными на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.
Материалы дела подтверждают, что ООО "Южрегиострой" выразило согласие на выполнение работ в соответствии с требованиями, установленными в технической части документации открытого аукциона в электронной форме, с проектом договора, локальной сметой N 4511153-3, с приложением, в котором отражены технические характеристики товара (материала), используемого при выполнении работ, и предложило к установке оконный профиль Brusbox Aero шириной 60 мм.
Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме 0171200001913004155 от 25.11.2013 заявка Общества признана соответствующей требованиям, установленным документацией, и оно признано победителем на основании рассмотрения вторых частей заявок.
Как следует из материалов дела, по результатам открытого аукциона в электронной форме стороны заключили договор от 17.12.2013 N 2013.231620 (далее - договор), по условиям которого Учреждение (заказчик) поручает, а Общество (подрядчик) принимает на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту существующего хирургического корпуса ГБКУЗ ЯО "Городская больница им. Н.А. Семашко", а именно по замене оконных блоков в рамках региональной программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области в 2008-2013 годах и перспективу до 2020 года" - мероприятия "Повышение теплозащитных характеристик ограждающих конструкций зданий бюджетной сферы", на конструкции из ПВХ в полном соответствии с действующими нормами, техническими условиями, техническим заданием (Приложение N 1 к договору), локальными сметами (Приложение N 2 к договору) и графиком выполнения работ (Приложение N 3 к договору).
В соответствии с пунктом 4.2.2 договора заказчик обязуется предоставить место выполнения работ, обеспечить свободный и беспрепятственный доступ к местам выполнения работ.
В письме от 24.12.2013 N 61 Общество представило для согласования эскизы оконных конструкций. Не получив ответа, оно в письме от 30.12.2013 N 63 указало, что оставляет за собой право поставлять оконные конструкции в соответствии с техническими характеристиками, заявленными ООО "Южрегионстрой" для участия в аукционе. В письме от 10.01.2014 Общество сообщило, что Учреждение приняло заявку-согласие ООО "Южрегионстрой" с предложенными в ней техническими характеристиками оконных блоков.
Письмом от 15.01.2014 N 37/03 Учреждение выразило несогласие на принятие работ, не предусмотренных договором, и указало, что пунктом 18 локальной сметы N 4511153-3, являющейся неотъемлемой частью договора, установке подлежат оконные блоки из ПВХ с шириной профиля 90 мм класса А.
Общество в письме от 21.01.2013 N 6 доводы Учреждения отклонило, повторно указав, что заявка, содержащая предложенные ООО "Южрегионстрой" характеристики оконного профиля, Учреждением принята.
В письме от 23.01.2013 N 8 Общество потребовало от Учреждения объяснений по вопросу препятствования выполнению работ, а также просило обеспечить доступ на объект для выполнения работ по установке оконных блоков.
В письме от 24.01.2014 N 71/03 Учреждение сообщило Обществу, что по результатам входного контроля качества оконных конструкций выявлено несоответствие доставленных на территорию больницы оконных блоков из ПВХ с шириной профиля 60 мм условиям договора, а также указало, что работы приостановлены в части установки оконных блоков с техническими характеристиками, несоответствующими условиям договора. Установке оконных конструкций, свойства которых соответствуют договору, и производству иных работ в соответствии с условиями договора и локальной сметой N 4511118-5 Учреждение не препятствует. Первая часть заявки на участие в аукционе, на которую ссылается Общество, должна содержать лишь согласие участника размещения Заказа; иных требований, в том числе описания технических характеристик используемого материала, не установлено. Кроме того, подрядчик согласился выполнить работы на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе, в том числе локальными сметами.
Учреждение направило Обществу претензию от 27.01.2014 N 78/03 с требованием исполнить условия договора и приложения к нему.
В письме от 28.01.2014 ООО "Южрегионстрой" указало, что в техническом задании сведения о качественных и технических характеристиках товара не предусмотрены. Профильная система с монтажной шириной 90 мм не производится на территории Российской Федерации, следовательно, в нарушение пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" заказчик не указал товарный знак, происходящий из иностранного государства, а также товарный знак в отношении товара российского производства, являющийся эквивалентом данного товара. В связи с этим для информирования заказчика о поставляемом товаре подрядчик в первой части заявки на участие в аукционе предусмотрел качественные характеристики оконных блоков, которые предложил к установке на объекте. С учетом изложенных обстоятельств Общество предложило внести в договор соответствующие изменения.
С целью подтверждения возможности установки на объекте металлопластиковых конструкций (окон из ПВХ) с профилем шириной 60 мм подрядчик представил заключение ООО "Экспертно-оценочная компания "Регион" от 21.04.2014 N 04-э/14.
Письмом от 14.02.2014 N 14 Общество повторно просило Учреждение допустить его сотрудников для продолжения выполнения работ по монтажу доставленных на объект оконных конструкций, внести изменения в договор.
Учреждение указало Обществу на необходимость в срок до 06.03.2014 выполнить работы в соответствии с условиями договора (письмо от 19.02.2014).
Полагая, что Учреждение необоснованно препятствует выполнению работ по установке оконных блоков, ООО "Южрегионстрой" обратилось в арбитражный суд с иском.
Руководствуясь статьями 328, 719, 740, 743 (пункт 1), 747 (пункт 2), 748 (пункт 2) Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 5, 9 (пункт 5), 41.12 (пункт 10) Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Арбитражный суд Ярославской области в удовлетворении иска отказал.
Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Правоотношения, возникшие между сторонами, квалифицированы судами как вытекающие из договора подряда, регламентированного главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктом 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ (пункт 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 10 статьи 41.12 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме, либо в случае заключения контракта с иным участником открытого аукциона в электронной форме по цене, предложенной таким участником открытого аукциона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Закона N 94-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта, указанных в части 10 статьи 41.12 названного закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.
В силу условий заключенного сторонами договора подрядчик обязан его исполнить в соответствии со сметой, в которой указаны технические характеристики окон, подлежащих установке в ходе выполнения подрядных работ.
Суд установил, что предлагаемые Обществом к установке профили оконных блоков не соответствуют тем техническим характеристиками, которые согласованы в договоре и приложении к нему - локальной смете N 4511153-3 (ширина 60 мм, класс Б, вместо ширины 90 мм, класс А).
При этом договор был заключен на условиях, предложенных заказчиком в конкурсной документации (техническом задании, локальной смете). Указание подрядчиком в согласии на участие в аукционе иных технических характеристик не было предусмотрено аукционной документацией и правового значения при рассмотрении спора об исполнении договора, следовательно, оно не имеет.
Результаты аукциона и заключенный сторонами договор в установленном порядке не оспорены, недействительными не признаны.
Обнаружив несоответствие выполняемых подрядчиком работ условиям договора, заказчик, в соответствии с пунктом 2 статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации, немедленно заявил об этом подрядчику.
Поскольку в материалы дела не представлены доказательства того, что в проект и, соответственно, локальную смету в установленном порядке внесены соответствующие изменения, ссылка Общества на возможность замены используемого при выполнении работ материала подлежит отклонению.
Представленное ООО "Южрегионстрой" заключение ООО "Экспертно-оценочная компания "Регион" от 21.04.2014 N 04-э/14 доказательством правомерности отступления от условий заключенного договора не является. Суд округа отклоняет довод заявителя кассационной жалобы о том, что экспертное заключение ООО "Экспертно-оценочная компания "Регион" не исследовалось в судебном заседании как необоснованное.
Экспертное заключение ООО "Экспертно-оценочная компания "Регион" апелляционный суд рассмотрел как иной документ, допускаемый в качестве доказательства, и на его основании сделал вывод о том, что предложенные истцом окна по своим характеристикам отличаются от требований проектной и технической документации по договору.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Обществу в удовлетворении его требований.
Ссылка заявителя жалобы на нарушение судом первой инстанции срока, установленного абзацем 2 части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может быть принята во внимание, так как данное нарушение норм процессуального права в соответствии с частью 4 статьи 288 названного кодекса не является безусловным основанием для отмены решения суда и не привело к принятию судом неправильного решения.
Не нашел своего подтверждения довод Общества о нарушении судом первой инстанции статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в мотивировочной части решения описаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом, приведены доказательства, на которых основаны выводы суда, указаны законы и иные нормативные акты, которыми руководствовался суд при принятии решения.
Подлежит отклонению довод заявителя о нарушении апелляционной инстанции срока рассмотрения ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы с участием видеоконференцсвязи, так как данное нарушение норм процессуального права в соответствии с частью 4 статьи 288 названного кодекса не является безусловным основанием для отмены судебного акта.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанных судами выводов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушения норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.08.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.11.2014 по делу N А82-3030/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южрегионстрой" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 10 статьи 41.12 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме, либо в случае заключения контракта с иным участником открытого аукциона в электронной форме по цене, предложенной таким участником открытого аукциона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Закона N 94-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта, указанных в части 10 статьи 41.12 названного закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.
...
Обнаружив несоответствие выполняемых подрядчиком работ условиям договора, заказчик, в соответствии с пунктом 2 статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации, немедленно заявил об этом подрядчику."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 февраля 2015 г. N Ф01-6147/14 по делу N А82-3030/2014